Наталья Фролова
Работа с родителями по профилактике детского травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на педсовете.
Тема: «Работа с родителями по профилактике детского травматизма».
Подготовила учитель-дефектолог:Фролова Н. Н.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в образовательной организации. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках образовательной организации. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Публикация «Работа с родителями по профилактике детского травматизма» размещена в разделах
- Профилактика детского травматизма. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Цель работы с семьей – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.
Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в двух направлениях:
1) Устранение травмоопасных ситуаций;
2) Систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.
С введением в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, в праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания (Статья 44 Закона «Об образовании в Российской Федерации» – «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся»).
Родители обязательно должны уделять внимание профилактическим мероприятиям, направленным на обучение мерам безопасного поведения детей. Как показывает трагическая статистика, чаще всего несчастные случаи с детьми происходят из-за недостатка внимания к занятиям и досугу ребёнка, отсутствия дисциплины, которую должны прививать ребёнку родители.
Организация сотрудничества с родителями не должно носить декларативный и назидательный характер, так как такой стиль общения не может быть эффективным. Задача педагогических работников образовательных организаций – перевести родителей из разряда пассивных слушателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса.
Знания и навыки, полученные детьми в образовательной организации, должны закрепляться в повседневно жизни и основная роль в этом процессе принадлежит родителям. Ведь именно родители являются для ребенка непосредственным образцом поведения.
Опыт показывает, что взрослые, в первую очередь, родители, нуждаются в информации о правилах поведении в образовательной организации, на дорогах не меньше, чем их дети.
Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам профилактики детского травматизма, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.
Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов образовательной организации и родителей.
Направления работы с родителями по профилактике детского травматизма:
– привлечение внимания родительской общественности к проблеме детского травматизма, разъяснении родителям необходимости соблюдения правил поведения, способствующих профилактике детского травматизма;
– выработка плана совместных действий;
– пропаганда безопасного поведения средствами наглядной информации: плакатов, стенгазет, буклетов, журналов, видеороликов, стендов с целью предупреждения опасного поведения в быту, на улице, в транспорте и на территории образовательной организации;
– повышение уровня компетентности взрослых в вопросах профилактики детского травматизма;
– ознакомление с психофизиологическими и возрастными особенностями восприятия обучающимися правил безопасного поведения;
– активизация участия родителей в педагогическом процессе образовательной организации: проведение совместных мероприятий с использованием профессионального опыта родителей (медицинских работников, сотрудников ГИБДД, полиции, Роспотребнадзора, МЧС);
– приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей среды в помещении и на территории образовательной организации;
– привлечение к проведению пропагандистских кампаний, направленных на формирование у обучающихся устойчивых стереотипов законопослушного поведения;
– повышение роли родительской общественности в проведении профилактических мероприятий с детьми, родителями и сотрудниками образовательной организации.
Формы работы с родителями.
Существует четыре формы организации работы с родителями:
– информационно-аналитическая;
– познавательная;
– наглядно-информационная;
– досуговая.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации работы с родителями являются: сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о семье каждого обучающегося, общекультурном уровне его родителей, наличие у них педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психологопедагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях образовательной организации, повышение эффективности воспитательной и образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Проводится эта работа в виде тестов, опросников, анкетирования, социологических срезов, интервьюирования, «почтовых ящиков».
Познавательные формы организации работы педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков.
Проводятся они в виде семинаров-практикумов, педагогических брифингов, педагогической гостиной, собраний и консультаций в нетрадиционной форме, педагогических журналов и газет, игр с педагогическим содержанием, ролевых проигрываний проблемных ситуаций, моделирования способов родительского поведения, обмена опытом семейного воспитания, дней открытых дверей. Можно организовать «круглый стол» с привлечением узких специалистов, групповые дискуссии, конструктивные споры, которые помогут сравнить различные точки зрения родителей и педагогов на отдельные проблемные ситуации, вербальные дискуссии, обучающие культуре общения в семье и обществе и т. п.
Наглядно-информационные формы организации работы педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях образовательной организации. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания.
Наглядно-информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки-передвижки, библиотечки для родителей, родительскую почту «Вы спрашиваете – мы отвечаем», советы, рекомендации, памятки для родителей, информационные бюллетени, тематические и адресные листовки проблемного характера, с пропагандой определенных идей и событий.
Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные праздники, развлечения, досуги, семейные конкурсы, выставки, выпуски семейных газет, коллекций и тематических альбомов, совместные походы и экскурсии, «дни общения».
Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.
При работе с родителями в традиционной форме можно использовать следующие методы:
1. Анкетирование, тестирование, опрос:
– выявление заинтересованности родителей в вопросах обучения детей правилам безопасного поведения в образовательной организации, на улице, в транспорте, в быту;
– выявление знаний родителей о собственном ребёнке: его возрастных и психофизиологических особенностей;
– выявление знаний самих родителей в вопросах профилактики детского травматизма.
2. Родительские собрания с взаимным обменом мнениями, идеями. Родительские собрания можно проводить в форме «круглого стола», беседы с решением проблемных обучающих ситуаций, тематической дискуссии самих родителей с приглашением работников полиции, ГИБДД, МЧС, медицинских работников.
3. Совместные праздники, развлечения, проекты, просмотр фильмов.
4. Педагогический совет с участием родителей, например по теме: «Безопасность и здоровье наших детей».
5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам профилактики детского травматизма). Родительский лекторий способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке единых подходов семьи и образовательной организации в профилактической работе.
6. Тематические конференции по обмену опытом воспитания безопасного поведения детей; вечера вопросов и ответов.
7. Проведение конкурсов между родителями, обучающимися и родителями по профилактической тематике.
8. Презентация материалов для родителей по профилактике детского травматизма через сайты образовательных организаций.
9. Презентация опыта семейного воспитания по профилактике детского травматизма в средствах массовой информации.
10. Привлечение родителей к оформлению информационных уголков по профилактике травматизма в быту, на улице, в транспорте и т. п.
11. Индивидуальная работа с родителями и групповые формы взаимодействия (например, родительский актив).
12. Консультации, тренинги.
13. Составление карты-схемы: «Мой двор», «Моя улица», «Безопасный путь в детский сад», «Безопасный путь в школу».
Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Для этого можно использовать нетрадиционные формы общения, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к образовательной организации.
При работе с родителями в нетрадиционной форме можно использовать следующие методы:
1. «Мозговой штурм» – метод коллективной мыслительной деятельности.
2. «Реверсивная мозговая атака или разнос» – предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочёты и слабые места, системы, идеи.
3. «Сайты образовательной организации и педагогов».
4. «Коллективная запись» – на листе бумаги сформулирована проблема и даются ответы для её решения. Родители не зависимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации. Затем результат суммируется, и проводиться обсуждение проблемы.
5. «Мини-эксперимент» – метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство).
Задача администрации, педагогов, воспитателей образовательной организации – максимально использовать авторитет семьи (родителей) в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения дома, детском саду, школе, на улице, в транспорте.
Список литературы:
1. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление дошкольным образовательным учреждением. № 4. 2002.
2. Березина В. А., Виноградова Л. И., Волжина О. И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. СПб. : Каро, 2005.
3. Болотова М. И. Семья и учреждения дополнительного образования детей: грани сотрудничества // Школа и российское общество. №2. 2008. С. 79–84.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М. : Издательство «АСТ». 2014.
5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М. : ТЦ Сфера, 2005.
6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2007.
7. Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2. М. : УЦ Перспектива, 2008.
8. Крылова Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе М., 2007.
9. Фалькевич Т. А., Толстоухова Н. С., Обухова Л. Ф. Нетрадиционные формы работы с родителями. Серия «Методическая библиотека». «5» за знание. М., 2005.
10. Цабыбин С. А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). Волгоград: издательство «Учитель», 2004.