Папки-передвижки

Квест как эффективная игровая форма работы педагога-психолога

Юлия Щеглова
Квест как эффективная игровая форма работы педагога-психолога

Сущность квест-технологии

На сегодняшний день, требования к педагогу-психологу таковы, что он не дает знания в готовом виде, а только помогает обучающемся добывать знания собственными усилиями. Нет такого педагога-психолога, кто не задавался бы вопросом, какими способами можно успешно развивать у обучающихся интерес к открытию знаний? Ведь не секрет, если обучающийся относится к учению равнодушно, без интереса, то такое обучение не может быть успешным. Поэтому педагог-психолог должен использовать не только традиционные средства обучения, а вместе с тем и новые приемы, технологии. При организации педагог-психолог учитывает возрастные, психологические особенности и здоровье обучающихся, должен создавать на занятиях ситуации, дающие возможность обучающимся самим найти ответы и решения к поставленным задачам. Одной из новых образовательных педагогических технологий является «квест-технология».

Публикация «Квест как эффективная игровая форма работы педагога-психолога» размещена в разделах

Квест (англ. quest, или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.

Благодаря игре развитие познавательного интереса проходит быстрее, так как в ней больше мотивов, чем в учебной деятельности. Кроме этого в ходе игры внимание, восприятие, воображение и мышление получают большее развитие.

Можно составить такую схему развития познавательного интереса: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску. Поддержание и развитие познавательного интереса обучающихся, также во многом зависит от обстановки ведения занятий в целом. Очень важно, чтобы в группе царил дух оптимизма, доброжелательности и хорошее настроение обучающихся и педагога. Для формирования у дошкольников познавательного интереса посредством квест-технологии педагог-психолог в своей деятельности должен принимать к сведению индивидуальные личностные особенности, а также интересы каждого обучающегося и уровни развития.

Квест-технология – это педагогическая технология, основанная на системно-деятельностном и личностном подходах, сочетающая технологии проблемного, проектного и игрового обучения, с целью достижения определенных учебных целей и ориентированная на формирование познавательной активности и мотивации обучающихся, развитие их, как активны участников педагогического процесса.

Психологический квест – это легкое игровое приключение с большим психологическим смыслом. Конечно, они бывают разные, но все квесты объединяет одно – действие! Получая небольшую дозу теории, участники отправляются выполнять задание квеста. Задания обычно несложные, их цель – встроить полученную порцию знаний сразу в жизнь, то есть трансформировать знания в навык или новый психологический опыт.

Психологический квест – это новая форма обучения и изменения. Наверное, я не буду далека от истины, если предположу, что мы все подустали от традиционных психологических форм – тренингов и консультаций. В наш век высоких скоростей мозг уже сопротивляется новым порциям информации и это еще одно преимущество игры или квеста – развлекательная форма обходит все рубежи обороны подсознания, и шаг за шагом в конце ты обнаруживаешь себя изменившимся – чуть-чуть или серьезно. И все это происходит легко, незаметно в процессе выполнения несложных заданий.

Квесты бывают длинными и короткими, на разные темы, с разной механикой и целью, но в ходе проведения психологических квестов, нами решаются следующие задачи:

• создание «теплой», дружественной атмосферы в группе;

• налаживание контактов и взаимодействия между детьми в группе;

• осуществление просветительской работы по формированию знаний о толерантности;

• проведение тренинговых упражнений для создания условий, в которых у каждого ребенка появится возможность быть толерантным по отношению к окружающим;

• настраивание группы на толерантное отношение друг к другу;

• сплочение коллектива группы.

Детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

- воспитательные - формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие.

- образовательные - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;

- развивающие - в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;

- коррекционные - интересный сюжет, нестандартный подход к проведению заставляют ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками.

В образовательном процесс квест - это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий.

Возможности для педагога-психолога

Во время проведения квест- игр педагогу-психологу предоставляется возможность в естественной игровой среде, получить информацию об особенностях личностного развития детей (интеллектуального, психического, физического и эмоционального, их интересах, склонностях и способностях, как ребенок себя проявляет, как добивается своих целей, как работает в команде, как поступает в критической ситуации. Анализ наблюдений позволяет специалисту спланировать коррекционную работу, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности ребенка.

Задачи педагога-психолога

Помочь ребенку осознать и преодолеть собственные психологические барьеры, мешающие ему быстро находить решение в сложных ситуациях.

Создать условия для формирования открытости к освоению новых знаний через эксперименты.

Моделировать ситуации для развития способности креативно мыслить в решении нестандартных задач.

Предоставить возможности для развития навыков командного взаимодействия в массовых соревновательных играх.

Способствовать установлению положительных эмоциональных связей в парах: «ребёнок-педагог», «ребёнок-родитель», «ребёнок-ребёнок».

Отслеживать эмоциональное состояние ребенка, его поведение в коллективе, реакцию на трудности и т. д.

Закреплять у детей навык управления своим эмоциональным состоянием в различных ситуациях.

ИДЕЯ Квест-Игр

Суть любого квеста состоит в последовательном поиске как можно большего количества целей.

Во время игры персонажи оказываются в определенной ситуации и получают задание, которое им предстоит выполнять – искать клад, раскрывать тайны, бороться за сокровища, спасаться от различных бедствий и катастроф и т. д.

Для этого участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения.

Квесты считаются развивающими играми, поэтому приносят большую пользу как взрослым, так и детям.

Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления.

Место проведения квестов

Формы проведения таких игр довольно разнообразны. Их устраивают в домашних условиях, на городских улицах, в специальных помещениях, оборудованных соответствующими декорациями, в группах и по всей территории детского сада.

Длительность квестов варьируется от 30 минут до нескольких часов. Возраст от 2,5 до 99 лет

Квесты могут задействовать от 2–3 до нескольких десятков человек. Часто устраивают командные квесты, когда каждая команда на скорость ищет некий предмет или решает определенную задачу. В этом случае квесты становятся еще более захватывающими и интересными.

Квесты используют тренеры и корпоративные психологи для решения определенных задач по сплочению коллектива, поднятия командного духа или для решения какой-либо бизнес задачи.

Подготовка к проведению квеста

• Постановка целей и задач предполагаемой игры.

• Выбор сюжета.

Разработка сценария и разработка этапов игры

• Наполнение этапов игры содержанием, позволяющим достигать поставленных целей.

• Выбор места проведения квеста

• Подготовка методических материалов.

Формирование команды помощников

Организация

Организация и контроль за ходом игры осуществляет ведущий, который объясняет правила, поддерживает игроков, а иногда становится тайным посредником между персонажами. Иногда это несколько ведущих, в зависимости от количества участников.

Тема, сценарий квеста

1. По художественным произведениям — книгам, фильмам, мультфильмам. Это может быть сценарий с сохранением сюжета произведения, или с другим сюжетом, использующим мир произведения, а также новая история с теми же героями. Некоторые произведения просто созданы для превращения их в квесты.

2. По любимым играм детей и их сильным увлечениям (пираты, паровозы, принцессы и т. п.).

3. Познавательные. Определенная историческая эпоха, географическое местоположение или просто область знаний.

4. Повод проведения – любой (окончание детского сада/школы, приход весны, и т. д.)

Цель квеста

Квестпоследовательное выполнение заданий с известной целью:

- Спасти героя

- Найти клад/мешок с подарками

- Обойти всех героев и собрать и в одном месте - Изготовление/строительство/ремонт чего-то Найти ингредиенты для волшебного зелья/блюда Найти слова заклинания для спасения кого-то - Вернуть свой облик и вернуться домой Найти ключи от замка и т. п. …

Альберт Эйнштейн сказал: «Самое глубокое, что может пережить человек, это чувство таинственного».

• самого начала квеста, участникам предлагают окунуться в тайну. Поиск ответа настолько захватывает детей, что откладывает сильные впечатления на их дальнейшую жизнь.

Направление

• Карта

• Стрелки

• Знаки

• Ответы к загадкам и головоломкам

• И другое…

Остановки

• Встреча с героями и выполнение заданий

• Получение дальнейшего направления

• Поиск артефактов

• И другое…

Испытания

• Задания от героев (тематические, по возрасту)

• Головоломки

• Опыты

• Викторины

• Загадки

• Подвижные игры

• Творческие задания и т. д.

Поиск

• Сокровища

• Кусочки карты

• Слова заклинания

• Ингредиенты волшебного зелья и т. д.

Активности, используемые в квестах :

Игры:

• На познавательные процессы

• На пространственное ориентирование

Опыты:

• Эксперименты

• Фокусы

Творчество:

• Поделки

• Создание реквизита для героя

Разрядки:

• Спорт-минутки

• Регулирующие игры

Количество активностей

Главное — чувство меры: не перестараться и соизмерить количество заданий с возрастом детей.

до 3 лет — 3-4 крупных активности, 2-3 простых действия;

от 3 до 5 лет — 5 активностей, несколько простых действий;

от 5 до 7 лет — 7-10 активностей разной сложности;

старше 7 лет — около 12 активностей разной сложности

У каждой истории есть начало и конец. В квестах начало и конец наиболее яркие.

Финал

- Получение призов

- Обнаружение клада

- Спасение героя и другое

Результат

• Расширение кругозора детей

Выработка командных решений

• Получение новых впечатлений, эмоции.

• Открытие нового, удивительного.

• Преодоление неуверенности в себе

• Проявление смекалки и логики

• Поиск верных решений

• Взаимопомощь в выполнении заданий.

• Улучшение взаимоотношений в коллективе, с родителями и педагогами

Квест – это развитие и море эмоций

Квесты приносят большую пользу как взрослым, так и детям:

• Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления.

• Дети преодолевают неуверенность в себе, проявляют смекалку и логику, учатся принимать верное решение, прислушиваться и помогать друг к другу в выполнении заданий.

• В конце игры мы учим детей поздравлять друг друга с победой и благодарить. Для детей важно признание другими участниками своего вклада в общую победу, а это цементирует их веру в себя.

Квест – семейная игра

Возможность играть в квесты семьей – это очень хорошая альтернатива сидению у телевизора. Участие родителей в квестах помогает сплотить семью т. к. это отличный способ группового взаимодействия и хорошая альтернатива профилактике компьютерной зависимости. Детские квесты – это игры, которые проходят в реальном мире, по эту сторону экрана и дарят массу положительных эмоций.

В заключении, хочу отметить, что квесты – эффективная форма работы по сплочению всех участников образовательного процесса и созданию комфортного психологического климата в дошкольном учреждении и семье. Такие игры помогают каждому из участников раскрыть свой потенциал.

Любая победа даже в игре – это способ выработать у себя привычку к успеху.

Прикреплённые файлы:

mo-kvest_65579.pptx | 7845,04 Кб
 
Публикации по теме:

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Флешмоб «Три цвета праздника» ко Дню флага России как эффективная форма воспитательной работы с детьми дошкольного возрастаФлешмоб «Три цвета праздника» ко Дню флага России как эффективная форма воспитательной работы с детьми дошкольного возраста Флешмоб "Три цвета праздника" ко Дню флага России,как эффективная форма воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. В настоящее.

Фотоотчет индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком «Кукла Даша подруге»Фотоотчет индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком «Кукла Даша подруге» Фотоотчет индивидуальной работы педагога - психолога с ребенком «Кукла Даша подруге» Педагог заносит куколку -оберег. -Добрый день, меня.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Опыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психологаОпыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога В своей работе педагога - психолога я использую набор ФРОССИЯ. Это мобильный маневренный чудо-комод на колесиках, который в течение дня.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Мастер–класс для учителей литературы «Литературный клуб как эффективная форма работы с одарёнными детьми» Одной из важнейших проблем современной школы является совершенствование индивидуальных, творческих способностей обучающихся, что предполагает.

Родительское собрание — важная форма работы педагога с семьейРодительское собрание — важная форма работы педагога с семьей Родительское собрание является важной формой работы педагога с семьей воспитанника. Основная цель собраний - повышение педагогической компетентности.

Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их.

Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Квест как эффективная игровая форма работы педагога-психолога
Опубликовано: 9 апреля 2023 в 19:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД