Юлия Данилина
Преодоление страхов у детей. Школа. Занятие с психологом.
▼ Скачать + Заказать документы
Тревога, связанная со школой, актуальна не только для школьников. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) иногда испытывают негативные чувства из-за страха школы как ближайшей перспективы.
В большинстве случаев подобные страхи есть следствие восприятия личного школьного опыта родителей (ведь откуда ребенок все берет) или невротического развития ребенка. У уравновешенного ребенка, которого родители позитивно настраивают по отношению к школе, могут возникать ситуативные опасения, но они быстро прорабатываются в беседе и не приобретают устойчивого характера.
Публикация «Преодоление страхов у детей, Школа, Занятие с психологом,» размещена в разделах
Цель психолога - понять основную (основные) причину тревоги, связанной со школой, и дать ребенку уверенность, что проблема разрешима.
Задачи:
1. Определить степень дезадаптации и тревожности, связанных со школой;
2. Дать ребенку опыт наблюдения за школьным процессом "со стороны", сместить "точку зрения", дать опыт освоения иных ролей;
3. Показать пути творческого самовыражения в рамках школы.
Упражнение 1. Что такое школа?
Это беседа, которая может проводиться независимо от того, состоит ли группа из дошкольников или школьников. Цель беседы - понять представления детей о школе и дать новые корректирующие установки. Психолог задает следующие вопросы:
1. Что такое, по-твоему, школа?
2. Бывал ли ты в школе, видел ее, заходил внутрь (для дошкольников?
3. Что (кого) ты видел в школе, в школьном дворе (для дошкольников?
4. Понравилось ли тебе в школе (для дошкольников?
5. Хочешь ли ты пойти в школу, быть школьником (для дошкольников?
6. Есть ли у тебя друзья, братья, сестры, которые уже учатся в школе, что они тебе рассказывают о школе (для дошкольников?
7. Для чего нужна школа (для дошкольников и школьников?
8. Нравится ли тебе в школе (для школьников?
9. Что особенно нравится в школе, а что не очень (для школьников?
10. Есть ли у тебя хорошие друзья в классе, в школе (для школьников?
11. Как нужно вести себя в школе?
12. Чем, по-твоему, поведение школьника отличается от поведения дошкольника?
13. Что берут с собой в школу, а что брать нельзя?
Последний вопрос служит мостиком к следующему уражнению.
Упражнение 2. Утро школьника.
Психолог предлагает поиграть в ловкого школьника.
Психолог : Представьте - утро, звенит будильник (можно воспроизвести звук реальным будильником, школьник встает и. что он делает?
Детям предлагается доступная для них пантомима. Пусть они жестами изобразят, что делает школьник (одевается, умывается, чистит зубы, причесывается, кушает, проверяет содержимое портфеля, приготовленного с вечера, прощается с мамой, бабушкой и т. д.). Возможен вариант, когда психолог вызывает самого "артистичного", смелого ребенка, который показывает остальным пантомиму. Зрители угадывают, что сейчас делает школьник. Возможно, что повторить в другом варианте пантомиму захочет еще кто-то. Тогда он становится "актером". Психолог может задавать наводящие вопросы:
1. А артист ничего не забыл?
2. А что нужно делать раньше - завтракать или умываться?
3. А когда лучше собирать портфель? И т. д.
И так постепенно, уражнение за упражнением, ребенок избавляется от страхов школы, которая уже не будет казаться такой чуждой. Данные и следующие уражнения представлены в книгеТ. А. Арефьевой, Н. И. Галкиной - "Преодоление страхов у детей". Тренинг.