Получи документы

Об утренней гимнастике как средстве закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников

Тамара Цыпкина
Об утренней гимнастике как средстве закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников

Беседы о здоровье человека актуальны с незапамятных времен и собирают огромное количество участников. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, высокой умственной и физической работоспособностью и полный сил будет стремиться осуществить самые смелые замыслы, взгляд его будет устремлен в будущее и, невзирая на профессиональные и бытовые трудности, осуществит намеченное и достигнет поставленных целей.

Человеческое общество достигло высочайших вершин во многих областях науки и техники, медицины и в освоении космоса, но эти темпы его развития требуют не только высоких интеллектуальных, но физических качеств человека, а именно крепкого здоровья.

Публикация «Об утренней гимнастике как средстве закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников» размещена в разделах

Здоровье – это важнейшая характеристика человеческого и трудового потенциала, человеческого капитала. Экспертами ВОЗ доказано, что улучшение качества и увеличение продолжительности жизни населения ведет к ускорению экономического развития государства, росту его валового национального продукта [3].

Современное Государство приложило гигантские усилия, направленные на оздоровление нации и окружающей среды.

Одной из актуальнейших проблем и предметом первоочередной важности не только в нашей стране, но и в мире в целом остается здоровье детей, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а не имеющих отклонении в здоровье — снизилось в 3 раза, лишь 5-7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения.

Также проведен анализ результатов профилактических медицинских осмотров детей (383 чел., в т. ч. 200 мальчиков и 183 девочек, посещавших старшие и подготовительные группы 6 ДОУ (руководители исследований д. м. н. П. И. Храмцов и д. м. н. профессор Е. Н. Сотникова) [9]. Осмотры проводились врачами специалистами детских поликлиник, к которым прикреплены ДОУ, выполнялись антропометрические измерения и анализы. В результате установлено, что 17,3% детей являются абсолютно здоровыми (I группа здоровья, 29,4% имеют лишь функциональные отклонения (II группа здоровья, 52,8% детей страдают хроническими болезнями в стадии компенсации (III группа) и 0,5% – хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (IV группа здоровья). Распространенность функциональных отклонений среди детей дошкольного возраста составляет 1425,6‰, в т. ч. среди мальчиков – 1545‰, среди девочек – 1295,1‰.

Немаловажную роль в воспитании здорового члена общества отводится ДОУ, вошедшим в историю России более 150 лет назад и на протяжении всего этого времени приоритетным направлением их деятельности является укрепление здоровья дошкольников.

Детские дошкольные учреждения, согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации», являются уровнем общего образования, и это значит, что они теперь должны работать в соответствии со стандартами.

ДОО, которые является первой ступенью образования, призваны совместно с семьей создавать благоприятные условия для воспитания здорового образа жизни у ребенка-дошкольника. ДОУ разрабатывает, апробирует, конструируют и реализует современные здоровьесберегающие программы и методики, и поэтому ДОО поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.

О качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствует здоровьесберегающая составляющая. Когда речь идет о здоровьесбережении в условиях детского сада, гигиенисты имеют в виду, прежде всего, рационально организованный учебно-воспитательный процесс, который организован с соблюдением условий, гарантирующих гармоничное физическое развитие ребенка, укрепление его здоровья.

Чтобы вышеперечисленное не осталось просто декларацией, нужно преодолеть негативные тенденции в состоянии здоровья детей, уйти от единообразия и унифицированности образования, создать условия для вариативной и личностно-ориентированной педагогики. Принципиально важно обеспечить возможность реализации только таких образовательных программ, которые удовлетворяют требованиям укрепления и физического и психического здоровья детей.

В современных программах одной из главных задач физического воспитания является развитие у детей основных движений и, в первую очередь, ходьбы и бега, как основных способов передвижения человека.

Они помогают ребенку знакомиться с окружающим миром, активно воспринимать его, обогащать свои представления о нем. Движения оказывают благоприятное воздействие на физиологическое и всестороннее развитие детей.

Академик К. М. Быков говорит: «Действительно, без мышечных движений невозможно ни познание природы, ни тем более, переделка ее в процессе труда, ни совершенствование самого человека в процессе воспитания» [3].

Забота государства о здоровье населения, большой процент больных детей, несовершенство законодательных актов, - все это подтолкнуло к созданию ФГОС - нового стандарта, направленного на развитие дошкольного образования в Российской Федерации [1]. Основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

Одной из пяти образовательных областей является «Физическое развитие», где перечислены виды двигательного поведения ребенка.

Одним из целевых ориентиров ФГОС и задачей приоритетной образовательной области является, то что у ребёнка не только развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, а в частности ходьбой и бегом, но и правильно может их выполнять, может контролировать свои движения и управлять ими.

Также многое зависит от воспитателя, от его умения в соответствии с ФГОС так сформировать предметно-развивающую среду, чтобы создать условия для формирования у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивать инициативность и обеспечить самореализацию через различные виды деятельности.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающей ребёнка конкретного мира…. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы….» Е. И. Тихеева [7]. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии ФГОС : развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения и т. д.

Однако не все дошкольные учреждения в достаточной степени укомплектованы квалифицированными кадрами, отсутствие у большинства населения приоритета высших ценностей, позиционируемых во ФГОС второго поколения в качестве ключевых результатов обучения и воспитания, таких как труд, здоровье, физическая культура и др.

Слабая включённость родителей в образовательный процесс, невладение формами взаимодействия и проектной деятельностью в дошкольном образовании, навыками коллективного планирования, отсутствие навыков разработки целевых программ, программ.

Недостаточно оснащены группы, изношенный материал, воспитатели консервативны, - не многие способны быстро перестроится под новые требования.

В педагогическом процессе не отработаны приемы при серьезных изменениях, больших количествах детей, загроможденности групп. Все эти противоречия препятствуют освоению и реализации ФГОС.

В тоже время ребенок ведет малоподвижный образ жизни, практически не играет на дворе, в спортивные игры, проводит все свое свободное время у экрана телевизора или компьютера. Мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин. К такому мнению приходят многие ученые, в частности Мелехов, Калмыков, Быков. По их мнению, одной из задач воспитания является развитие основных движений, в частности, ходьбы и бега, закрепление этих навыков, хорошая координированность при их исполнении, уверенность при ходьбе, комфортность при выполнении. Ходьба и бег составляют важную жизненную необходимость, основу для развития ребенка, они помогают ему знакомиться с окружающим миром, активно воспринимать его, обогащать свое представление о нем. Развитие движений ребенка зависит от окружающих его условий и прежде всего, от соответствующего воспитания и обучения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Малые Олимпийские игры-2014» в детском саду «Солнышко»Краткосрочный проект «Малые Олимпийские игры-2014» в детском саду «Солнышко» С 10 по 15 февраля в нашем детском саду "Солнышко" прошла традиционная неделя "Малых Олимпийских игр". Была проведена большая подготовительная.

Презентация на тему: «В здоровом теле — здоровый дух» Данная презентация участвовала в Муниципальном конкурсе "Моя здоровая семья". Презентация называется "В здоровом теле - здоровый дух". В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Об утренней гимнастике как средстве закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников
Опубликовано: 30 марта 2015 в 12:52
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД