Ольга Гурьянова
Проект «Чудо-скатерть»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:
у детей недостаточно знаний о столовом белье, о русских традициях и обычаях.
Задачи:
расширить знания детей о старинных и современных полотенцах.
Вид:
• По количеству участников – коллективный (2 человека)
• По приоритету метода – познавательно-творческий
• По контингенту участников – одновозрастной (дети 6лет)
• По продолжительности – краткосрочный (в течение 2 недель)
Этапы работы:
Предварительная работа:
чтение рассказов, стихов, сказов.
Публикация «Проект „Чудо-скатерть“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2022
1 этап. Создание копилки
– «А у нас дома есть особенная скатерть» – сказал Артём.
– «Она старинная, сохранилась от прапрабабушки. Эту скатерть ей подарили её родители на свадьбу».
– «Чем же она особенная? Вот у нас есть скатерть, на которую можно ставить всё горячее, и следов не останется, стол не повредится. Называется жаропрочная» – сказала Полина.
И тогда дети в группе решили изучить, какие еще есть скатерти, и почему это раньше скатерть на свадьбу дарили.
Для копилки ребята принесли из дома свои скатерти.
2 этап. Создание морфотаблицы
Затем стали рассматривать каждую скатерть, и заносить параметры в морфотаблицу. По горизонтали которой дети нарисовали свои скатерти, а по вертикали – признаки: цвет, форма, размер, материал, части (украшения, назначение, тематика.
3 этап. Анализ и выводы
Проанализировав таблицу, мы сделали выводы:
• По цвету: однотонные и цветные
• По форме: прямоугольные, квадратные, круглые, овальные, пятиугольные
• По материалу: хлопок, лён, шёлк, бязь, штапель
• По украшениям: кайма, вышивка, аппликация, печать, кисти
• По назначению: каждодневные, праздничные, чайные
• По тематике: для Нового года, Рождества, дня рождения
• По фактуре: жаккардовые, гладкокрашенные, отбеленные
• По размеру: от уровня стола, до пола
4 этап. Изучение истории скатерти
Славяне считали скатерть символом чистоты, порядка и благополучия. Праздничный стол застилали белым полотном, которое отпаривали и разглаживали, чтобы не было складок. В богатых семьях к празднику доставали шёлковые скатерти, их называли «камчатными». Отсюда пошло пожелание счастливого пути – «камчатной дороги», или «скатертью дорога». Скатерть была обязательным атрибутом приданного девушки к свадьбе.
5 этап. Создание музея одного предмета «Чудо-скатерть»
Такие красивые разные скатерти мы решили показать, и рассказать о них всем детям. Для этого создали музей одного предмета. Родители помогли оформить и подписать все атрибуты.
6 этап. Презентация-экскурсия в мини-музей
Экскурсоводом в музей была Полина. С интересом ребята группы слушали ее рассказ о каждой из скатертей.
Продолжение проекта:
При заинтересованности детей знакомить с узорами скатертей народов Поволжья.