Даша Шилова
Консультация «Какие задачи развития речи целесообразно решать на пятом году жизни ребенка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
Публикация «Консультация „Какие задачи развития речи целесообразно решать на пятом году жизни ребенка?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Какие задачи развития речи целесообразно решать на пятом году жизни ребенка?
Обогащать речь детей. Это необходимо делать во всех ситуациях речевого общения, возникающих стихийно или специально предусмотренных. Эффективнейший путь обогащения речи подражание. Вот почему вы, уважаемые коллеги, стремясь что-либо передать детям, должны выступать носителями культурной речи, владеть умением рассказывать доходчиво, интересно, выразительно, владеть четкой дикцией.
Целенаправленно развивать диалогическую речь. Пятый год жизни - период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, если он понятен и приятен ребенку или затрагивает его личные интересы: «И я люблю шоколад.»; «И у нас на даче есть.».
Совершенствовать способность к восприятию и произношению звуков.
Краткая характеристика речи детей средней группы
Словарь. К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» - царапину). Воспитатель учит детей активно пользоваться запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту и на занятиях, учит правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Грамматический строй. Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Воспитатель учит детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы. Употреблять грамматически правильные формы слов.
Звукопроизношение. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:
исчезает смягченное произношение согласных;
многие звуки произносятся более правильно и четко;
исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д;
исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з. ц. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще
не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки лир.
Воспитатель продолжает работу по улучшению звукопроизношения у
Воспитатель продолжает работу по улучшению звукопроизношения у
детей, начатую в младших группах.
Обследование речи детей
Как и во второй младшей группе, в средней проводится обследование словаря, грамматического строя и звукопроизношения. Сюжетные картинки используют для обследования фразовой речи; предметные картинки для обследования звуков: свистящих (с, с’, з, з’, ц, шипящих (ш, ж, ч, щ, сонорных (л, л„ р, р, звонких (в, д, б, г).
Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все данные заполняет в тетрадь. Когда обследование закончено, он составляет сводную таблицу состояния речи детей всей группы, отмечая и результаты работы над речью детей в течение всего года.
Занятия
В средней группе продолжается работа по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию. Уделяется внимание развитию фонематического слуха и как одного из компонентов речевого слуха. Детей учат сравнивать фонемы, обращая их внимание на основные признаки фонем.
Продолжается работа по развитию речевого дыхания : на одном выдохе дети произносят фразу из четырех-пяти слов.
Вырабатывается умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание.
Развивают мелодико-интонационную сторону речи.
Совершенствуют и дифференцируют движения губ, языка. Отрабатывают основные движения артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения всех звуков родного языка, а также уточняют произношение свистящих звуков.
Большое внимание уделяют отработке движений языка, от дифференцированности и точности которых зависит правильное произношение различных звуков:
Правильное произношение шипящих звуков ш, ж, ч, щ, и сонорных л,р требует движения языка вверх, которое можно отработать, уточняя и закрепляя звуки т,д, н.
Для четкого произношения звуков должна быть подвижна не только передняя часть языка, но и задняя. Этому способствует уточнение и закрепление звуков к,г, х, ы.
В средней группе проводится отработка следующих звуков:
Н,Т,Д,К,Г,Х,Ы,С,С’,3,3’,Ц.
В средней группе воспитатель решает задачи по развитию связной речи
При решении задач развития диалогической речи вам предстоит :
формировать у детей умения слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре;
воспитывать общительность, сдержанность, тактичность качества, необходимые человеку для общения с окружающими, помогать детям усваивать лексику и грамматику родного языка, овладевать произношением слов.
Ребенок растет, разнообразнее становятся его интересы и запросы, определеннее стремление познавать окружающий мир. Все это находит отражение в речи детей, которая характеризуется рядом новых достижений. Вот некоторые из них. Дошкольники четырех-пяти лет:
проявляют интерес к тому, как предметы и их части расположены относительно друг друга. Появляется необходимость в употреблении предлогов (в, на, над, под, за, из- за, из-под, около, между и т. п.) и соответствующей группы наречий (далеко, высоко, вверху, рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т. п.);
способны выполнять разнообразные интеллектуальные операции. Связанные с сравнением предметов и их группировкой, классификацией и сериацией. Дети начинают различать и употреблять в речи существительные, обозначающие родовые и видовые понятия 9посуда, одежда, мебель, животные - домашние и дикие, цветы - садовые, луговые и т. п., прилагательные сравнительной и превосходной степеней (тонкий, самый тонкий, тонюсенький);
демонстрируют удивляющее взрослых языковое чутье. Используя аналогии, они легко усваивают способы образования существительных с самыми разными суффиксами, глаголов с приставками;
начинают в общении ориентироваться на мир людей и человеческие отношения. Значительная часть словарной работы осуществляется на основе усвоения детьми этических норм и правил поведения.
Ваша задача - привлекать внимание детей к новым словам pi помогать подбирать слова, наиболее точно и выразительно передающие особенности предмета или своеобразие ситуации.
Ваша собственная речь не должна быть упрощенной, она должна обеспечивать «опережающее» усвоение детьми слов (К,Д, Ушинский). Вам предстоит широко употреблять синонимы, антонимы, принятые формы вежливого обращения (часто встречающиеся и использующиеся редко, конструкции с разнообразной подчинительной связью.
Умению облекать свои высказывания в различную форму надо учить детей. Вначале - исправляя, подсказывая («Ты правильно ответил на вопрос, но не совсем удачно построил предложение. Лучше сказать так.», позже - предоставляя ребенку возможность исправить ошибку самостоятельно.
Речь сопровождает любую совместную деятельность воспитателя и детей. Она способствует формированию этой деятельности, но и сама при этом совершенствуется, обогащаясь за счет «языка» этой деятельности. И здесь как ведущая форма обучения детей выступает диалог, однако следует подчеркнуть, что он не обеспечивает решения задач развития речи.
У детей пятого года жизни диалоги, возникающие в ходе любой продуктивной деятельности, уже достаточно содержательны. Ваша задача - не оставлять без внимания вопросы детей: «Как
получилось?», «Как сделалось?», «Как сделать?». Эти вопросы свидетельствуют о стремлении ребенка осознать способы деятельности, что чрезвычайно важно для его развития.
Беседуя с детьми, важно:
проявлять искреннюю заинтересованность в разговоре;
быть снисходительным и умным ценителем ответов и рассуждений ребенка (это относится и к оценке полученного ребенком рукотворного продукта;
говорить не спеша;
следить за собственной артикуляцией, выразительностью жестов и мимики.