Приложение МААМ

Презентация «Роль клинической психологии в образовательной практике»

Ольга Дацко
Презентация «Роль клинической психологии в образовательной практике»
▼ Скачать + Заказать документы

"Роль клинической психологии в образовательной практике"

подготовила старший воспитатель МБДОУ № 21 Дацко Ольга Владимировна

1. История детской клинической психологии.

Дети с аномальным развитием рождались во все времена. Уровень их адаптации и сама возможность жизни были связаны с конкретными историческими условиями, а также с уровнем гуманности общества и его экономическим развитием. В начале 19 века стала более вероятной возможность выживания таких детей, что было связано с развитием медицины и, в частности, психиатрии. Термин «детская клиническая психология» появился относительно недавно, ближе к середине 20 века. Становление этой области тесно связано с формированием детской психиатрии и дефектологии. В конце 18 века были выделены нарушения развития в связи с сенсорной патологией (слепота, глухота, а к началу 19 в. единственной формой психической патологии у детей считалась умственная отсталость. Известный французский психиатр Ж. Э. Д. Эскироль (1772—1840) является автором одного из первых научных трудов об умственной отсталости (1839). В основу классификации умственной отсталости он положил уровень развития речи. Клиническая оценка детей была недостаточной для их дальнейшего развития и обучения. Требовались особые условия воспитания и образования. Среди специалистов, трудившихся в этой области, следует выделить Ж. Итара и Э. Сегена, чьи методики используются в работе психологов и дефектологов с аномальными детьми и в настоящее время. Жаном Марком Гаспаром Итаром (1755—1838) было предложено методическое обеспечение средств диагностики и развития, применение приемов, основанных на развитии чувств (физиологическое обучение). Он попытался из одичавшего мальчика (авейронский дикарь) воспитать человека. Однако добиться желаемых результатов Итар не смог, но в результате этой работы был намечен путь развития глубоко умственно отсталых детей — развитие с помощью тренировочных упражнений органов чувств и моторики. Эдуард Сеген (1812—1880) создал метод обучения детей с разными формами умственной отсталости.

Публикация «Презентация „Роль клинической психологии в образовательной практике“» размещена в разделах

На следующем этапе больших успехов в диагностике количественных отклонений развития и в обучении детей с такими отклонениями добились А. Бине (1857—1911) и М. Монтессори (1870—1952). Альфред Бине изучал широкий круг психологических проблем: патологию сознания, умственное утомление, гипнотическое внушение, индивидуальные различия процессов памяти, графологию и др. ; он стремился утвердить в психологии объективный метод исследования, выступил пионером применения экспериментальных методов изучения высших психических функций, прежде всего, мышления. Придерживаясь первоначально постулатов ассоциативной психологии, в дальнейшем он отверг их и трактовал процесс мышления не как сочетание образов (идей) по законам ассоциации, а как оперирование общими схемами решения жизненно важных для субъекта задач. Наибольшую известность получили разработки А. Бине в области создания тестов интеллекта. В самом начале ХХ в. совместно с Т. Симоном (1873—1961) А. Бине провел ряд экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления детей. По заказу Министерства просвещения результаты этих экспериментов после соответствующей статистической обработки были преобразованы в задачи для отбора умственно отсталых детей во вспомогательные школы. В 1905 г. была опубликована шкала Бине—Симона, впоследствии многократно модифицированная в разных странах, в том числе и в России, и послужившая прообразом современных методов тестирования интеллекта. На рубеже XIX—XX веков известный итальянский педагог Мария Монтессори создает ортофеническую школу для отсталых детей, где применяет систему сенсомоторного воспитания слабоумных учащихся как основу лечебной педагогики. В разработке основ новой научной педагогики М. Монтессори опиралась на сочетание ее с антропологией, психологией и медициной.

Интерес к детству (как источнику психического неблагополучия взрослых) возник вместе с появлением работ Зигмунда Фрейда (1856—1939, который обосновал, что в основе неврозов лежат ранние детские психические травмы. В дальнейшем детский психоанализ в работах А. Фрейд (1885—1982, М. Кляйн (1882—1960) внес свою лепту в становление детской клинической психологии. А. Фрейд создала оригинальное направление практической психологии (фактически — детской клинической психологии) — детский психоанализ. Дочь классика психоанализа Зигмунда Фрейда, начав свою карьеру в 1912 г. с работы учительницы, уже в 1923 г. становится преподавателем и директором Венского института по подготовке детских психоаналитиков. В Австрии и затем (с 1938 г.) в Великобритании Анна Фрейд занимается вопросами развития личности ребенка и оказания ему помощи. Широкий спектр исследований Анны Фрейд, посвященных психоанализу детства, образованию, социальной работе, детской психиатрии и педиатрии, наиболее полно отражен в 8-томном собрании ее трудов (1971—1980, США). Мировую известность А. Фрейд принесла ее работа “Психология Я и защитные механизмы”, открывшая путь к пониманию и преодолению конфликтов детской души.

Заззо Рене (1910—1995) — французский психолог, ученик А. Гезелла (1880—1961) и А. Валлона, руководитель лаборатории по изучению психобиологии ребенка. Круг научных интересов Р. Заззо — проблемы развития в норме и патологии (олигофрения, вопросы дифференциальной психологии. Заззо стремится сблизить клинический метод изучения нормального ребенка, применявшийся А. Валлоном, со статистическим, количественным подходом. Большое внимание уделял методу близнецов.

Давид Векслер (1896—1981) — американский психолог, психодиагност и психиатр, создатель всемирно известных тестов интеллекта для взрослых и детей. Образование получил в колледже Нью-Йорк-Сити (магистр искусств, 1916) и в Колумбийском университете (доктор философии, 1925). Его имя тесно связано с современными средствами психодиагностики интеллекта. Более 30 лет работал в качестве главного психолога в Психиатрической клинике, где создавались и проходили пересмотр разные версии теста Векслера (WISC). Существует тест Векслера разных пересмотров, в мире в настоящее время применяется тест 4-го пересмотра, а в России — относительно новая адаптация 2-й версии

2.Структура детской клинической психологии и её место в ряду педагогических наук

Наиболее тесно клиническая психология детей и подростков связана с психологией аномального развития и специальной психологией. Будучи отраслью клинической (медицинской) психологии детская клиническая психология имеет следующую структуру:

•учение об общих закономерностях нарушенного развития (дизонтогенеза);

•детская нейропсихология (изучение органического повреждения мозга в детском возрасте, дифференциальная детская нейропсихология);

•детская патопсихология (изучение вариантов аномального развития, вызванного психической патологией);

• психосоматика детей и подростков (изучение психологии детей и подростков с тяжелыми соматическими заболеваниями, изучение специфики психосоматических расстройств в детском и подростковом возрасте);

• психотерапия и психологическая коррекция при нарушенном развитии.

Детская клиническая психология тесно связана с психологией девиантного поведения детей и подростков, психологией образования (трудности школьного обучения, семейной психологией и т. п. Клиническая психология детей и подростков базируется на знаниях из области общей, клинической и детской (возрастной) психологии, психологии образования, дефектологии, она также тесно связана с медициной (психиатрией, неврологией, биологией (анатомия, физиология ЦНС, генетика, социологией, юриспруденцией и другими областями гуманитарного и естественно-научного знания.

Биология (генетика, анатомия, физиология) — представляет естественно-научную базу для клинической психологии детей и подростков.

Медицина и ее отрасли (психиатрия, неврология, соматическая медицина, педиатрия, наркология, профилактика) — основные «партнеры» по научно-практической работе. Они отражают совместное изучение отдельных видов болезней (нервно-психических, соматических, наследственных, дают анализ клинических про- явлений, этиологии и динамики заболеваний, расширяют представление об аномальном развитии в связи с болезнью.

Психология (общая, возрастная, социальная, специальная, клиническая, психология здоровья, юридическая) — дает представление об общих законах психической деятельности и психического развития и их нарушениях. Взаимно обогащаются терминология, средства диагностики, методы работы.

Психология образования — подготовка квалифицированных специалистов для работы в области образования с учетом особых образовательных потребностей у детей с нарушенным развитием, вопросы инклюзивного образования.

Педагогика (коррекционная и лечебная педагогика, дефекто- логия, логопедия) — разработка совместных программ психолого- педагогического сопровождения детей с нарушенным развитием и с особыми образовательными потребностями, совместная практическая работа в психолого-медико-педагогической комиссии.

Социология — ориентация на законы общества по отношению к детям с особым развитием, возможность преодоления стигматизации, гуманизация общества, совершенствование форм социальной поддержки и социальной защиты.

Юриспруденция — законы о соблюдении прав ребенка с нормальным и аномальным развитием, вопросы ювенальной юстиции. Клиническая психология детей и подростков занимает смежное положение с психологией и медициной, а также имеет тесные связи с другими областями знаний. Очевидно, что комплексный подход разных специалистов к проблемам ребенка и подростка с нарушенным развитием, особым состоянием здоровья, дает максимально эффективное разрешение многих вопросов. Следует отметить, что и сама клиническая психология детей и подростков как современный раздел клинической психологии имеет свою структуру.

1.3 Предмет и содержание клинической психологии детского и подросткового возраста

Предметом клинической психологии детей и подростков являются закономерности нарушенного развития (дизонтогенеза, вызванного органической патологией (центральной нервной системы и соматической, психическими расстройствами, заболеваниями, нарушениями условий созревания и воспитания.

Патологическое развитие сопоставляется с нормативным, считается, что основные законы развития в норме и при патологии являются сходными, но имеют своеобразие (Г. Я. Трошин,Л. С. Выготский и др.).

Основное содержание работы специалистов детской клинической психологии связано с диагностикой отклоняющегося развития, психологической квалификацией, участием в комплексной постановке клинического диагноза, оказанием помощи в лечебных 16 мероприятиях (разработка вариантов психолого-педагогического сопровождения, коррекционных и реабилитационных мероприятий) и в динамической диагностике состояния. Значительный объем работы связан с диагностикой уровня психического развития ребенка и его оценкой в соответствии с нормой развития.

Самостоятельная часть работы связана с установлением возможностей обучения ребенка (определение программ, форм и условий обучения). Отдельный пласт деятельности составляет оценка и коррекция детско-родительских и родительско-детских отношений, а также комплексная работа с семьей по преодолению стресса, связанного с болезнью ребенка, с сохранением качества жизни всех членов семьи и т. п.

По мнению Л. С. Выготского «…Для развития ребенка среда выступает не только как условие, но и источник его развития, ребенок с первых дней существования находится во взаимодействии и под влиянием окружающей социальной среды, которая определяет его развитие и как бы ведет его за собой. Однако наследственный компонент, как бы он мал ни был, участвует в формировании и высших психических функций»

Клинические психологи, работающие с детьми и подростками с нарушенным развитием, ограниченными возможностями здоровья и пограничными состояниями, должны осуществлять следующие виды практической деятельности: диагностическую, коррекционную, экспертную, психотерапевтическую, а также восстановительное обучение. Все виды деятельности имеют неодинаковое значение (удельный вес, процент в работе клинического психолога).

Основные виды практической деятельности (типы задач, которые осуществляет специалист в области клинической психологии детей и подростков:

• клинико-диагностическая — это выявление и описание структуры дефекта; конкретные формы зависят от использования диагностических методик;

• коррекционная — это система мер психологической помощи, направленная на улучшение протекания отдельных психических функций или их структурных элементов, обеспечивающих поведение (например, обучение определенным социальным навыкам и т. д.) и обучение детей и подростков с проблемами (концентрация внимания, объем памяти и т. п.);

• экспертная — это оценка уровня развития ребенка с помощью качественного и количественного анализа и с применением соответствующих методик (клинических, проективных, психометрических и т. п.);

• консультативная — это консультирование детей и их родителей по проблемам развития ребенка, коррекции выявленных нарушений и психотерапевтической поддержки, поддержка и консультирование семьи;

• психотерапевтическая — это участие в психотерапевтических сеансах, кратковременных и долговременных, с детьми и подростками и их семьей и окружением;

• деятельность сопровождения — психолого-педагогическое со-провождение детей с нарушенным развитием, ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми образовательными потребностями.

Для каждого вида деятельности существуют свои методы работы. При выполнении профессиональных обязанностей клинические психологи должны соблюдать ряд этических и профессиональных правил: правило «не навреди!», конфиденциальность, индивидуальный подход, работа специалистов в бригаде, принципы клинико-психологической диагностики, опора на семью, учет социальной ситуации развития и т. п.

В клинической психологии детей и подростков применяется психологический понятийный аппарат. Рассмотрим некоторые базовые для детской клинической психологии понятия.

Онтогенез — развитие в течение жизни, дизонтогенез — нарушенное развитие, которое может иметь очерченные рамки, а может продолжаться в течение всей жизни.

Понятие «аномальное развитие» (от греч. anomalos — неправильный) может употребляться в широком и узком смыслах. В широком смысле это любое отклоняющееся от нормативного развитие, т. е. все варианты отклоняющегося развития (в том числе и с ретардацией и с акселерацией). В узком смысле это болезненное по происхождению (генетическая патология, органическая патология и т. д., ведущее к дезадаптации отклонение в развитии.

В целом к аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития, в том числе и психического.

Дефект (лат. defectus — недостаток) с точки зрения психологии — это нарушение одной или нескольких функций или части одной функции, которое изменяет нормальное развитие ребенка (только при определенных обстоятельствах). Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха одним ухом или зрения одним глазом не обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случая сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и об учению в массовой школе. Дети с такими нарушениями развития обычно изучаются и курируются в специальной психологии

Выводы по первой главе: Детская клиническая психология направлена на охрану и укрепление здоровья детей и подростков (преодоление болезней, восстановление здоровья и социально-трудовой адаптации больных). Она участвует в решении прикладных проблем, связанных с предупреждением и возникновением заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психокоррекционными формами влияния, участвует в решении различных экспертных вопросов, в социальной и трудовой реабилитации больных.

Междисциплинарный статус детской клинической психологии делает эту дисциплину особо чувствительной к решению основной теоретико-методологической проблемы современной науки - проблемы "природы человека" как существа биосоциального по своим внешним проявлениям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации В настоящее время в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому.

История психологии в лицах Контрольная работа по "Основам коррекционной психологии и педагогике" Наиболее рано сформировавшимися как в теоретическом, так и приклад-ных.

Итоговое занятие по психологии Итоговое занятие психологического кружка «Гармония» «Путешествие в страну Чувств» Цель: формировать умение преодолевать внутреннее напряжение.

Неделя психологии.Неделя психологии. Акция "Радужное настроение".В нашем детском саду прошла неделя психологии, к которой мы тщательно подготовились. Были организованы семинары.

Отчет-презентация «Интеграция образовательной области «Физическое развитие» и других образовательных областей» Интеграция образовательной области «Физическая культура» и других образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО «Все, чему учат человека,.

Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе «Рыбы. Неделя психологии» Время Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельн ая деятельность детей Взаимодействие со специалистами, родителями, социальными.

Презентация на тему: Роль развивающей среды и ее влияние на развитие дошкольника Роль развивающей среды и ее влияние на развитие дошкольника Макарова Л. В., воспитатель ГБОУ СОШ пгт. Мирный с/п д/с № 25 "Лесная сказка".

Презентация основной образовательной программы ДОУ 1 слайд Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 «Радуга» города Белореченска.

Семинар «Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода» — презентация (Использован опыт Старшего воспитателя МБОУ НОШ Н. С. Осипенко «Образовательный холдинг «Детство без границ»» МО Усть-Лабинский район Краснодарского.

Здоровьесберегающие технологии в образовательной практикеЗдоровьесберегающие технологии в образовательной практике Здоровьесберегающие технологии в образовательной практике В. А. Сухомлинский:«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Презентация «Роль клинической психологии в образовательной практике»
Опубликовано: 7 июля 2017 в 12:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Роль клинической психологии в образовательной практике»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дацко (УИ 374382) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД