Екатерина Капицына
Преемственность занятий по плаванию и занятий по физической культуре в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность занятий по плаванию и занятий по физической культуре в детском саду
Содержание:
1. Роль подготовительных упражнений в процессе
обучения плаванию детей дошкольного возраста
2. Влияние специально-подготовительных упражнений на развитие физических качеств.
3. Развитие координационных способностей по средствам упражнений в воде.
Публикация «Преемственность занятий по плаванию и занятий по физической культуре в детском саду» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плавание, бассейн в детском саду
- Плавание. Конспекты занятий по плаванию в бассейне
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
4. Акробатические элементы как базовые виды подготовки и развития координационных способностей
5. Игра на суше и в воде
6. Приложение «Специально-подготовительные упражнения, используемые в зале «сухого» плавания при обучении детей плаванию»
7. Литература
Роль подготовительных упражнений в процессе
обучения плаванию детей дошкольного возраста
Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспитании, физическом развитии, укреплении здоровья дошкольника. Общепризнанны эффекты благоприятного влияния занятий плаванием в дошкольном возрасте на жизнедеятельность ребёнка, которые можно обобщить в двух аспектах: в психофизиологическом - укрепление функциональных систем детского организма (сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной, нервно- психической) и в психолого-педагогическом – формирование сложноорганизованных действий, обладающих повышенной восприимчивостью к обучающим воздействиям именно в дошкольном возрасте.
Чтобы ускорить процесс обучения плаванию применяются специальные упражнения, которые делятся на основные и подготовительные.
К основным упражнениям следует отнести те, которые направлены на непосредственное решение основных задач курса обучения плаванию. Это упражнения в плавании различными способами, в полной координации проплывание спортивными способами различных дистанций и отрезков. Иными словами с помощью этих упражнений решают главную цель – в совершенстве овладеть навыком плавания и, в частности, техникой плавания различными способами плавания.
К подготовительным упражнениям относятся все упражнения помогающие овладеть навыком плавания и техникой спортивных способов. Они выполняются как в воде, так и на суше. Все подготовительные упражнения в зависимости от специфической направленности подразделяются на несколько групп.
К первой группе подготовительных упражнений, относятся упражнения, которые по своей структуре или форме напоминают движения производимые при плавании, т. е. технику плавания спортивными способами.
Такие упражнения обычно называются подводящими, если они выполняются в воде, и имитационными, если выполняются на суше. В основном это движения конечностями, выполняемые отдельно или согласованно, упражнения в разучивании технике дыхания и т. д.
Имитационные упражнения напоминают плавательные движения только по форме, но по структуре значительно отличаются от них. Поскольку вода поддерживает тело, то при выполнении плавательных движений чередование напряжений и расслаблений одних и тех же мышечных групп в воде и на суше может быть диаметрально противоположным (если, например, вода препятствует движению руки сверху вниз, то это же движение на суше осуществляется благодаря тяжести самой руки).
Не рекомендуется частое и многократное повторение плавательных движений на суше, так как они могут привести к автоматизации, что при выполнении плавательных движений в воде принесёт только вред.
Имитационные движения в основном применяются при первоначальном разучивании техники плавания, перед тем как занимающиеся войдут в воду. Их применяют также для устранения ошибок, когда руководитель по плаванию, обращает внимание на замеченные ошибки при выполнении плавательных движений.
К подводящим упражнениям, выполняемым в воде, относятся упражнения для разучивания техники движения конечностями при плавании различными способами, техники дыхания, техники согласования движений верхними и нижними конечностями и дыхания. Они могут выполняться с помощью поддерживающих средств или без них.
Подготовительные упражнения можно включать в основную часть занятий, на которых изучается, например, полная координация движений при плавании.
Применение подводящих упражнений возможно и для устранения ошибок у занимающихся, уже овладевших основным упражнением и
освоивших технику плавания.
Вторую группу подготовительных упражнений – специально-подготовительных - составляют упражнения, которые по структуре и форме не всегда напоминают плавательные движения (основные движения). Их выполнение способствует развитию специфических качеств и навыков пловца.
К этой категории относятся упражнения, которые способствуют развитию тех или иных важных для пловца мышечных групп, улучшают и развивают подвижность суставов, координацию движений, увеличивают объём лёгких, развивают гибкость и т. д.
Такие упражнения могут выполняться с помощью различных гимнастических снарядов: гантелей, амортизаторов, эспандеров, специальных блочных устройств и т. д. Эти упражнения выполняются перед занятиями в воде или после них, а также их можно использовать в виде утренней гимнастики, в гимнастических комплексах на занятиях физической культуры, физкультминутках, физкультпаузах между занятиями и в упражнениях после дневного сна.
Третью группу подготовительных упражнений – общеподготовительных – составляют упражнения, которые способствуют повышению общего физического развития занимающихся. Это упражнения из других видов спорта: гимнастики, лёгкой атлетики и т. д. Выполнению упражнений, способствующих общему физическому развитию, надо уделять значительное время на занятиях физической культуры.
Приведённая классификация рассматривает место и назначение упражнения в соответствии с задачами всего курса обучения плаванию. Специально-подготовительные и обще подготовительные упражнения должны использоваться постоянно и регулярно. Однако на различных этапах учебно-воспитательного процесса, когда, предположим, возникает
необходимость в повышении уровня общего физического развития или в развитии определённых качеств, упражнения из серии подготовительных могут приобрести основное значение.
Таким образом, кроме общей классификации, приведённой выше, подготовительные упражнения можно классифицировать применительно к каждому способу плавания. Например, выделяются упражнения, способствующие освоению навыка плавания способом кроль на груди, кроль на спине и т. д. В этом случае классификация будет носить частный характер.
Упражнения можно классифицировать по их направленности, с учётом развития определённых качеств и навыков, т. е. упражнения на развитие силы, быстроты, координации, гибкости, выносливости и упражнения на освоение со свойствами воды, упражнения на скольжение, ныряние и т. д.
Влияние специально-подготовительных упражнений на развитие физических качеств.
Поскольку физические качества развиваются неравномерно и зависят от сенситивных периодов, то такие необходимые при обучении плаванию качества как координация и гибкость целесообразно развивать в старшем дошкольном возрасте. Особого внимания, с точки зрения развития координации движений, заслуживает согласованная работа рук и ног, а с точки зрения гибкости - пять основных частей тела: область голеностопного сустава, таз, позвоночный столб, область плечевого сустава и колени, так как при обучению плаванию необходим диапазон движений, позволяющий плавать без чрезмерного сопротивления со стороны мягких тканей и способствующий проявлению оптимальной на данном этапе обучения техники. Именно на развитие гибкости и координации в основном и направлены специально-подготовительные упражнения, приведенные ниже.
Практически все специально-подготовительные упражнения, увеличивая растяжку мышц, подвижность суставов, амплитуду движений,
координацию, оказывают лечебно-профилактический эффект не только на опорно-двигательный аппарат, но и позволяют без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания (т. к. воздействие на позвоночник, органы и мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы способствует выработке естественной сопротивляемости организма).
Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим методом тренировки для развития силы, выносливости, координации движений и гибкости.
При обучении плаванию детей дошкольного возраста наиболее приемлемыми и доступными в освоении является группа специально-подготовительных и общеподготовительных упражнений. Возможность использовать данные упражнения в виде комплексов утренней гимнастики или отдельного занятия в спортивном зале (зале сухого плавания) даёт возможность не прерывать учебно-воспитательный процесс по плаванию в течение всего года. Занятия, в основе которых лежат специально-подготовительные упражнения, могут быть альтернативой занятиям в бассейне, например при отсутствии воды или во время ремонта самого бассейна. Разнообразность упражнений данной группы позволяет выполнять их как индивидуально, так и парно, то есть при помощи партнёра, что естественно делает их более интересными при выполнении.
Таким образом, даже не имея возможности заниматься непосредственно в бассейне, можно создать хорошую двигательную базу, основанную на подводящих упражнениях, для последующего обучения плаванию.
Последовательность изучения представленных упражнений и их дозировка регламентируется возрастом детей, их физическим развитием, физической и плавательной подготовленностью.
Чтобы дошкольник смог выполнить предложенные упражнения, процесс обучения необходимо ориентировать на изучение ребёнком двигательного действия с различных сторон, в различных условиях и вариантах выполнения.
Правильно построенный педагогический процесс должен повторять раз за разом не то или иное средство решения данной двигательной задачи, то есть только внешнюю форму упражнения или движения разработанную на основе кинематических характеристик движений спортсменов высокой квалификации, а повторять процесс решения этой задачи с постепенным уточнением и совершенствованием средства.
Обучение необходимо строить не по принципу минимизации ошибок при его воспроизведении и построении, даже когда соблюдение этого принципа необходимо для обеспечения успешного решения двигательной задачи, а идти по пути вариативного выполнения изучаемого действия. Наличие отклонений от заданного образца является в этом случае нормой, активным поиском «нужного» движения. «Ошибки» при выполнении позволяют ребёнку лучше прочувствовать, пережить телесно, эмоционально и ментально осваиваемое движение. Важно только, чтобы ассоциации, вызванные неэффективными вариантами выполнения двигательного действия, не закрепились в долговременной памяти ребёнка, и это – специальная задача педагога.
Развитие координационных способностей по средствам упражнений в воде.
При обучении плаванию детей дошкольного большое внимание уделяется развитию физических качеств, так как они играют не маловажную роль в освоении такого сложного вида движения, каким является плавание.
В виду того что у детей дошкольного возраста ещё недостаточно сформированы основные психофизические качества, а плавание как вид движения требует не малых усилий со стороны ребёнка, на первое место
выходит такое качество как координационная способность.
В повседневной жизни возрастает значение таких качеств человека, как способность быстро ориентироваться в пространстве, тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц, быстро реагировать на сигналы внешней среды, а также меткости, чувства ритма, способности произвольно расслаблять мышцы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях.
Не овладев этим комплексом качеств и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями. Необходимость направленного развития способностей оптимально регулировать и управлять движениями, известными в настоящее время под термином «координационные способности (КС)», не вызывают сомнений у специалистов.
Для чего необходимо развивать КС у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания?
Целенаправленное развитие и совершенствование КС с раннего возраста приводит к тому, что дети:
- значительно быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями;
- на более высоком качественном уровне усваивают новые и легче перестраивают старые двигательные программы;
- легче справляются с заданиями, требующими высокого уровня психофизических функций в сенсомоторной и интеллектуальной сферах;
- приобретают умения рационально и экономично расходовать свои энергетические ресурсы;
- постоянно пополняют двигательный опыт;
- испытывают радость и удовлетворение от постоянного овладевания новыми разнообразными видами физических упражнений.
В связи с вышесказанным цель развития КС состоит в оптимизации
двигательной (в том числе и координационной) подготовленности детей.
Задачи развития КС детей следует решать в тесной связи с задачами общей и специальной физической подготовки. Прежде всего необходимо указать на такую задачу, как развитие КС с воспитанием физических способностей скоростных, скоростно-силовых, выносливости, гибкости). К сожалению в специальных пособиях по физическому воспитанию детей эти задачи лишь упоминаются, поэтому на практике они часто решаются отдельно друг от друга. В результате нередки случаи, когда ребёнок имеет достаточно высокий уровень развития физических сил, но не умеет рационально и экономично их расходовать, или владеет техникой приёма в стандартных условиях, но не может его оптимально применить в вариативных ситуациях и т. д.
Решать указанные задачи необходимо с учётом возрастных особенностей развития. У дошкольников процесс развития КС должен идти одновременно с воспитанием, прежде всего скоростных и скоростно-силовых способностей, а также гибкости.
Основным положением методики развития КС детей является систематическое и последовательное обучение новым разнообразным двигательным действиям (навыкам, умениям, и создание на этой основе более сложных форм координации движений.
Важным методическим положением в процессе обучения новым двигательным навыкам является умелое использование специальных координационных упражнений, направленных на развитие специфических КС, и воспитание отдельных психофизиологических функций анализаторов движений. В частности, в гимнастике необходимы специальные координационные упражнения для развития способностей к равновесию, ритму, вестибулярной устойчивости.
Одним из главных положений в воспитании КС является проблема
наилучшего сочетания координационных упражнений с упражнениями по развитию физических способностей. Основные физические способности или психофизические качества ребёнка включают в себя такие понятия как сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость. Их развитие – важная задача физического воспитания. Психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врождённых анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Но при этом нельзя учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств.
В процессе воспитания КС необходим также индивидуально-дифференцированный подход во всех возрастных группах.
В качестве средств развития КС детей можно использовать разнообразные упражнения, если они:
• связаны с преодолением координационных трудностей;
• требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при выполнении сложных в координационном отношении двигательных действий в различных условиях;
• являются новыми и необычными для исполнителя;
• хотя и являются привычными, но выполняются либо при изменении самих движений и двигательных действий, либо условий.
Акробатические элементы как базовые виды подготовки и развития координационных способностей
Главная задача координационного совершенствования дошкольников – обеспечение широкого базиса, т. е. фонда усвоенных двигательных навыков и умений, и на его основе достижение разностороннего развития КС. Чтобы успешно её решить, дошкольников в первую очередь обучают обширному кругу двигательных действий. Для этого на занятиях с ними применяют разнообразные упражнения, в большинстве новые и
необычные, многие из которых можно рассматривать как координационные.
В 5-7 – летнем возрасте для развития КС, проявляемых в акробатических упражнениях, имеются наилучшие условия. Разнообразие, высокая эмоциональность, возможность разносторонне влиять на организм, а также занятия акробатикой делают ребёнка сильным, ловким, смелым.
Акробатическая подготовка помогает достичь высоких результатов в любом другом виде спорта, если ребёнок продолжит раннюю спортивную специализацию. Минимальна потребность в специальном спортивном оборудовании. Изучением акробатических упражнений можно заниматься под руководством родителей. У детей, занимающихся акробатикой, всегда готов интересный номер для участия в самодеятельности.
Приводимые ниже акробатические упражнения для развития КС – это тот минимум, которым может овладеть ребёнок 5-7 лет.
1. группировка: сидя, лёжа на спине, в приседе;
2. перекаты вперёд и назад в группировке, лёжа на спине;
3. перекаты назад из упора присев;
4. перекаты в сторону из упора стоя на коленях;
5. перекат в сторону, стоя на одном колене;
Исходя из выше сказанного, можно предположить, что акробатика и гимнастика являются базовыми видами подготовки и развития КС в условиях дошкольного учреждения.
Одновременное использование специальных упражнений в гимнастическом зале (зале сухого плавания) и бассейне при обучении основам акробатики даёт возможность получить очень эффективное средство развития.
Если гимнастический зал выступает в роли места, где разучиваются новые, достаточно сложные в координационном отношении двигательные действия, т. е. упражнения статического или динамического характера,
овладеть которыми можно лишь после ряда повторений в стандартных условиях, то упражнения в бассейне – это привычные упражнения, выполняемые в необычных условиях.
Где начинать обучение акробатике – в бассейне или спортивном (гимнастическом) зале? Практика показала, что лучшим объектом физкультурно-оздоровительного назначения при начальном обучении выступает спортивный зал. Он даёт большую возможность ребёнку осмыслить и получить представление о выполняемом действии. Роль руководителя физического воспитания – помочь ребёнку осознать возможности своего тела, укрепит уверенность в своих силах и способностях.
Умелый подбор подводящих упражнений (от простого к сложному) ведёт к быстрейшему освоению и закреплению двигательных навыков и умений, содействует развитию координационных способностей. Особенно тщательно необходимо подбирать эти упражнения на первых этапах обучения, когда запас навыков и умений мал. По мере овладения спортивными действиями следует постепенно повышать требования не только к точности и быстроте, что особенно характерно, для занятий с дошкольниками, но и к рациональности выполнения этих действий, находчивости в их осуществлении сначала в относительно постоянной, а затем и в изменяющейся обстановке. Поэтому подводящие упражнения нельзя выполнять только в стандартных условиях, следует варьировать либо подводящие упражнения, либо условия, в которых они выполняются, чтобы не возник стойкий стереотип движения, так называемый координационный барьер. На этом этапе использование упражнений в бассейне даёт большой моторный эффект.
Основной формой обучения в дошкольном возрасте должна быть игра, построенная на знакомых ребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким выразительным показом. Однако физическая нагрузка при играх дошкольников в воде превышает аналогичные на суше, и
опыт показывает, что дети непроизвольно самостоятельно регулируют ее. Особо следует отметить, что ребенка, на начальных этапах особенно, чаще пугает не сама вода, а ее обилие. Игры в воде широко используются в обучении плаванию детей с самых первых занятий. Они способствуют осваиванию различных движений в воде. Играя в воде, дети привыкают к ней, незаметно освобождаются от чувств страха и в результате выполняют различные движения и передвижения в воде смело и без лишнего напряжения. Кроме того, игры в воде используются как метод закрепления и совершенствования отдельных навыков движений способов плавания. Они способствуют также воспитанию у дошкольников смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.
Тренировочный процесс в плавании обладает всеми отрицательными признаками любого циклического вида спорта: необходимостью выполнения однообразных, скучных движений, многократно повторяемых в течении всего занятия. Причем при плавании движения выполняются в специфических условиях водной среды, т. е. в относительно большой изоляции от преподавателя и товарищей по группе. Задержки дыхания, погружения в воду, выдохи в воду и непосредственно передвижения в воде практически оставляют ребенка в течении большей части занятия наедине с самим собой. Поэтому на этой стадии обучения плаванию у детей может снизиться интерес к разучиваемым упражнениям. В связи с этим особую роль игры на занятиях плавания трудно переоценить. Игра помогает налаживанию контактов в детском коллективе, способствует повышению эмоциональности занятий, что в свою очередь помогает быстрее и прочнее закрепить разученные упражнения.
Во время игр дети выполняют огромное количество самых разнообразных движений. Навыки, сложившиеся на основе применения широкого круга упражнений и игр, оказывают значительно более
пластичными, легче переносятся в новые, измененные условия, чем те, которые формировались в ограниченной выборке средств и применяемых методов.
Таким образом, сохраняя преемственность занятий по физической культуре и занятий по плаванию, можно не только решать задачи развития физических качеств, но и задачи обучения плаванию, формирования потребности в физических нагрузках и воспитания интереса к различным видам двигательной деятельности.
Используемая литература:
1. Булах И. М. Плавание от рождения до школы. – Мн., 1991
2. Васильев В. С. Обучение детей плаванию. – М., 1989
3. Воронова Е. К. Программа обучения детей плаванию в детском саду. – С. -П., 2003
4. Глазырина Л. Д. Физическая культура - дошкольникам. Программа и программные требования. – М., 2001
5. Иванченко Е. И., Пасичниченко В. А., Овсянкин В. А. Методика обучения начальному плаванию. - Мн., 1991
6. Литвинов А. А., Ивченко Е. В. «Азбука плавания» С. -П. ,1993
7. Пищикова Н. Г. «Обучение плаванию детей дошкольного возраста» М. 2008
8. Рыбак М. В., Глушкова Г. В., Поташева Г. Н. «Раз, два, три, плыви» М. 2010
9. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. «Обучение плаванию в детском саду» М. 1991