Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников «Край родной»

Наталия Свойкина
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников «Край родной»

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. И. Тютчев

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем.

В связи с этим очень актуальны слова Василия Сухомлинского «Мир окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже более 3 лет. В основе лежит «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, так же используем программу Ольги Соломенниковой «Экологическое воспитание в детском саду».

В начале работы я столкнулась с несколькими проблемами:

-уровень знаний детей о природе низкий, отношения к ее объектам бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития культуры.

Дети впитывают все – все что видят и слышат вокруг. И даже больше. Они еще не утратили способность улавливать мысли, чувства и эмоции окружающие их.

За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

*развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

*воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;

*формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

Исследовательское направление осуществляется в рамках проектной деятельности, экскурсий, фенологических наблюдений, опытов.

Мы определили для себя пути реализации системы экологической работы в ДОУ:

- создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);

- повышение экологической грамотности педагогов;

- обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента; внедрение методик экологии здоровья и здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;

экологическое просвещение родителей.

Для успешной работы с детьми необходимы определенные условия и соответствующая эколого-развивающая среда. Она состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функцию.

Внутренняя природная зона: уголок природы в каждой группе, «Огород на окне», уголок экспериментирования, календарь «Времена года».

Внешняя природная зона: огород, цветник, фруктово-ягодный сад, экологическая тропа.

На занятиях дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическим материалом, проводить опыты.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по признакам и сенсорным навыкам.

Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала. У нас представлены коллекции камней. У нас нет коллекций жуков, бабочек, так как мы считаем, для детей лучше изучать животный мир по картинкам и книгам и в живой природе.

Таким образом, нами решается природоохранный аспект. Коллекции включают те объекты, которые могут собирать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка, глины, земли). По моему заданию воспитанники с родителями фотографировали свои любимые уголки природы, домашних животных, птиц. Помимо коллекций природных материалов мы создали коллекцию открыток о природе.

Зона библиотеки представлена экологической литературой, она соседствует с зоной, где представлены дидактические игры с экологическим содержанием и работы из природного материала.

В группе имеется уголок для экспериментирования. Всё это предназначено для специфической игровой деятельности ребёнка, где дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения.

С большим интересом дети ухаживают за комнатными растениями. Они теперь понимают, что о живых существах нужно заботиться. В педагогическом отношении это имеет большее значение.

Дети могут сравнивать живые растения с искусственными, рассказать, чем они отличаются.

Самое светлое место в экологической комнате мы выделили для «Огорода на окне». Он работает в течение всего года. Здесь выращивают зелёный лук, петрушку, укроп, наблюдают за ростом картофеля, моркови, свёклы. Дети прослеживают рост растений от семени до семени, наблюдают за набуханием почек и появлением листьев на срезанных ветках в вазе с водой. В процессе этой работы дети получают и закрепляют элементарные знания об экологии растений, у них закладывается понимание связи роста и развития семян с условиями окружающей среды.

Детям очень нравится проводить опыты с воздухом, изменением звука, проращиванием семян, наблюдением за ростом растений, свойствами предметов, водой, снегом.

Нашему детскому саду 30лет и на его территории растёт около 10 видов деревьев, 15 видов трав, 6 видов кустарников, есть представители царства грибов, на деревьях гнездятся птицы, в траве – насекомые.

Общение с живой природой даёт ребёнку более яркие представления, чем самая яркая книга с картинками. Мы учим детей видеть не только красивое в природе, но и какие последствия грубого отношения людей к ней.

(фото мусора, вырубленный лес)

Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных изменениях в природе имеет, на наш взгляд, работа с календарём природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных изменений в природе несут огромную смысловую нагрузку, учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину. Происходит развитие умственной деятельности детей, изменение восприятия увиденного, появляется устойчивый познавательный интерес к окружающему миру.

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Не обязательно давать детям рецепты поведения в природе, необходимо посредством заданий и вопросов подводить ребёнка к собственным выводам.

Это великое счастье, если мы сможем научить ребёнка смотреть под ноги не только для того, чтобы не споткнуться, а затем, чтобы не растоптать того, кто меньше нас. Очень хочется, чтобы дети, вырастая, не утратили такую удивительную способность сопереживать всему живому, замечать всё, любить, помогать. Я хочу быть уверена, что мои воспитанники, приобретя эти качества в детстве, и пронеся дальше в юность, вырастут настоящими людьми, и наше будущее окажется в надёжных руках.

И в этом будет пусть маленькая, но и моя заслуга.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя;

Берегите всех зверей внутри Природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

(Е. Евтушенко)

Прикреплённые файлы:

moja_0rd1q.pptx | 21058,65 Кб | Скачан: 9
 
Публикации по теме:

Опыт работы с родителями по экологическому воспитанию Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по.

Отчет по экологическому воспитанию в рамках акции «Край родной»Отчет по экологическому воспитанию в рамках акции «Край родной» Доклад по экологическому воспитанию группа «Крепыши». МКДОУ Латненский ДС «Родничок». Экологическое воспитание в рамках акции «Край родной».

Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников «Бережём растения» Хочу познакомить вас с наработками позволяющими эффективнее проводить работу по знакомству старших дошкольников с растениями Нижегородской.

Опыт работы по воспитанию любви к родной природеОпыт работы по воспитанию любви к родной природе .

Опыт работы «Исследовательская работа ДОУ и семьи по реализации проекта «Мое село-мой край родной» Цель проекта-это разработка технологии по внедрению проектной деятельности воспитателей ДОУ, привлечение родителей к активному участию в.

Опыт работы по экологическому развитию дошкольников Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Опыт работы по экологическому воспитанию младших дошкольников «Природа – это сказка, сохраним это чудо!» Экологическое воспитание дошкольников. Доклад из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 7 Зуевой.

Опыт работы по нравственному воспитанию дошкольников Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Воспитатель Г. И. Мукина.

Опыт работы по экологическому воспитанию «Мир вокруг меня» Человек- часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить.

Опыт работы по экологическому воспитанию в средней группе Природа для нас-кладовая солнца С великими сокровищами… И охранять природу – значит охранять Родину.» М. М. Пришвин Экологическая культура.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • День Победы, 9 мая
  • Птицы
Автор публикации:
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников «Край родной»
Опубликовано: 12 марта 2018 в 20:10
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

Сценарий праздника «Осенины у бабушки Арины и деда Матвея»
Осенины у деда Матвея и бабушки Арины. 2 младшая, средняя группа. Музыкальные руководители МДОУ "Колосок" Жулдыбина Ю. В, Пылихина О. М. Под...
Музыкально-дидактические игры как неотъемлемая часть интересного музыкального занятия
Музыкально-дидактическая игра - это один из самых интересных, ярких, красочных видов музыкальной деятельности. Дети всегда с большим удовольствием...
Фотоотчёт «Профилактическое мероприятие по ПДД «Азбука безопасности дорожного...
Ежегодно на дорогах и улицах городов совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают и сотни получают...