МААМ-картинки

Творческий проект «Развитие связной речи детей через сказку» в старшей группе

Ольга Ишейская
Творческий проект «Развитие связной речи детей через сказку» в старшей группе

Развитие связной речи детей через сказку

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24»

Творческий проект " Развитие связной речи посредствам сказки"

Подготовила:

Воспитатель старшей группы группы

Ишейская О. М.

Г. Балахна 2019 г.

Срок реализации проекта – 9 месяцев

Публикация «Творческий проект „Развитие связной речи детей через сказку“ в старшей группе» размещена в разделах

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта : практическо - творческий

По количеству участников: групповой

По времени проведения : долгосрочный

По характеру контактов: в рамках образовательного учреждения

Источники информации: методические рекомендации по подготовке проекта, интернет ресурсы

«Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,

сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и

остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его

знакомство с миром литературы, с миром человеческих

взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом».

В. А. Сухомлинский.

«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании», - писал К. Д. Ушинский.

Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.

Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Д. Б. Эльконина, Л. Н. Гвоздева Л. С. Выготского, Л. Б. Фесюкова и др.

- Аспектами речевого развития дошкольников средствами устного народного творчества занимались Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, А. М. Бородич, О. С. Ушакова, А. П. Усова, К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова.

Актуальность проекта Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению ребенком разговорного языка, становлению и развитию всех сторон речи : фонематической, лексической, грамматической. Введение ФГОС ДО определяет задачу реализации программы, призванной обеспечить полноценное развитие воспитанников во всех образовательных областях, в т. ч. и в в социально-коммуникативном и речевом развитии.

Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве эффективно проходит при ознакомлении детей со сказкой.

Между тем существуют противоречия. Они заключаются в том, что в теории существует достаточно много исследований по развитию связной речи и тем, что данные исследования не в полной мере используются в ДОУ; - Русская народная сказка является эффективным средством развития связной речи и между тем, что ее недостаточно используют в ДОУ

цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через поиск эффективных методов, новых педагогических технологий, направленных на речевое развитие детей посредством сказки.

Задачи:

- определить развитие творческих речевых способностей дошкольника; - на основе изучения психолого – педагогической литературы проследить взаимосвязь творческого рассказывания и литературного опыта детей; - разработать эффективные методы и новые педагогические технологии, направленные на речевое развитие детей посредством сказки; -проверить на практике эффективность системы мероприятий по использованию сказки для речевого развития детей

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста по средствам сказок будет эффективнее если: – отбор произведений осуществлять с особенностями восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста, - использовать модели в работе со сказками; - осуществлять воспитательно – образовательную работу в взаимосвязи с родителями.

Этапы работы

Начала свою работу с изучения литературы по теме, разработки перспективного плана работы с детьми по использованию сказки в речевом развитии, диагностики речевого развития детей, оформление среды «Дом сказки»; изготовление пособий, игр, сказочного материала; консультации для родителей.

Для оснащения предметно- развивающей среды были подобраны книги- сказки с учетом возрастных особенностей детей, наглядные - дидактические пособия, мнемотехника, настольно- печатные игры. Для стимулирования речевого творчества детей была оформлена зона с ширмой, декорациями и разными видами театра.

Параллельно проводила диагностику детей по развитию речи. Я определила уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Работа с родителями:

Родительское собрание : «Русская народная сказка как средство развития связной речи у детей», консультации, участие в создании развивающей предметно – пространственно среды

Практический этап Формы организации занятий: пересказывание, сочинение сказок, составление творческих рассказов, придумывание небылиц, рассуждение.

Перед прочтением сказок проводится подготовительная работа, цель которой - организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читались детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений. При ознакомлении со сказками применялись методы : чтение сказки воспитателем, беседа по сказке, пересказ детьми (рассказ по цепочке, рассказ от главного героя)

Разбор содержания сказок проводился в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

Перспективный план включал использование дидактические игр и пособий, которые способствуют запоминанию детьми сюжета сказки, её героев. Развивают логическое мышление при составлении целого из частей. Помогает последовательно рассказать сказку. Развивает речь, обогащает словарный запас.

Сказочные пазлы. Способствуют запоминанию детьми сюжета сказки, её героев. Развивают логическое мышление при составлении целого из частей.

«Собери картинку» Способствует запоминанию детьми сюжета сказки, её героев. Развивает логическое мышление при составлении целого из частей. Помогает последовательно рассказать сказку. Развивает речь, обогащает словарный запас.

"Расскажи сказку по иллюстрациям". Побуждает детей к пересказу знакомой сказки, создает условия для творческого самовыражения.

«Дидактическое пособие «Теремок»развивает речевую активность детей, закрепляет полученные речевые умения, активизирует речь»

Карты Проппа – при помощи этих карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ и способствует созданию собственной сказки

"Нарисованная сказка" При пересказе сказок с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. .

Викторина по сказкам помогает детям вспомнить знакомые сказки

-развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение загадывать и отгадывать загадки.

-приобщать детей к народной культуре - знанию сказок.

-расширить знания детей о сказках;

При знакомстве детей с художниками сказочниками решались такие задачи - формирование интереса к книжной графике, привлекая внимание к особенностям средств выразительности художника, сказочности и декоративности нарисованных образов животных.

Закрепление умения подбирать слова к описанию иллюстраций.

Через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации отражается эмоциональное отношение. Ребенка к художественным произведениям.

Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Дети очень любят играть в театрализованные игры. Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей.

Использование нетрадиционных (наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустерман)

Нетрадиционно - это научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить не предвиденные ситуации смешивать несколько сюжетов в один и т. д

В основу работы я взяла метод " Коллаж из сказок". Работа начиналась с использования наиболее легкого приёма “придумывание продолжения или завершения сказки”. Вначале детям давала образец, который содержал завязку сказки и затем определялись пути развития сюжета. Также на этом этапе использовала разнообразные упражнения по закреплению составления различных типов предложений: по демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам, из которых нужно было составить связный рассказ. Эти упражнения проводились в процессе игровых ситуаций "Кто интереснее придумает?".

Использовала приёмы составления сказок, предложенные Джанни Родари: сказки «наизнанку», «салат» из сказок» – смешивание героев из разных сказок, «перевирание сказки» – изменение основных характеристик героев сказка – «калька» и другие.

Проводила составление с детьми коллективных и индивидуальных сказок. Обдумывали и создавали эскизы коллажа, подбирая материал с учётом возможностей его использования.

Для повторения использовала игру «Вспомни сказку по коллажу».

При сочинении сказки с помощью коллажа и мнемотаблиц дошкольники были вовлечены в интеллектуально – творческую деятельность, которая способствует развитию креативных способностей каждого участника творческого процесса

Составленные детьми сказки с развитым сюжетом; композициями, которые отличаются оригинальностью мы разместили в книге «Наши сказки»

В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления, связной речи ребёнка, мы обратились к мультипликации - создание мультфильма своими руками. Цель:

Развитие связной речи детей, овладение коммуникативными умениями и навыками, посредством создания мультфильма своими руками.

В работе были использованы разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом: путешествие по сказкам с использованием знаний из области познания, развития речи, музыки и рисования.

Работа с родителями - Консультации для родителей (“Сказка – ложь, да в ней намек”, “Сочиняем сказки с детьми”, “Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста”, “Воспитание сказкой”, на которых я подробно разъясняла задачи данной работы, давала рекомендации. - Посещение родителями открытых занятий по развитию речевого творчества детей - Сочинение сказок с детьми дома, оформление книги совместно с родителями - Выставки совместного творчества родителей и детей.

Познакомиться с положительным опытом семейного воспитания по развитию речи, получить рекомендации по работе с детьми в данном направлении, родители могли на родительском собрании «Сказка как средство развития связной речи у детей», консультации, участие в создании развивающей

На третьем этапе был проведен мониторинг по развитию связной речи детей. Результаты исследования показали, что у 85% детей сформированы навыки правильной диалогической и монологической речи; обогатился словарный запас ; речь детей стала выразительней, грамотней ;повысился уровень интонационной и звуковой культуры речи.

Таким образом создание и проведение систематических комплексов занятий, направленных на формирование связной речи у детей дошкольного возраста, используя все традиционные методы и приемы, а также активное внедрение нетрадиционных методов, способствует развитию связной речи детей.

. В результате работы

- Сформированы навыки диалогической и монологической речи. Рассказы детей стали более содержательными и интересными.

- Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения, сравнивают, анализируют, обобщают, делают выводы устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями

- У детей повысились творческие способности, более развита фантазия и воображение, наблюдательность и интерес ко всему окружающему. - Повысились дружеские взаимоотношения.

У родителей: -Приобрели опыт по развитию речи детей посредством сказок. - Вместе с детьми принимали участие в выставке рисунков и поделок "Моя любимая сказка", в проекте "Коллаж из сказок", в создании мультфильма своими руками. - Принимали участие в изготовлении пособий и игр.

!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Занятие по развитию речи в младшей группе через сказку Актуальность: Дети очень любят сказки. И сказки отвечают им взаимностью, они дарят радость детям. Вносят разнообразие в жизнь детей. Я считаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Развитие связной речи детей через сказку» в старшей группе
Опубликовано: 30 сентября 2021 в 19:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД