Приложение МААМ

Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у детей с ОНР

Елена Раскаткина
Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад

1 слайд. Уважаемые коллеги, здравствуйте. Меня зовут Елена Николаевна Раскаткина. Я – учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 45» 2 слайд. предлагаю Вашему вниманию презентацию методической разработки раздела образовательной программы на тему «логопедическая работа по формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Публикация «Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у детей с ОНР» размещена в разделах

3 слайд. На сегодняшний день количество детей с нарушениями речи резко увеличивается, в частности с общим недоразвитием речи III уровня.

По данным Р. Е. Левиной дети с третьим уровнем речевого развития характеризуются наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В частности лексико-грамматическое недоразвитие касается глагольного словаря.

Жукова Н. С., Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская, Л. Ф. Спирова в своих работах указывают на ограниченность глагольного словаря в активном и пассивном плане, а так же на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам.

Г. А. Волкова считает, что при формировании лексического строя речи у детей с тяжелой патологией должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, так как предикат отражает отношение объекта к действительности: «Предикат — это основа фразы и основа внутренней речи». Для того, чтобы сформировать навыки правильного употребления глаголов в речи, необходимо проводить с детьми коррекционную работу.

Проблема изучения и формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня, является актуальной, так как требует уточнения и пополнения по данной проблеме.

4 слайд. Цель работы : совершенствование работы учителя-логопеда по формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР.

Задачи

раскрыть проблему формирования глагольного словаря в онтогенезе

изучить уровень сформированности глагольного словаря у дошкольников с ОНР

разработать комплекс логопедических занятий по формированию глагольного словаря у детей изучаемой категории.

5 слайд. При 3-м уровне речевого развития (самом высоком) словарный запас ребенка не превышает 1,5-2 тыс. слов. Характерными лексическими особенностями речи дошкольников данной категории являются: преобладание слов — названий обиходно-бытовых предметов и действий; недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выра-жающих оттенки значений или абстрактные понятия; частые замены одного названия другим, причем замены происходят, как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам. Общее недоразвитие речи третьего уровня, проявляется в неточном знании и употреблении некоторых слов, в неумении изменять и образовывать слова. Не зная того или иного слова, дети употребляют другое слово, обозначающее сходный предмет. Например: названия некоторых мало знакомых действий, дети заменяют другими (вместо строгать ребенок говорит «чистить», вместо вязать – «плести»). Иногда дети прибегают к пространным объяснениям вместо того, чтобы назвать предмет или действие.

6 слайд. Жукова Н. С., Т. Б. Филичева, Л. Ф. Спирова в своих работах указывают на ограниченность глагольного словаря в активном и пассивном плане, а так же на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам. В их работах выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР.

Это неправильное употребление:

- личных окончаний глаголов;

- окончаний глаголов в прошедшем времени.

7 слайд. С целью изучения уровня сформированности глагольного словаря у дошкольников с ОНР было обследовано 10 дошкольников 5-6 лет с ОНР-3 уровня.

8 слайд. Методика «Исследование пассивного словаря». В первом задании педагог предлагал показать на сюжетных картинках, кто что делает; во втором – показать кто как подает голос, в третьем – кто чем занимается, в четвертом – чем, что делают. При оценке ответов использовалась уровневая система:

высокий – правильное, самостоятельное выполнение

средний – больше половины самостоятельно

ниже среднего – меньше половины самостоятельно, с небольшой помощью взрослого

низкий – только с помощью взрослого

Пассивный словарь детей развит недостаточно и находится на низком уровне.

9 слайд. Методика «Исследование активного словаря». В первом задании – сказать кто, что делает; во втором – кто как голос подает; в третьем – что делают с этим предметом.

Активный словарь беден, дети не всегда правильно называют действие, заменяют его близким по значению.

10 слайд. Методика «Исследование понимания близких по значению глаголов». Предлагались сюжетные картинки с изображением действий. Нужно было назвать, кто что делает.

У большинства детей уровень понимания близких по значению глаголов невысок.

11 слайд. С учетом результатов изучения уровня сформированности глагольного словаря формируются подгруппы для логопедических занятий. Был разработан комплекс логопедических занятий, которые имеют свою цель.

12 слайд. Работа проводится по следующим направлениям и опирается на принципы:

развития динамичности восприятия

продуктивной обработки информации

развития и коррекции высших психических функций

мотивации к учению

13 слайд. Все занятия проводятся с учетом лексических тем в соответствии с перспективным планом.

14 слайд. Работа по формированию глагольного словаря проводится на основе дидактического материала:

сюжетных картинок

дидактических игр

максимально используются все виды театра

дидактические игры с правилами дорожного движения активно используются при работе над приставочными глаголами

теоретические знания применяются на практике в физкультурном зале при выполнении различных упражнений (спрыгни, подпрыгни, перепрыгни, подбеги, оббеги и т. д.)

18 слайд. Данные обследования на коней года показали эффективность работы. Низкого уровня нет ни по одной методике исследования, возрос средний уровень сформированности глагольного словаря, высокий уровень отсутствует в силу объективных причин.

21 слайд. В работе были поставлены задачи, позволяющие сделать следующие выводы:

1. Раскрыта проблема формирования глагольного словаря в онтогенезе

2. Исследован уровень сформированности глагольного словаря у дошкольников с ОНР

3. Разработан комплекс логопедических занятий.

Перспективой является вовлечение воспитателей, специалистов д/с и родителей в процесс развития, обогащения глагольного словаря у дошкольников с ОНР.

Публикации по теме:

Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель - дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.

Презентация на тему: «Хлеб — всему голова» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию образовательного проекта на тему «Хлеб – всему голова» по стихотворению С. В. Погореловского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у детей с ОНР
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 16:22
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Раскаткина (УИ 129665) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД