Получи документы

Консультация «Какие задачи развития речи целесообразно решать на пятом году жизни ребенка?»

Даша Шилова
Консультация «Какие задачи развития речи целесообразно решать на пятом году жизни ребенка?»
▼ Скачать + Заказать документы

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

Публикация «Консультация „Какие задачи развития речи целесообразно решать на пятом году жизни ребенка?“» размещена в разделах

Какие задачи развития речи целесообразно решать на пятом году жизни ребенка?

Обогащать речь детей. Это необходимо делать во всех ситуациях речевого общения, возникающих стихийно или специально предусмотренных. Эффективнейший путь обогащения речи подражание. Вот почему вы, уважаемые коллеги, стремясь что-либо передать детям, должны выступать носителями культурной речи, владеть умением рассказывать доходчиво, интересно, выразительно, владеть четкой дикцией.

Целенаправленно развивать диалогическую речь. Пятый год жизни - период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, если он понятен и приятен ребенку или затрагивает его личные интересы: «И я люблю шоколад.»; «И у нас на даче есть.».

Совершенствовать способность к восприятию и произношению звуков.

Краткая характеристика речи детей средней группы

Словарь. К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» - царапину). Воспитатель учит детей активно пользоваться запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту и на занятиях, учит правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Грамматический строй. Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Воспитатель учит детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы. Употреблять грамматически правильные формы слов.

Звукопроизношение. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

исчезает смягченное произношение согласных;

многие звуки произносятся более правильно и четко;

исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д;

исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з. ц. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще

не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки лир.

Воспитатель продолжает работу по улучшению звукопроизношения у

Воспитатель продолжает работу по улучшению звукопроизношения у

детей, начатую в младших группах.

Обследование речи детей

Как и во второй младшей группе, в средней проводится обследование словаря, грамматического строя и звукопроизношения. Сюжетные картинки используют для обследования фразовой речи; предметные картинки для обследования звуков: свистящих (с, с’, з, з’, ц, шипящих (ш, ж, ч, щ, сонорных (л, л„ р, р, звонких (в, д, б, г).

Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все данные заполняет в тетрадь. Когда обследование закончено, он составляет сводную таблицу состояния речи детей всей группы, отмечая и результаты работы над речью детей в течение всего года.

Занятия

В средней группе продолжается работа по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию. Уделяется внимание развитию фонематического слуха и как одного из компонентов речевого слуха. Детей учат сравнивать фонемы, обращая их внимание на основные признаки фонем.

Продолжается работа по развитию речевого дыхания : на одном выдохе дети произносят фразу из четырех-пяти слов.

Вырабатывается умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание.

Развивают мелодико-интонационную сторону речи.

Совершенствуют и дифференцируют движения губ, языка. Отрабатывают основные движения артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения всех звуков родного языка, а также уточняют произношение свистящих звуков.

Большое внимание уделяют отработке движений языка, от дифференцированности и точности которых зависит правильное произношение различных звуков:

Правильное произношение шипящих звуков ш, ж, ч, щ, и сонорных л,р требует движения языка вверх, которое можно отработать, уточняя и закрепляя звуки т,д, н.

Для четкого произношения звуков должна быть подвижна не только передняя часть языка, но и задняя. Этому способствует уточнение и закрепление звуков к,г, х, ы.

В средней группе проводится отработка следующих звуков:

Н,Т,Д,К,Г,Х,Ы,С,С’,3,3’,Ц.

В средней группе воспитатель решает задачи по развитию связной речи

При решении задач развития диалогической речи вам предстоит :

формировать у детей умения слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре;

воспитывать общительность, сдержанность, тактичность качества, необходимые человеку для общения с окружающими, помогать детям усваивать лексику и грамматику родного языка, овладевать произношением слов.

Ребенок растет, разнообразнее становятся его интересы и запросы, определеннее стремление познавать окружающий мир. Все это находит отражение в речи детей, которая характеризуется рядом новых достижений. Вот некоторые из них. Дошкольники четырех-пяти лет:

проявляют интерес к тому, как предметы и их части расположены относительно друг друга. Появляется необходимость в употреблении предлогов (в, на, над, под, за, из- за, из-под, около, между и т. п.) и соответствующей группы наречий (далеко, высоко, вверху, рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т. п.);

способны выполнять разнообразные интеллектуальные операции. Связанные с сравнением предметов и их группировкой, классификацией и сериацией. Дети начинают различать и употреблять в речи существительные, обозначающие родовые и видовые понятия 9посуда, одежда, мебель, животные - домашние и дикие, цветы - садовые, луговые и т. п., прилагательные сравнительной и превосходной степеней (тонкий, самый тонкий, тонюсенький);

демонстрируют удивляющее взрослых языковое чутье. Используя аналогии, они легко усваивают способы образования существительных с самыми разными суффиксами, глаголов с приставками;

начинают в общении ориентироваться на мир людей и человеческие отношения. Значительная часть словарной работы осуществляется на основе усвоения детьми этических норм и правил поведения.

Ваша задача - привлекать внимание детей к новым словам pi помогать подбирать слова, наиболее точно и выразительно передающие особенности предмета или своеобразие ситуации.

Ваша собственная речь не должна быть упрощенной, она должна обеспечивать «опережающее» усвоение детьми слов (К,Д, Ушинский). Вам предстоит широко употреблять синонимы, антонимы, принятые формы вежливого обращения (часто встречающиеся и использующиеся редко, конструкции с разнообразной подчинительной связью.

Умению облекать свои высказывания в различную форму надо учить детей. Вначале - исправляя, подсказывая («Ты правильно ответил на вопрос, но не совсем удачно построил предложение. Лучше сказать так.», позже - предоставляя ребенку возможность исправить ошибку самостоятельно.

Речь сопровождает любую совместную деятельность воспитателя и детей. Она способствует формированию этой деятельности, но и сама при этом совершенствуется, обогащаясь за счет «языка» этой деятельности. И здесь как ведущая форма обучения детей выступает диалог, однако следует подчеркнуть, что он не обеспечивает решения задач развития речи.

У детей пятого года жизни диалоги, возникающие в ходе любой продуктивной деятельности, уже достаточно содержательны. Ваша задача - не оставлять без внимания вопросы детей: «Как

получилось?», «Как сделалось?», «Как сделать?». Эти вопросы свидетельствуют о стремлении ребенка осознать способы деятельности, что чрезвычайно важно для его развития.

Беседуя с детьми, важно:

проявлять искреннюю заинтересованность в разговоре;

быть снисходительным и умным ценителем ответов и рассуждений ребенка (это относится и к оценке полученного ребенком рукотворного продукта;

говорить не спеша;

следить за собственной артикуляцией, выразительностью жестов и мимики.

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности,.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Часть 2. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые.

Консультация для родителей «Музыка в жизни ребенка» Множество авторов, касавшихся проблем музыкального воспитания детей, находили известную сложность в приобщении детей к миру большой музыки.

Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка»Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка» Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтобы расширить представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой,.

Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка» Лето в самом разгаре, и многие люди находятся в отпусках. И большинство оставляет своих детей дома, не водя в садик. (И это правильно –.

Консультация для родителей «Рисование в жизни ребенка»Консультация для родителей «Рисование в жизни ребенка» Рисование - это художественная деятельность, которой ребенок занимается осознанно и самостоятельно. Это не просто веселое занятие, а сложный.

Консультация для родителей «Труд в жизни ребенка»Консультация для родителей «Труд в жизни ребенка» Нам взрослым, родителям и педагогам, конечно, хочется, чтобы наши дети стали настоящими людьми, любили труд, были счастливы. Известный педагог.

Консультация для воспитателей на тему «Задачи развития речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи и речевого общения занимает особое место среди многих задач в ДОО. Это одна из главных задач всего дошкольного периода. Мы.

Консультация родителям «Книга в жизни ребенка» Полезная информация для родителей, что дает ребенку книга. 1. Растим читателя. -Самое главное – чтобы ребенок рос в «читающей» семье. Любите.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Какие задачи развития речи целесообразно решать на пятом году жизни ребенка?»
Опубликовано: 21 сентября 2022 в 14:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Какие задачи развития речи целесообразно решать на пятом году жизни ребенка?»» (включая файлы) размещена пользователем Даша Шилова (УИ 2729112) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД