Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях МКШ

Светлана Николаевна Важенина
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях МКШ

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях МКШ

«Проектная деятельность – как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях малокомплектной школы (далее МКШ) в рамках ФГОС»

С внедрением ФГОС произошло существенное изменение в системе образования. Перед педагогами стоит необходимость в повышении эффективности качества обучения и воспитания, чтобы дети в процессе обучения сумели овладеть такими методами и приёмами, которые способствуют выработке умения и потребности в самостоятельном добывании знаний. Согласно стандартам второго поколения необходимо развивать у детей младшего возраста умение учиться - формировать универсальные учебные действия (далее УУД). Основным подходом в формировании УУД согласно ФГОС является системно деятельностный подход, когда ребёнок включен в такую деятельность, где является активным его участником. Наиболее эффективным методом в реализации данного подхода я с уверенностью могу считать проектную деятельность.

Термин «проект» (в переводе с латинского) означает «бросок вперёд». В. И. Даль трактует это понятие так «план, предположение, предначертание, задуманное, предположенное дело, и самое изложение его на письме или в чертеже» [Даль 3, с. 98]. В ФГОС нового поколения под проектом подразумевается целый комплекс взаимосвязанных между собой действий, предпринимаемых для достижения конкретной цели в рамках заданного периода на основе имеющихся возможностей.

Работа над проектом в начальной школе ориентирована на повышение мотивации к обучению, самопознанию, развитию творчества детей, соответствует их возрастным способностям, имеет опору на личный интерес каждого ребёнка. Познавательный интерес является основой данного метода, что позволяет решить определенные значимые проблемы, увеличить багаж знаний школьников. Об этом писал основатель этого метода Джон Дьюи «через проектную деятельность предусматривается разрешение одной или целого ряда проблем, показывающих практическое применение полученных знаний» [Дьюи 4, с. 230]. С первого класса я стараюсь вовлечь своих учеников в исследовательскую и проектную деятельность, но малочисленная наполняемость класса - комплекта в МКШ не позволяет работать одновременно над несколькими проектами, приходится выбирать такую проблему, которая близка каждому участнику, есть возможность проявить себя, научить других, что способствует развитию универсальных учебных действий.

По мнению российского психолога Александра Григорьевича Асмолова «универсальное учебное действие» в широком значении трактуется как – «умение учиться, то есть способность субъекта, как к саморазвитию, так и к самосовершенствованию, через сознательное и активное присвоение нового социального опыта». В более узком значении «универсальное учебное действие» означает совокупность способов деятельности учащегося, которые способны обеспечить самостоятельное изучение нового материала, формирование умений, непосредственно включая организацию данного процесса [Асмолов 2, с. 49].

В процессе работы над проектом у детей развиваются следующие УУД: коммуникативные (развивается речь ребенка, умение слушать и убеждать, отстаивать и доказывать свою точку зрения, применением жестов и мимики, личностные (самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции, социальные (способность к коллективной деятельности, готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других, литературно-лингвистические (описание идеи, импровизация при защите, художественные, манипулятивные (координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями, технологические (наглядно-образная память, логическое мышление, технологическое мировоззрение и мышление) [Поливанова 6, с. 34], [Никитина 5, с. 156], [ФГОС нового поколения 8, с. 25].

Особое внимание я уделяю творческим проектам, социально значимым, имеющим высокую мотивацию. Внеклассная работа позволяет мне расширить диапазон выбора тем, привлечь к деятельности детей разного возраста, использовать разнообразные формы, приёмы, методы с опорой на собственный субъективный опыт участников деятельности. Помимо учебных проектов мы вместе с детьми выполняем творческие проекты, такие как: «Осень – славная пора!», «Дорогие мои старики!», «Скоро, скоро у ворот славный праздник Новый год!», «Мама – главное слово на свете!», «Здоровье планеты в наших руках!», «Вот моя деревня, вот мой дом родной!» и другие. Участие в такой работе раскрывает уникальность, самобытность, талант обучающихся. Такое коллективное содружество и сотворчество разных классов, как в урочное, так и во внеурочное время имеет положительный эффект: возрастает мотивация для самообразования даже у слабых учеников. В условиях МКШ исследовательская работа при выполнении проектов способствуют решению учебных и творческих задач, требуется постоянное и систематическое расширение знаний. Развивается умение детей обращаться к различным источникам: к научной и художественной литературе, к ресурсам интернета, к опыту поколений, к традициям собственного народа. Информационный поиск, сбор необходимых материалов, использование разнообразных инструментов, нахождение путей решения таких задач в проектной деятельности побуждает учащихся начальной школы более осознано и глубоко изучать основы наук. Всё это является положительной мотивацией к дальнейшему обучению в старших классах.

Используя в своей работе проектную деятельность, можно выделить следующие функции, выполняемые в процессе работы:

• управляющая функция – ориентация на цель, планирование, контроль успешности продвижения к цели;

• развивающая функция – прогнозирование процессов становление социально значимых качеств личности и поддержка ее индивидуальности, качественного изменения субъектов и объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений, преобразование их внешних и внутренних связей;

• познавательная функция – конструирование содержание учебной деятельности и процесса ее реализации, выявление тенденций развития образовательной системы, проникновение в будущее [Аргунова 1, с. 67].

Проектная деятельность в начальной школе в условиях МКШ носит интегративный характер, объединяет учебную, игровую, познавательную, ценностно-ориентационную, трудовую, преобразовательную, коммуникативную, теоретическую и практическую деятельность. Следовательно, помогает осуществить и развивающее обучение.

Актуальность этого метода и в том, что решается еще одна проблема МКШ – это проблема взаимоотношений детей с родителями. Коллективное сотрудничество сближает, организовывает, родители выступают в роли консультантов, увеличивается ответственность. В процессе работы происходит сближение, понимание, разрешаются проблемные ситуации во взаимоотношениях с детьми. Общее дело сближает школу и родителей, итогом плодотворной работы является совместный продукт, радостные эмоции, приятные воспоминания, творческий успех, повышается значимость конкретного участника, его индивидуальность.

Используя в своей практике метод проектирования, исследования я заметила, что учащиеся активнее включаются в работу, проявляют своё творчество, фантазию, видят конечный результат, осознают его значимость и уникальность. Проектная деятельность позволяет мне реализовать личностно - ориентированное деятельностное обучение, формирует опыт самообразовательной деятельности, поддерживает педагогические цели в когнитивной (индивидуальной, присущей только ему, аффективной (чувственной, эмоциональной) и психомоторной (обеспечивают двигательные навыки, способность в работе «соединять голову с руками) областях на всех уровнях - знания, понимания, применения, кроме этого способствует формированию познавательных универсальных учебных действий [Светенко 7, с. 34].

Используемая литература:

1. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения: учеб. -метод. пособие [Текст] / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. -- 104с.

2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ Под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008 – 151с. 6. Поливанова, К. И. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М: Просвещение, 2011. – 192 с. – С. 29.

3. Даль В. И. «Иллюстрированный толковый словарь русского языка», М.: «Астрель. Хранитель», 2006.

4. Дьюи, Дж. Демократия и образование: Перевод с английского / Дж. Дьюи. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384с. 5. Никитина, И. В. Проектная деятельность как средство организации образовательной среды: Дис.. канд. пед. наук. – М., 2008. – 213 с.

5. Никитина, И. В. Проектная деятельность как средство организации образовательной среды: Дис.. канд. пед. наук. – М., 2008. – 213 с. 28. Поливанова, К. И. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М.:Просвещение, 2011. – 192 с. – С. 29.

6. Поливанова, К. И. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М: Просвещение, 2011. – 192 с. – С. 29.

7. Светенко, Т. В. Учебный проект в школе. Книга для учителей / Т. В. Светенко. - Псков, 2000. - 28с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - М: Просвещение, 2010. - 31с. - (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022995-16

Публикации по теме:

Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей Программа саморазвития по теме : «Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного.

Доклад «Формирование и развитие базовых учебных действий как основы реализации образовательного стандарта» Программа формирования базовых учебных действий, обучающихся с умственной отсталостью реализуется в начальных и старших классах. Она конкретизирует.

Доклад «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности ребенка» Проектная деятельность как средство развития познавательной активности ребенка Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста.

Формирование предпосылок универсальных учебных действий в ДОУ «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.

Мнемотехнологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся Мнемотехнологии, как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся. Мнемотехника- в переводе с греческого.

Применение современных образовательных технологий как условие формирования универсальных учебных действий МОУ «Чобручская СОШ № 3» Районное МО учителей начальных классов Доклад на тему: «Применение современных образовательных технологий.

Продуктивная деятельность как средство формирования у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности Продуктивная деятельность как средство формирования у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности в рамках реализации ФГОС.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Проект создать – не поле перейти, Мы не искали легкого пути, Мы можем все, хоть мы совсем не боги, В дошкольном.

Проектная деятельность на занятиях ИЗО, как средство всестороннего развития дошкольников Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Транспорт
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях МКШ
Опубликовано: 11 марта 2018 в 19:26
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

Методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевой игры «Зоопарк»...
Методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» с детьми среднего дошкольного возраста. Дошкольное детство – самый...
Конспект ОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «День народного единства»
Цель: воспитание у детей чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину. Задачи: обучающие: расширять представления детей о территории России,...
Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»
Уважаемые родители, ваш ребенок еще не школьник, но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи, будущего первоклассника. Ведь главная ее...