Папки-передвижки

Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Ирина Маришина
Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Дошкольный период является сензитивным для всех детей, в том числе и для детей с разными нарушениями в развитии - различными по характеру и глубине отклонениями в развитии сенсорной сферы, а также речевого и ителлектуального развития. Эти особенности приводит к затруднениям познания аномальными детьми окружающего мира и к ограничению средств их общения с другими людьми, порождают трудности в их социальной и школьной адаптации. Перед педагогами детского дома стоят задачи: реабилитация, коррекция, компенсация. также правомерно стоит вопрос о здоровьесбережении.

Публикация «Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Многие исследователи в области психологии и педагогики подчеркивают важность развития сенсорной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это и З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Подъяков, А. В. Усова. Они считают. что воспитание сенсорной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. а также запехе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственногоразвития ребенка. с другой - имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в дошкольном учреждении, в школе и для многих вдах труда.

В развитии сенсорной сферы большое значение имеет речь. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Введение в словарь ребенка названий разных признаков помогает развить способность к сравнению - важнейшей мыслительной операции.

Работая с детьми с ограниченными возможностями здлоровья, вопрос сенсорного развития ребенка встает особенно актуально.

В своей работе мы столкнулись с тем, что литературы и метлдических разработок по этому вопосу достаточно, но рпедложенные этапы, последовательность, временные рамки формирования сенсорных представлений противоречивы у разных авторов. Нет многуступенчатой методики, учитывающей психофизиологических особенностей детей с проблемами в развитии.

Вышеуказанное побудило меня разработать и представить свою многоступенчатую систему формирования сенсорных представлений у детей, основываясь на программу Е. А. Стребелева, Е. А. Екжанова "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание" и личном опыте.

Исходя из вышеперечисленного, поставила перед собой задачи по сенсорному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья:

формировать сенсорные эталоны;

• развивать восприятие детей, активно включая все анализаторы;

• развивать мелкую моторику;

• обучать способам обследования предметов;

• обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности;

• упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название;

• учить детей называть свойства предметов;

Чтобы сенсорный опыт накпливался и обогащался планомерно и постоянно, детей необходимо научить действовать в определенной последовательности. то есть организовать перцептивное восприятие по заранее продуманному плану.

1. Восприятие целостного образа предмета.

2. Вычленение сновных частей предмета и определение свойств.

3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга.

4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

5. Повторное целостное восприятие предмета.

Усвов тот или иной признак предмета в одном виде деятельности, ребенок использует его в других видах деятельности, поэтому важно, чтобы сенсорное воспитание включалось во все моменты жизни малыша, в разные виды деятельности. В процессе развития воспрития необходимо включать разные органы чувств, вызывать положительный эмоциональный отклик, побуждать к самостоятельности.

Для диагностики уровня сенсорных умений и навыков используем специальные тесты из программы (отдельно по каждому возрасту) и свои дидактические пособия.

Выявивили, что дети младшего возраста, как правило. испытывают трудности в нескольких разделах:

• ориентировка в основных цветах (особенно трудно дается детям ориентироваться в определении синего и зеленого цветов);

• сравнение предметов по размеру, особенно сопоставление предметов на глаз;

• составление картинки из двух частей и умение соотносить часть и целое;

Проведя анализ результатов работы по сенсорному воспитанию дошкольников, пришла к выводу, что необходимы систематизация форм и методов организации деятельности, расширение и обогащение знаний детей. Поэтому составила перспективный план по сенсорному воспитанию, опираясь на книгу Е. А. Стребелева, А. А. Катаева "Дидактические игры для умственно-отсталых детей", Л. А. Венгера и Э. Г. Пилюгина "Воспитание сенсорной культуры ребенка". Занятия проводятся три раза в неделю в первую половину дня.

Также был разработан разработан перспективный план использования дидактических игрпо сенсорному воспитанию и картотека дидактических игр. Весь накопленный материал систематизировали и разделили на три основных раздела.

В первый - входят игры по освоению основных сенсорных эталонов;

второй - игры на рзвитие чувственных восприятий;

третий - игры. развивающие мелкую моторику.

Учитывая особенности наших воспитанников, я составила примерные рекомедации к проведению коррекционно-развивающих занятий. основные положения следующие :

• осуществлять предварительную работу по развитию тонкой и грубой моторики;

• предлагать небольшое количество материала;

• неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом;

• заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребенок быстро истощается. не может долго работать4

• использовать предметы из прочных материаов (пластмасса, дерево, аллюминиеувая посуда ит. д.);

• каждое упражнение адаптировать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возможностей - двигательных и интеллектуальных;

• все действия по возможности упрощать и разбивать процесс на дополнительные этапы;

• обязательно проводить предварительную работупо принципу "От простого к сложному" в виде подготовительных упражнений;

Последовательная, правильно организованная коррекционная работа по формированию познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями:

1. способствует формированию основ сенсорно-перцептивной деятельности как базы для формированиЯ системы представлений об окружающем мире;

2. развивает, активизирует и совершенствует психические качества;

3. повышает интеллектуальные способности;

4. развивает познавательную активность детей;

5. располагает к формированияю у детей коммуникативных навыков.

Но, пожалуй,самым ценным и значимым для меня стало то, что дети стали эмоциональнее и с желанием относятся к заданиям: стали проявлять к ним устойчивый интерес, в свободное время предпочитают играть с материалом в сенсорном уголке. дети стали внимательнее и усидчивее

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Кризисные фазы, которые переживает семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии Уважаемые педагоги, как нам всем известно, работа с родителями является наиболее важной частью педагогического воздействия на ребенка. А.

Проектирование предметно-развивающей среды логопункта для речевого развития детей старшего дошкольного возрастаПроектирование предметно-развивающей среды логопункта для речевого развития детей старшего дошкольного возраста На современном этапе все большую актуальность приобретают вопросы коррекции различных отклонений у детей дошкольного возраста. Исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 5 июня 2014 в 20:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД