Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников «Край родной»

Наталия Свойкина
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников «Край родной»

Не то, что мните вы,природа:

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. И. Тютчев

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем.

В связи с этим очень актуальны слова Василия Сухомлинского «Мир окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже более 3 лет. В основе лежит «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, так же используем программу Ольги Соломенниковой «Экологическое воспитание в детском саду».

В начале работыя столкнулась с несколькими проблемами:

-уровень знаний детей о природе низкий, отношения к ее объектам бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития культуры.

Дети впитывают все – все что видят и слышат вокруг. И даже больше. Они еще не утратили способность улавливать мысли, чувства и эмоции окружающие их.

За годы работы была создана целостная система,пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

*развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

*воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;

*формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

При построении системы экологической работымы обратили особое внимание на следующие основные направления:

Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

Исследовательское направление осуществляется в рамках проектной деятельности, экскурсий, фенологических наблюдений, опытов.

Мы определили для себя пути реализации системы экологической работы в ДОУ:

- создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);

- повышение экологической грамотности педагогов;

- обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента; внедрение методик экологии здоровья и здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;

экологическое просвещение родителей.

Для успешной работы с детьми необходимы определенные условия и соответствующая эколого-развивающая среда. Она состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функцию.

Внутренняя природная зона: уголок природы в каждой группе, «Огород на окне», уголок экспериментирования, календарь «Времена года».

Внешняя природная зона: огород, цветник, фруктово-ягодный сад, экологическая тропа.

На занятиях дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическим материалом, проводить опыты.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по признакам и сенсорным навыкам.

Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала. У нас представлены коллекции камней. У нас нет коллекций жуков, бабочек, так как мы считаем, для детей лучше изучать животный мир по картинкам и книгам и в живой природе.

Таким образом, нами решается природоохранный аспект. Коллекции включают те объекты, которые могут собирать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка, глины, земли). По моему заданию воспитанники с родителями фотографировали свои любимые уголки природы, домашних животных, птиц. Помимо коллекций природных материалов мы создали коллекцию открыток о природе.

Зона библиотеки представлена экологической литературой, она соседствует с зоной, где представлены дидактические игры с экологическим содержанием и работы из природного материала.

В группе имеется уголок для экспериментирования. Всё это предназначено для специфической игровой деятельности ребёнка, где дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения.

С большим интересом дети ухаживают за комнатными растениями. Они теперь понимают, что о живых существах нужно заботиться. В педагогическом отношении это имеет большее значение.

Дети могут сравнивать живые растения с искусственными, рассказать, чем они отличаются.

Самое светлое место в экологической комнате мы выделили для «Огорода на окне». Он работает в течение всего года. Здесь выращивают зелёный лук, петрушку, укроп, наблюдают за ростом картофеля, моркови, свёклы. Дети прослеживают рост растений от семени до семени, наблюдают за набуханием почек и появлением листьев на срезанных ветках в вазе с водой. В процессе этой работы дети получают и закрепляют элементарные знания об экологии растений, у них закладывается понимание связи роста и развития семян с условиями окружающей среды.

Детям очень нравится проводить опыты с воздухом, изменением звука, проращиванием семян, наблюдением за ростом растений, свойствами предметов, водой, снегом.

Нашему детскому саду 30лет и на его территории растёт около 10 видов деревьев, 15 видов трав, 6 видов кустарников, есть представители царства грибов, на деревьях гнездятся птицы, в траве – насекомые.

Общение с живой природой даёт ребёнку более яркие представления, чем самая яркая книга с картинками. Мы учим детей видеть не только красивое в природе, но и какие последствия грубого отношения людей к ней.

(фото мусора, вырубленный лес)

Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных изменениях в природе имеет, на наш взгляд, работа с календарём природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных изменений в природе несут огромную смысловую нагрузку, учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину. Происходит развитие умственной деятельности детей, изменение восприятия увиденного, появляется устойчивый познавательный интерес к окружающему миру.

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Не обязательно давать детям рецепты поведения в природе, необходимо посредством заданий и вопросов подводить ребёнка к собственным выводам.

Это великое счастье, если мы сможем научить ребёнка смотреть под ноги не только для того, чтобы не споткнуться, а затем, чтобы не растоптать того, кто меньше нас. Очень хочется, чтобы дети, вырастая, не утратили такую удивительную способность сопереживать всему живому, замечать всё, любить, помогать. Я хочу быть уверена, что мои воспитанники, приобретя эти качества в детстве, и пронеся дальше в юность, вырастут настоящими людьми, и наше будущее окажется в надёжных руках.

И в этом будет пусть маленькая, но и моя заслуга.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя;

Берегите всех зверей внутри Природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

(Е. Евтушенко)

Прикреплённые файлы:

moja_0rd1q.pptx | 21058,65 Кб
 
Публикации по теме:

Опыт работы с родителями по экологическому воспитанию Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по.

Отчет по экологическому воспитанию в рамках акции «Край родной»Отчет по экологическому воспитанию в рамках акции «Край родной» Доклад по экологическому воспитанию группа «Крепыши». МКДОУ Латненский ДС «Родничок». Экологическое воспитание в рамках акции «Край родной».

Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников «Бережём растения» Хочу познакомить вас с наработками позволяющими эффективнее проводить работу по знакомству старших дошкольников с растениями Нижегородской.

Опыт работы по воспитанию любви к родной природеОпыт работы по воспитанию любви к родной природе .

Опыт работы «Исследовательская работа ДОУ и семьи по реализации проекта «Мое село-мой край родной» Цель проекта-это разработка технологии по внедрению проектной деятельности воспитателей ДОУ, привлечение родителей к активному участию в.

Опыт работы по экологическому развитию дошкольников Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Опыт работы по экологическому воспитанию младших дошкольников «Природа – это сказка, сохраним это чудо!» Экологическое воспитание дошкольников. Доклад из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 7 Зуевой.

Опыт работы по нравственному воспитанию дошкольников Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Воспитатель Г. И. Мукина.

Опыт работы по экологическому воспитанию «Мир вокруг меня» Человек- часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить.

Опыт работы по экологическому воспитанию в средней группе Природа для нас-кладовая солнца С великими сокровищами… И охранять природу – значит охранять Родину.» М. М. Пришвин Экологическая культура.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников «Край родной»
Опубликовано: 12 марта 2018 в 20:10
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 ноября. День буквы «ё»

День буквы «ё» отмечается ежегодно 29 ноября. В этот день, в 1783 году, буква «ё» была официально введена в обращение. Сделано это было по инициативе деятеля Петербургской академии наук – княгини...

29 ноября. День солдатиков на МААМ

Игрушкам, в которые мальчики играли во все времена, посвящена тема сегодняшнего дня. Пусть наши дети устраивают для игрушечных солдатиков военной парады, проводят учения и маневры, но никогда не узнают,...


Горячие темочки