Киселева Евгения
План по самообразованию «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка д/с № 31 г. Калининград
План работы по самообразованию по теме
«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников».
Средняя группа.
Подготовила: воспитатель
Киселева Евгения Евгеньевна
Пояснительная записка
Публикация «План по самообразованию „Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке эстетических и эстетических чувств. Сказка-это среда для развития эмоционально- нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста. Сопровождается на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. С миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в особый исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Актуальность
Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особенные причинно-следственные связи и явления делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языку красоту окружающего мира.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу и к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому с самого младшего возраста необходимо показывать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе и о животных. Почему же сказка так эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно фантазировать и мечтать.
Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы их различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Пи этом ребенок отожествляет себя с положительным героем.
Цель:
Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
Задачи:
Развивать способность детей различать добро и зло, хорошее от плохого и в сказке, и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведения и поведению других.
Помочь родителям понять ценность сказки, ее особенную роль в воспитании сегодняшнего и завтрашнего человека.
Ожидаемые результаты:
Усвоение детьми норм нравственно-духовного воспитания, открытость их к доброму, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и к самому себе;
Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
Знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;
Формировать представление о честности, справедливости, доброте, отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости;
Развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться придти на помощь в трудную минуту.
Перспективный план на 2018-2019г.
Сентябрь.
1. Составить перспективный план работы по самообразованию
2. Подобрать методическую литературу
3. Провести анкетирование родителей.
4. Диагностика детей.
5. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания».
Октябрь.
Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей». Методические приемы:
1. Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко», просмотр иллюстраций,
2. Чтение р. н. с. в пересказе В. Даля «Журавль и цапля»
Консультация для родителей, (папка передвижка) «Сказка помогает говорить правильно»
Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.
Ноябрь.
1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.
2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
Методические приемы:
1. Чтение и пересказ детям сказки «Заюшкина избушка».
2. Чтение сказки Корнея Чуковского – «Федорино горе»
3. Дидактическая игра «Угадай сказку»
Консультация: «Особенности чтения сказок о животных».
Декабрь.
Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»
Методические приемы
1. Чтение Р. Н. С. «Снегурочка»
2. Чтение Р. Н. С. «Лисичка-сестричка и серый волк»
3. Дидактическая игра: «Из какой книги прочитан отрывок»
Консультация для родителей «Сочиняем сказку сами»
Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки»
Январь.
Изучение темы: «Сказка как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»
Методические приемы:
1. Чтение Р. Н. С. «Лиса и козел»
2. Чтение сказки «Про Иванушку –дурочка»
Консультация для родителей: «Прочитай мне сказку»
Февраль:
Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей»
Методические приемы
1. Игра-викторина «Сказки дедушки Корнея»
2. Чтение сказки «Чудо дерево» К. Чуковского
3. Коллективная работа аппликация «Чудо- дерево»
Консультация для родителей «Как читать сказку детям»
Март.
Изучение темы «Влияние сказок на психику ребенка»
Методические приемы:
1. Чтение сказки «Война грибов с ягодами»
2. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
3. Постановка сказки «Репка» с привлечением родителей.
4. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке».
Консультация для родителей «Реальность сказочной жизни»
Апрель
Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей».
Методические приемы
1. Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстрации.
2. Настольно-печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезанные картинки)
Консультация для родителей «У доброты есть лицо»
Май
Самоанализ плана по самообразованию
Выставка работ детей и родителей «Наши любимые сказки»
Литература:
В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
Сборник научно-методических статей. Орел 2015г. под редакцией О. В. Бережнова
Ильин И. «Духовный мир сказки»
Занкевич- Евстигнеева6 «Практикум по сказкотерапии»
Э. И. Иванова «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г