Папки-передвижки

Социально-психологические условия изучения страхов детей 5–6 лет

Ульяна Филиппова
Социально-психологические условия изучения страхов детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенку века «новых технологий» приходиться бороться со множеством видов страхов, которые не испытывали его ровесники прошлого века. Компьютеры, компьютерные игры, планшеты, различные гаджеты, ежедневные сообщения о катастрофах, разрушениях, бедствиях которые видят дети с экранов телевизоров, фильмы ужасов, боевики, криминогенная остановка – все это формирует новую реальность в сознании современного ребенка. Под действием этих и других факторов мы получаем такие феномены, как медикализация, выражающаяся в том, что детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при использовании антидепрессантов для агрессивных детей; повышенный уровень тревожности и страхов ребят.

Публикация «Социально-психологические условия изучения страхов детей 5–6 лет» размещена в разделах

Дети в таких условиях оказываются наименее защищенными так как организм и психика ребенка неустойчивы, легкоуязвимы. Дети очень восприимчивы к условиям окружающей их среды и ее воздействию. Чувство неуверенности в собственной защищенности и благополучии может вызывать у него тревогу и различные страхи.

В последние десятилетия детскими страхам уделяется все больше внимания. Исследования Л. С. Выготского, А. И. Захарова, О. А Карабановой, А. С. Спиваковской доказывают, что детские страхи серьезно затрудняют учебную, игровую деятельность ребенка, усложняют детско – родительские отношения, а также отрицательно сказываются на социальной активности и взаимопонимания ребенка со сверстниками и взрослыми. Однако многомерное изучение детских страхов, разнообразие и количество выполненных в данном направлении исследований отечественных и зарубежных ученых не снимает актуальности проблемы, в связи с глобализацией, общественно – политическими и экономическими изменениями, влияющими на жизнь взрослых и детей.

Цель исследования: изучение особенностей детских страхов.

Объект исследования: страхи детей 5 – 6 лет, предмет исследования: процесс преодоления страхов детей 5 - 6 лет методами арт – терапии.

В поисках средств решения поставленной проблемы была сформулирована гипотеза: наиболее успешными средствами коррекции детских страхов являются методы арт – терапии.

Страх, одна из фундаментальных эмоций человека и возникает на действие угрозы [1]. Проявления страха у детей дошкольного возраста разнообразны: например, от совершения большого количества лишних движений и многословности до полного оцепенения, когда ребенок полностью замирает и замолкает.

Во многих источниках страх трактуется как первичная эмоция, вызванная надвигающейся опасностью и сопровождающаяся желанием спастись бегством [4, 5]. Остановимся на рабочем определении: страх – это базовая эмоциональная реакция человека, возникающая в результате опредмечивания тревожности под влиянием действительности, воображаемой или внушенной опасности, угрозы биологическому или социальному существованию [7].

Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. Во все времена страх сопровождал человека, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений. Именно страх учит людей бороться со стихией, позволяет избегать встречи с опасностью, знакомит человека с окружающим миром и его реалиями, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни.

А. И. Захаров считает, что каждому возрасту присуще свои страхи, которые отражают реальный путь развития самосознания человека [4].

В старшем дошкольном возрасте от пяти до семи лет формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации, чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. Для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе.

В старшем дошкольном возрасте угроза для жизни ассоциируется с таким сказочным персонажем как Змей Горыныч. Страх перед ним, поднимаясь из глубин подсознания, внезапно овладевает воображением ребенка, отождествляясь, как и в давние времена, с похищением людей, с испепеляющим все вокруг огнем и пожаром. И вне этого страхи огня и пожара получают свое развитие в старшем дошкольном возрасте, будучи одним из проявлений страха смерти. О последнем косвенно могут говорить также страхи Волка в младшем дошкольном и Крокодила - в старшем дошкольном возрасте [3].

Нарастание числа страхов начинается примерно с четырехлетнего возраста, и продолжается вплоть до начала обучения в школе, а то и дольше [8]. По мнению, Е. Е. Алексеевой, связано это прежде всего с интенсивным развитием эмоциональной сферы дошкольника [1]. Страх у детей проявляется непроизвольно и сопровождается чувством волнения, беспокойства и даже ужаса [7].

По мнению В. В. Абраменковой важнейший фактор духовного нездоровья современных детей – нарушение отношений в системе «ребенок – ребенок» т. е. в детской субкультуре в частности. С точки зрения З. Фрейда, чаще всего источником страхов выступает мать, тревожная по характеру и всего боявшаяся в детстве.

Тревожность и мнительность родителя разрушают у ребенка остатки уверенности в себе. Разговоры о пожарах, убийствах, стихийных бедствиях отражаются на детской психике. По вине родителей, часто возникает страх заражения, который чаще всего является реакцией на внушенную угрозу.

У детей, при выраженной тревожности родителей, изоляции ребенка от общения со сверстниками, большом количестве запретов и наоборот, нервно – психических перегрузках, испытываемых матерью при подмене семейных ролей, при отсутствии возможности идентификации с родителем того же пола возникают чаще всего внушенные страхи.

Основной источник страхов лежит в сфере взаимоотношений между родителями и ребенком [6]. Если у детей существуют конфликтные отношения с родителями, если родители недостаточно эмоционально отзывчивы, то это приводит к возникновению у детей беспокойства, тревоги, страхов. С точки зрения А. С. Спиваковской одной из самых распространенных причин появления детских страхов также является неправильное воспитание ребенка в семье и сложные конфликтные семейные отношения [8].

Детские страхи могут понести за собой большое количество психологических проблем. Ребенок с внутренней тревожностью в дальнейшем начинает испытывать конкретный страх, что ведет к заниженной самооценке, повышенной самокритичности, неуверенности в себе, это в конечном итоге может привести к снижению продуктивности мышления, навязчивым мыслям и образам, эмоциональному дискомфорту и, как следствие социально – психологической дезадаптации (стресс, невроз, расстройство личности) [4].

В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов.

Для коррекции детских страхов нам потребовалось провести исследование с целью изучения детских страхов. В исследовании участвовали дети старшей группы МБДОУ «Детский сад № 201 «Островок детства» г. Чебоксары в количестве 50 человек. Возраст испытуемых 5 – 6 лет.

В исследовании мы применяли следующие методики: «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой; «Паровозик» С. В. Велиевой; «Кактус» М. А. Панфиловой.

По результатам исследования по методике А. И. Захарова «Страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой) у 80% испытуемых выявлено большое количество страхов. Остальные 20% имеют среднее количество страхов.

Ведущим страхом у детей старшего дошкольного возраста является страх страшных снов (100%). На вопрос, какие именно сны дети считают страшными, каждый из них отвечал по - разному («монстры», «зомби», «страшилища», «ведьмы», «Баба - Яга», пожар, авария, и т. п.).

Страхи, которые занимают второе место, имеются у 96% опрошенных: 1) страх смерти, как родителей, так и своей; 2) страх огня, пожара. Некоторые из детей, когда слышали слово «пожар» делали очень испуганный вид, съеживались.

Небольшое количество детей (20%) испытывают страх, когда находятся в замкнутом пространстве. Страх опозданий не выявлен ни у одного ребенка, это можно объяснить возрастными особенностями.

Таким образом, по выявленным показателям было определено, что большинство респондентов боятся страшных снов, а также пожара, огня и смерти, как своей, так и родителей.

Так же в ходе исследования, были выявлены дети с негативным и позитивным психическим состоянием по методике С. В. Велиевой «Паровозик».

Негативное психическое состояние низкой степени было выявлено у 10% испытуемых, остальные 90% имеют позитивное психическое состояние. Негативное психическое состояние средней и высокой степени не выявлено.

Таким образом, по выявленным показателям, можно сделать вывод о позитивном эмоциональном состоянии большинства испытуемых.

По результатам графической методики «Кактус» М. А. Панфиловой была исследована эмоциональная сфера каждого из испытуемых. В ходе, которой, было выявлено два ведущих качества: агрессия, наличие чувства семейной общности и стремления к домашней защите у 90% испытуемых. Скрытность и осторожность не выявлены ни у одного респондента

Демонстративность и открытость выявлены у 66% испытуемых; импульсивность - 60%; эгоцентризм и стремление к лидерству – 50%; неуверенность, зависимость – 40%; тревога и интровертированность – 80%; женственность – 26%; экстравертированность – 16%; оптимизм – 10%.

Таким образом, по выявленным показателям, было определено, что у большинства испытуемых ярко выражены агрессия, тревога и стремление к домашней защите.

В соответствии с полученными результатами диагностики был проведен целый цикл коррекционных мероприятий. Коррекционная программа разработана на основе трудов Зинкевич – Евстигнеевой, Копытина, Малкиной – Пых. Программа коррекционных занятий состоит из 16 занятий по 30 минут, занятия проводились 3 раза в неделю.

По результатам диагностики были выявлены некоторые изменения эмоционального состояния группы испытуемых. По методике А. И Захарова «Страхи в домиках» боязнь страшных снов снизилась со 100% до36%, страх умереть снизился до 30%, боязнь огня и пожара до 36%, а страх смерти родителей до 46%, страх сказочных персонажей уменьшился до 40 %, остальные изменения по данной методике показали динамики уменьшения, но не в высоком процентном соотношении. По методике «Паровозик» С. В. Велиевой негативное психическое состояние низкой степени снизила свои показатели с 10% до 6%. А по методике «Кактус» М. А. Панфиловой значительно снизились показатели агрессивности до 60%. Таким образом, можно говорить о том, что коррекционные занятия с детьми приносят хорошие результаты, но требуют более продолжительного количества занятий.

В ходе написания научно-исследовательской работы, была достигнута цель, а так же были решены все поставленные задачи. Гипотеза исследования о том, что использование в коррекции арт – терапевтических методов позволит снизить количество страхов у детей старшего дошкольного возраста была доказана. Методы арт – терапии помогают детям дать выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, учит перестраивать свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Алексеева, Е. Е. Страхи у детей дошкольного возраста / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 2(29). – С. 58 – 61.

Велиева, С. В. Пути изучения измерения психических состояний: учебно – методическое пособие / С. В. Велиева. – Чебоксары: РГСУ филиал в г. Чебоксары, 2005.

Герасимова, Т. А. Организация и содержание коррекционно – профилактической работы по преодолению страхов у детей старшего возраста / Т. А. Герасимова, С. В. Уткина // Развитие и современное состояние теоретических и прикладных социальнопсихологических и психолого-педагогических исследований в системе образования: Материалы Всероссийской научно – практической конференции. - Иваново, 2004. - С. 98 – 99.

Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. - СПб. : Союз, 2004.

Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - 2 – е изд. - СПб. : Питер, 2008.

Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основа семейного консультирования / О. А. Карабанова. - М., 2006.

Орлов, А. Б. Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов / А. Б. Орлов, Л. В. Орлова, Н. А. Орлова // Вопросы психологии. - 2011. -№ 3. - С. 17 – 32.

Спиваковская, А. С. Популярная психология для родителей / А. С. Спиваковская. - СПб., 2004.

Публикации по теме:

Конспект занятия по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста Тема: «Волшебный город» Цель: актуализация страхов, знакомство со способами преодоления страхов. Материал: альбомные листы, краски, карандаши,.

Консультация для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3–4 года» Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребёнка другая формированием.

Педагогические условия снижения страхов у дошкольников (I часть) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок», г. Нижнеудинск» Составила: старший воспитатель Асташкова.

Педагогические условия снижения страхов у дошкольников (II часть) На основе данного комплекса каждый педагог может подобрать и спланировать ряд тематических занятий, мероприятий для всей группы детей, либо.

Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста Презентация. Меня зовут Науменко Наталья Ивановна. Я педагог психолог детского сада №45. Города Шахты. Тема моей презентации «Методы и приемы.

Проблема детских страхов-наиболее опасных из всех эмоций у детей дошкольного возраста Куприянова Олеся Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 168», ПРОБЛЕМА ДЕТСКИХ СТРАХОВ - НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫХ ИЗ ВСЕХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ.

Психологические особенности и оптимизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Психологические особенности и оптимизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Игра – основной вид познавательной деятельности.

Психологические рекомендации родителям по воспитании детей Уважаемые родители! Хочу вам посоветовать детям относится только с любовью, ведь они не виноваты в том, что у вас какие- то проблемы в личной.

Возрастные и психологические особенности развития детей раннего возраста Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Тема нашего собрания: "Возрастные и психологические особенности развития детей раннего.

Этот удивительный мир «Почемучек» или возрастные психологические особенности детей 4–5 лет Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей, в возрасте от 4х до 5 лет. Задачи: 1. Дать краткую характеристику данного возрастного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-психологические условия изучения страхов детей 5–6 лет
Опубликовано: 5 марта 2017 в 00:32
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-психологические условия изучения страхов детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Филиппова (УИ 204187) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД