Оксана Нертик
Особенности организации общения мальчиков и девочек в повседневной жизни
▼ Скачать + Заказать документы
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»
Проблема общения является одной из актуальных и значимых в отечественной психологии. Она составляет предмет многих теоретических и экспериментальных исследований таких ученых, как А. А. Бодалев, А. Б. Добрович, М. С. Каган, И. А. Коробейников, В. Л. Леви, Б. Ф. Ломов, М. И. Лисина.
Публикация «Особенности организации общения мальчиков и девочек в повседневной жизни» размещена в разделах
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития.
По мнению М. И. Лисиной, общение ребенка со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, на втором (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником, признании и уважении сверстника; на третьем этапе (6-7 лет) общение становится внеситуативно - деловым, складываются устойчивые избирательные предпочтения.
Процесс вхождения ребёнка в социум предполагает формирование особенностей его характера и поведения с учетом гендерных различий.
Согласно взглядам Т. А. Репиной, суть полоролевой социализации дошкольников заключается в том, что при активном взаимодействии как со взрослым, так и сверстниками у ребёнка формируется адекватная полу модель поведения, он овладевает культурой в сфере взаимоотношения полов, начинает осознавать роль мужчины и женщины в обществе.
Арутюнова Л. А., Алешина Ю. Е., Волович А. С. и другие отмечают, что старший дошкольный возраст является благоприятным для развития у детей таких социальных признаков как фемининность, маскулинность. Поэтому организуя процесс общения детей со сверстниками в повседневной жизни, педагог должен научить ребенка видеть, осознавать образ своего «Я» : «Я - мальчик», «Я - девочка», содействовать освоению полоролевого поведения.
Актуальность и практическая значимость рассматриваемой проблемы и побудила меня к выбору темы исследования: «Особенности организации общения мальчиков и девочек в повседневной жизни».
В соответствии с темой работы была определена проблема исследования: каковы способы организации общения мальчиков и девочек в повседневной жизни. Решение данной проблемы и составляет цель исследования: разработать и частично апробировать перспективный план работы, направленную на полоролевую социализацию детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс общения детей дошкольного возраста со сверстниками, а предмет исследования - процесс организации общения мальчиков и девочек 5-6 лет в повседневной жизни.
В соответствии с поставленной целью мной были определены следующие задачи исследования:
- провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- изучить возрастные особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками;
- рассмотреть способы полоролевой социализации мальчиков и девочек в повседневной жизни;
- изучить особенности идентификаций детей старшего дошкольного возраста со своим полом;
-разработать и частично апробировать перспективный план полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста.
-разработать рекомендации для воспитателей по вопросам полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать результаты проведенного исследования.
Методологической основой являются психолого-педагогические исследования Л. А. Арутюновой, Н. Ф. Головановой, А. Г. Рузской, М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой, Т. А. Репиной по проблемам общения и полоролевой социализации детей дошкольного возраста со сверстниками.
Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МБДОУ детский сад №4 ст. Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края.
Для выполнения поставленных задач я использовала метод беседы, эксперимент, наблюдение, теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
Научная новизна исследования заключается в совершенствовании процесса общения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в использовании педагогических ситуаций, тематических бесед, дидактических и развивающих игр, ролевых игр, этюдов и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста в целях полоролевой социализации.
Анализ процесса и результата организации игровой деятельности и общения с детьми показал, что произошли позитивные изменения в поведении большей части респондентов старшей группы. Мальчики и девочки стали чаще объединяться в совместные игры. Разделение обязанностей в трудовой деятельности по половому признаку существенно обогатило содержание ролевых игр. Дети стали внимательнее относиться друг к другу, научились адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников, старались контролировать свои поступки.
Список использованной литературы
1. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. - М. : Издательство Гном И Д, 2003.- 85 с.
2. Кон И. С. Половое различие и дифференциация социальных ролей. - М. Просвещение, 1985. – 251 с.
3. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М. : Просвещение, 2006. – 216 с.
4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М. : Просвещение, 1997.- 264 с.
5. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет /Под ред. Е. О. Смирновой. – М. : Просвещение, 2001.- 217 с.
6. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М. : Просвещение, 1985.-254 с.
7. Панфилова М. А. Игротерапия общения. - М. : Российское педагогическое агенство, 2000. – 164 с.
8. Татаринцева И. Е. Программа полоролевого поведения дошкольников. Мир мальчика и девочки. - Ростов н/ Д: Феникс, 2002.- 142 с.
9. Фромм А. Азбука для родителей (пер. с англ.) – М. Просвещение, 1991. - 123 с.
10. Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада //Ребенок в детском саду. - 2013.- №2- С. 12-16.
11. Смирнова Е. О. Общение дошкольников со сверстниками. //Мама и малыш. - 2012.- №9 - С. 51-54.