МААМ-картинки

Научно-исследовательская работа «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко». Детский проект о хлебе

Светлана Мидонова
Научно-исследовательская работа «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко». Детский проект о хлебе

Научно-исследовательская работа на тему :

«Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»

Естественно-научное направление (живая природа)

г. Вольск- 2023 г.

Научно-исследовательская работа на тему :

«Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»

Введение.

Публикация «Научно-исследовательская работа „Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко“, Детский проект о хлебе» размещена в разделах

Здравствуйте, друзья, меня зовут Виктория! Я часто бываю с мамой в хлебном магазине, там продают много разных хлебобулочных изделий. На любой вкус! А какой там запах! Моя мама часто повторяет «Без соли и хлеба – половина обеда». Она всегда говорит: «Худ обед, коли хлеба нет. Как же вкусно смотрится свежий хлебушек на скатерти! А вы могли бы представить свою жизнь без хлеба? Я что-то с трудом себе это представляю. Давайте поразмышляем! Поэтому я рада представить вам свой проект «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»!

Я очень люблю свой детский сад! Тут самые интересные занятия, игры с друзьями, вкусные обеды. Но, к сожалению, не все ребята во время приема пищи (хотя сами очень любят хлеб) бережно относятся к хлебу - бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски. Но моя мама считает, что во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивается к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. Она рассказала, что в древние времена на Руси было большим грехом уронить хотя бы одну крошку хлеба, а еще большим – растоптать ее ногами. Если на землю падал кусок хлеба, человек обязательно должен был поднять его и поцеловать. Такой обычай существует и в наши дни у жителей Средней Азии, Закавказья, во многих селах и деревнях России, Белоруссии, Молдавии. И не важно, что сейчас в магазине можно купить столько хлеба, сколько хочешь, надо с уважением относиться к каждому кусочку, ведь он прошел долгий путь прежде, чем он появился на полке в магазине.

Я подумала и решила, что обязательно надо поделиться об этом с ребятами. Нужно выяснить все о хлебе, раскрыть его секреты, может тогда и ребята бережнее начнут к нему относиться.

Мы всей дружной группой решили раскрыть секреты хлеба : почему хлеб называется хлебом? Каким был раньше? Как превращается зерно в муку? Как превращается мука в тесто? Какие машины помогают выращивать хлеб? Какие профессии на селе помогают вырастить хлеб? и т. д. Вместе всегда веселее узнавать что-то новое. А в этом нам помогли наши воспитатели. Мы рассматривали энциклопедии, смотрели познавательные презентации и фильмы в интернет – ресурсах, читали сказки, смотрели мультфильмы, разучивали стихи, поговорки и загадки, делали творческие работы. Так и начался наш среднесрочный проект, который заинтересовал ребят всей группы и мы уже все дружно стали собирать информацию.

Актуальность моей работы очевидна : многие ребята любят хлеб, но совсем мало о нем знают, а зачастую небрежно с ним обращаются. В своей работе я хочу рассказать об истории появления хлеба, интересных фактах о хлебе, каким трудом хлеб «добывается» человеком, в чем его польза, а также провести интересные наблюдения и эксперименты.

Перед собой я поставила цель исследования: доказать ребятам неоценимую роль хлеба в жизни человека, а также роль огромного труда людей, причастных к его созданию и необходимостью его беречь.

А также я поставила задачи:

1. Провести анализ литературы и интернет - сайтов по теме;

2. Познакомить ребят с интересными фактами о хлебе (истории возникновения, какой путь проходит «от зернышка до стола»;

3. Выяснить, какую пользу приносит хлеб;

4. Провести наблюдения и опыты: «Рассмотреть колосья, сравнить ржаное зернышко и пшеничное», «Наблюдение за процессом превращения зерен в муку с помощью кофемолки», Выяснить, растворяется ли мука в воде?», «Наблюдение за процессом проращивания зерен». Сходить на экскурсию в пищеблок и понаблюдать за процессом изготовления булочек.

Гипотеза: если ребята через собственную исследовательскую деятельность узнают больше информации о хлебе, его неоценимой роли и пользе в жизни человека, о том, какой долгий путь проходит, прежде чем он появится на нашем столе, то они смогут осознать свое бережное отношение к хлебу, будут ценить и уважать труд хлеборобов.

Объект исследования: хлеб.

Предмет исследования: история возникновения хлеба, «путь хлеба до нашего стола» и его значение в жизни человека.

Методы:

1. Чтение, просмотр и анализ литературы (интернет-сайтов) по теме;

2. Наблюдение;

3. Частично – поисковый

Теоретическая часть.

Узнав о нашем желании, воспитатели в детском саду поддержали идею и стали нам помогать раскрывать интересные факты!

Оказывается, 16 октября во всём мире отмечают день хлеба. Вырастить хороший урожай очень трудно, приходится много приложить сил. Мы узнали, что конец лета, осень – горячая пора для тружеников полей и для тех, кто помогает убирать урожай. Поэтому решено было посвятить наш осенний утренник празднику урожая – хлебу. Мы решили, что так и назовем наш праздник «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко!» И мы к этому подошли со всей серьезностью.

Мы часто слышим, что в жизни каждого человека есть понятия, ценность которых ни в чем не измеряется. Это мир, мама, солнце, воздух, родная земля, Родина. К ним можно отнести и хлеб.

Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должны быть в крови у каждого человека. Они сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. С детских лет нас учат бережно относиться к куску хлеба, как к самому большому богатству.

Оказывается, хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то и голод не страшен. С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны, хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернётся. Хлебом, как именем матери клялись. У каждого народа свой хлеб. Каждый по-своему ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь. Золотые слова забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" —

В поле, в доме, в державе!

А в наше непростое и неспокойное время эти слова должны цениться еще больше…

История возникновения хлеба.

Многие люди не задумывались, почему хлеб назвали хлебом. Оказывается слово «Хлеб» произошло от древнегреческого языка. Тогда выпечка готовилась в специальных глиняных горшках - «клибанос». Позже это послужило к возникновению нового слова «хлайфс», которое появилось у древних славян, германцев и других народов и стран. Затем это название изменилось, а до нас дошло слово «хлайб», которое напоминает современное «хлеб».

Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Первые зерновые культуры – пшеница, ячмень, просо. Позже появилась рожь. Люди заметили злаковые растения и сначала ели зерна в сыром виде. Затем они научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб был похож на жидкую кашу. Но однажды человек заметил, что если зерна сначала поджарить, а потом раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее. Тогда-то наши предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Таким образом, стало появляться на Руси хлебопечение. Люди принялись выпекать хлеб, который мало напоминал современный вид хлеба.

Мы узнали, что первыми настоящими хлебопеками считаются древние египтяне. Еще во времена строительства пирамид, 5–6 тысячелетий назад, они открыли способ разрыхлять тесто путем брожения — например, однажды древний египтянин оставил смесь муки и воды в теплой печи на ночь, а утром он обнаружил неожиданно мягкое скисшее тесто, из которого получился более вкусный хлеб. Так на смену твердокаменным лепешкам пришли пышные булки.

Так же, как к хлебу, народ с давних времен уважительно относился к труду тех, кто его пек. Выпечка хлеба считалась почетным и ответственным делом. В древних государствах пекари занимали самые высокие посты. Пекари рецепты хлеба держали в тайне и передавали их из поколения в поколение.

Приготовление хлеба было тяжелым ручным трудом. Лишь во второй половине XIX века появились в России тестомесильные машины, тестоделители, конвейерные печи. На современных хлебозаводах используется самое новое оборудование: хлебопекарные и кондитерские печи, машины, линии для производства формового хлеба, батонов и багетов.

На Руси хлеб был особо почитаемым. Один из величайших христианских летних праздников называется Хлебным (Ореховым) Спасом. В этот день существовал обычай печь караваи и хлеба из свежемолотой муки нынешнего года. Их освящали в храме. Им угощали всех знакомых и просящих милостыню. Считалось, что такая щедрость должна привлечь в дом хороший урожай и довольство. А хлебные крошки кидали ласточкам.

Путь «от зернышка к хлебу» или «как хлеб на стол приходит

Непросто приходит хлеб на наш стол. Хлебный каравай начинается с зернышка. А вы знали, что на выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен? И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб – это дело тысяч рук.

Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У хлебороба много работы : нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.

Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Для посева нужны средние зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай.

На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.

Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.

А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков.

Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины.

А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий. Почему хлеб бывает белым и черным? Оказывается все дело в муке, есть мука пшеничная и ржаная. Из пшеничной муки пекут белый хлеб, а из ржаной – черный. Мы узнали, что в наши магазины поступает хлеб нескольких видов. Это ржаной, пшеничный, бородинский, диетический. В нашем городе Вольске есть собственные минипекарни по производству хлеба. «Путь от зерна к хлебу» мы представили в виде схемы.

Чем полезен хлеб?

Хлеб занимает особое место в нашем питании. Он обладает довольно редким свойством – никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион ежедневно. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости.

Почему люди не могут обходиться без хлеба? Оказывается, хлеб содержит в себе практически все питательные вещества. Быстрее утоляет голод, чем другая еда.

Он содержит растительный белок, который является строительным элементом всех тканей организма. Больше всего белка в овсяной и ржаной муке.

Также много в хлебе углеводов, которые приносят нашему организму энергию.

Хлеб – существенный источник витаминов группы В, который нужен для здоровья нервной системы. Если вдруг вы загрустили или у вас плохое настроение, можно съесть кусочек свежеиспеченного хлеба и тревога уйдет.

Также он дает нам растительную клетчатку, которая помогает поддерживать нашу пищеварительную систему в порядке.

Хлеб – это кладовая полезных витаминов (калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа).

По мнению ученых-медиков взрослый человек съедает в день – 400 граммов, а при тяжелой физической работе -700 г. Человек, который не ест хлеб, лишает свой организм огромного количества полезных веществ. Исследования показали, что цельнозерновой и бездрожжевой хлеб из муки грубого помола при ежедневном употреблении способен снижать риск от сердечнососудистых заболеваний.

Хлеб — уникальный продукт. На черном хлебе и воде можно прожить достаточно долго без ущерба для здоровья. Его питательная ценность и вкусовые качества не пропадают в течение длительного времени.

Существует множество разновидностей хлеба : ржаной, пшеничный, кукурузный, отрубной. Каждый человек может выбрать хлеб себе по вкусу.

Роль хлеба во времена Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда.

Хлеб во время Великой Отечественной Войны был самым главным продуктом питания. Рацион солдата на 80 процентов состоял из хлеба, его полагалось 800 граммов.

Хлеб был горьким на вкус, потому, что кроме ржаной муки, в него добавляли свекольный жмых, отруби, опилки, крапиву, лебеду. Фронтовые пекари пекли хлеб прямо на полях сражений — в земляных печах.

В блокадном Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства.

Когда немцы взяли в плотное кольцо город Ленинград, в городе наступил голод, в день умирало до 7 тысяч человек.

За 900 дней блокады норма на хлеб жителям города снижалась пять раз. Самый маленький кусочек хлеба ленинградцы получали с 20 ноября по 24 декабря 1941 года: рабочие — по 250 г хлеба, все остальные — по 125 г. Этот кусочек помог выстоять жителям Ленинграда. Но даже такого хлеба, наполовину состоящего из практически несъедобных примесей, не хватало. Хлеб ленинградцам выдавали по карточкам, которые заменили тогда деньги и ценились дороже золота. Тогда же появились такие понятия, как «блокадный хлеб» и «блокадная норма хлеба». 27 января мы каждый год отмечаем день снятия блокады Ленинграда.

Изучение художественной литературы и фольклора о хлебе.

В ходе данной работы мы выучили много пословиц, стихов, сказок, рассказов о хлебе. Очень понравилось произведение Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб», главный герой которого - мальчик Филька накликал беду на свою деревню из-за небрежного отношения к хлебу. Когда раненый конь попросил у него еды, мальчик ударил коня по губам и бросил кусок хлеба в снег…

Этот рассказ учит нас задумываться о последствиях своих поступков, бережно относиться к самому дорогому для человека продукту – к хлебу!

Практическая часть.

Наши опыты и наблюдения.

В ходе нашего эксперимента мы провели собственное расследование и практическим путем убедились, что…

Во первых, наглядно увидели чем зерна пшеницы и ржи отличаются друг от друга. Зерновка ржи длинная и тоненькая, а пшеничная – круглая. Отличаются также цветом: пшеничное зернышко более светлое с желтоватым оттенком, а ржаное – более темное с серо- сизым отливом.

Во вторых, на собственном опыте увидели, как происходит процесс превращения зерна в муку. С помощью кофемолки мы размололи зерна ржи и получили ржаную муку. Сравнили ее с готовой пшеничной мукой. Сделали вывод: ржаная мука темнее чем пшеничная, поэтому цвет хлеба зависит от муки.

В третьих, нам захотелось узнать, растворяется ли мука в воде. Мнения разделились. Но наглядно мы убедились, что мука не растворяется, а выпадает в осадок.

В четвертых, решили понаблюдать за процессом проращивания зерен. Для этого положили зерна овса в контейнеры между мокрыми ватными дисками и поставили в теплое светлое место. Через несколько дней уже есть первые результаты: зерна разбухли и появились маленькие росточки! В течение недели ростки значительно выросли. Вывод: для роста растений необходимы вода, свет и тепло!

Экскурсия на кухню (пищеблок, наблюдение за процессом выпечки булочек (ватрушек).

Нашей целью было познакомиться с технологией приготовления булочек в больших количествах. Экскурсия оказалась очень интересной. Мы увидели весь процесс — от замеса теста до вынимания горячих булочек из печи. Чтобы приготовить булочки на весь детский сад, повару приходится замешивать много теста, для этого в работе используется машина – помощница тестомес. Затем тесту дают подойти. Из готового теста Валентина Ивановна очень ловко делает шарики одинакового размера, укладывает их на противень, а затем ставит в тепловой шкаф на расстойку (чтобы будущие булочки поднялись и стали пышными). Поднявшиеся булочки отправляют в духовку и выпекают до готовности. Похожим способом делают ватрушки с повидлом, только в середине каждой булочки делают углубление и кладут повидло. Спасибо нашим поварам за их ежедневный труд!

Заключение.

Раскрывая секреты хлеба, мы и не заметили, как расширили свои знания о хлебе : На основе проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

Хлеб не просто еда. Это тяжёлый труд. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, трудятся тысячи людей более 120 профессий. Многие русские поэты, художники воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд, и плод этого труда – хлеб.

Многие в наши дни стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну.

Роль хлеба в жизни человека неоценима: это и богатый полезными веществами продукт, который ничем невозможно заменить, и часть истории всего человечества.

«Хлеб – всему голова», потому что он является основой питания, самым главным продуктом, источником жизни. Люди его очень любят. Хлеб – душа народа, душа нашей родной земли, судьба многих людей, их труд.

В заключение нашего проекта мы провели замечательный праздник, где красной нитью переплелись понятия Родина, русское поле, хлеб. Готовились к нему всем нашим дружным коллективом: учили стихи, песни, сценки, игры, танцы, воспитатели подготовили оформление зала, атрибуты к танцам, костюмы. Праздник получился душевным и теплым. Подарили много эмоций себе и нашим любимым зрителям - родителям.

Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба. Теперь мы будем еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей. Таким образом, мы сумели достичь цели своего исследования. Выдвинутая в начале исследования гипотеза, подтвердилась. Каждый день, беря в руки кусок хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создает, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь!

P/S Меня очень заинтересовал тот факт, что одним из символов г. Саратова является саратовский калач. Когда-то он славился на всю страну и подавался к императорскому столу. В честь него даже был открыт музей в Саратовском аграрном университете.

Поэтому следующей темой моего исследования будет тема «Секреты саратовского калача!». Вы заинтересовались? Думаю, и ребятам тоже понравится! До свидания! Спасибо за внимание!

Литература.

1. А. Владимиров «Земля на зернышке стоит». Москва «Детская литература», 1984г.

2. А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка». Москва «Детская литература», 1990г.

3. Б. Алмазов «Наш хлеб». Москва «Детская литература», 1985г.

4. В. А. Патт «Наш хлеб». Москва «Легкая и пищевая промышленность», 1984г.

5. К. Паустовский «Теплый хлеб». Ленинград «Художник РСФСР», 1987г.

6. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.

7. М. А. Федоров «Юному хлеборобу». Москва «Россельхозиздат», 1984г.

8. М. Пришвин «Лесной шатер». Москва «Издательство Бамбук», 1999г.

9. Н. Верещагин «Золотой колосок». Москва «Малыш», 1984г.

10. Ю. Крутогоров «Про булку белую и кашу пшенную». Москва «Малыш», 1973г.

Интернет-ресурсы:

11. https://www.peterburg.biz/muzey-hleba-v-peterburge.html

13. https://www.playroom.ru/content/view/1169/18/

14. https://www.eda-server.ru/cook-book/muchnye/raznoe/st00228.htm

15. https://kedem.ru/history/20090114-bread/

Публикации по теме:

Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт)Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт) Тема исследования:"Загрязнение окружающей среды".Цели работы:изучить причины - почему так много мусора на нашей планете Земля?Выяснить.

Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос»Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос» Автор: С. Дарья воспитанница подготовительной группы Руководитель: Шарова Валентина Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории.

Интересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детейИнтересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детей Что же такое бумага и каковы ее свойства? Давайте поговорим об этом. Для человечества важно, распространение и передача различной информации.

Интересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детейИнтересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детей Что же такое бумага и каковы ее свойства? Давайте поговорим об этом. Для человечества важно, распространение и передача различной информации.

Интересные опыты «Свойства яйца» как научно-исследовательская деятельность для детейИнтересные опыты «Свойства яйца» как научно-исследовательская деятельность для детей Что же такое яйцо и каковы его свойства? Речь пойдет о таком удивительном продукте как яйцо. Удивительное оно потому, что в нем, в таком.

Исследовательская работа «Живая аптека» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, меня зовут – Кокина Ангелина, мне 6 лет. Я хожу в детский сад «Гвоздика». Сегодня я хотела бы.

Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки»Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки» Содержание Вступление…. Глава I. Роль патриотического воспитании дошкольников…. Глава II. Мои знаменитые земляки….…. § 2.1. Наш ветеран.

Научно-исследовательская деятельность в старшей группе. Обучающий научный опыт «Физические силы»Научно-исследовательская деятельность в старшей группе. Обучающий научный опыт «Физические силы» .

Проект «Чудо-скатерть»Проект «Чудо-скатерть» Проблема:у детей недостаточно знаний о столовом белье, о русских традициях и обычаях. Задачи:расширить знания детей о старинных и современных.

Развлечение в средней группе «Рада, рада детвора День снеговика встречать!» ФотоотчетРазвлечение в средней группе «Рада, рада детвора День снеговика встречать!» Фотоотчет 18 января - международный День Снеговика. Здорово, что есть праздник, посвященный самому любимому персонажу детей всех возрастных категорий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Научно-исследовательская работа «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко». Детский проект о хлебе
Опубликовано: 2 июля 2023 в 14:28
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД