Папки-передвижки

Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Любовь Жгунова
Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Троицкий детский сад №1 Родничок»

План самообразования

музыкального руководителя

Жгуновой Любови Юрьевны

(стаж работы 19 лет, категория – высшая)

«Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Срок реализации: 3 года (2020 – 2023) учебный год

Публикация «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

средний и старший дошкольный возраст

с. Троицкое

Пояснительная записка

Музыка, как вид искусства, дарит неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Музыкальная деятельность способствует формированию у воспитанников эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни и чем раньше ребенок включится в музыкальную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения (если таковые имеются).

Решению задач музыкального образования помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определенными возможностями.

Актуальность

Наблюдая за тем, как дети с большим удовольствием играют на занятиях с предложенными им музыкальными игрушками, я решила для себя научить их играть на шумовых инструментах (трещотках, маракасах, бубнах, свистульках, ложках, круговых трещетках, колокольчиках и др.) – это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми дошкольного возраста. Для занятий на них не требуется особых умений, приёмы игры просты, и представляют собой такие естественные движения, как покачивание, встряхивание, удары.

С этих элементарных приёмов началась моя работа. На начальном этапе работы мы с детьми осваивали простейшие музыкальные композиции из р. н. п, где я устанавливала очередность игры – по одному, сольно, группой (2-3 человека, вместе, для того, чтобы каждый ребенок чувствовал ответственность за исполнение своей партии, что в свою очередь помогает преодолевать неуверенность и в то же время, сплачивает весь коллектив.

Заинтересованность детей в игре на шумовых инструментах и их упорство, вскоре дало свои результаты. Основной формой непосредственно являются музыкальные занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детей, обучение их элементарному пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах, которым я уделяю на занятиях большое внимание. Почему? Да потому, что детское музицирование – одна из самых доступных форм ознакомления детей с миром музыки.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей. И самое главное - повышает интерес детей к музыкальным занятиям.

Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приё мы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Наблюдая за тем, как дети с большим удовольствием играют на занятиях с предложенными им музыкальными игрушками, я решила для себя научить их играть на шумовых инструментах (трещотках, маракасах, бубнах, свистульках, ложках, круговых трещетках, колокольчиках и др.) – это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми дошкольного возраста. Для занятий на них не требуется особых умений, приёмы игры просты, и представляют собой такие естественные движения, как покачивание, встряхивание, удары.

На начальном этапе работы мы осваивали простейшие музыкальные композиции из р. н. п, где я устанавливала очередность игры – по одному, сольно, группой (2-3 человека, вместе, для того, чтобы каждый ребенок чувствовал ответственность за исполнение своей партии, что в свою очередь помогает преодолевать неуверенность и в то же время, сплачивает весь коллектив.

Цель: обогащение духовной культуры детей, через игру на народных музыкальных инструментах.

А чтобы достичь её потребуется решение следующих задач:

- Расширять и обогащать знания детей о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др;

- Обучать основам техники игры на ложках и других народных инструментах,

- Формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах;

- Воспитывать интерес, любовь и потребность к музыкальным занятиям;

- Пропаганда музыкальной культуры и искусства.

Для решения поставленных задач планирую использовать следующие методы:

- Объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора);

- Репродуктивный (разучивание, закрепление материала);

- Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка);

- Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное);

- Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

Этапы изучения темы:

Прежде чем начать работу по этой программе, я должна разработать диагностическую карту, в которой будут указываются уровни усвоения материала, чтобы можно было по результатам диагностики судить о возможностях каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу с детьми диагностические показатели музыкального развития детей и,.

После набора детей и проведения диагностики, провожу с ними обязательную беседу об истории развития искусства игры на народных инструментах. А затем начинаю свою планомерную работу по обучению детей игре на шумовых музыкальных инструментах.

На первом году обучения дети овладели простейшими приёмами звукоизвлечения на инструментах, не имеющих звукоряда, таких как (бубны, маракасы, ложки, трещотки, колокольчики). На овладение приемами игры уходило не так много времени. Гораздо больше приходилось работать над сочетанием этих приемов, их запоминанием, слаженностью игры, точным исполнением ритмических рисунков и, конечно же, артистичностью исполнения. После овладения детьми простейшими приёмами игры, на втором году занятий мы переходим на развитие музыкального слуха, чувства ритма и координации движений рук во время игры на шумовых инструментах. Для этого я использую различные музыкально-двигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, ритмические игры со звучащими элементами.

За время работы с ансамблем мы с детьми с успехом разучили самые разнообразные произведения. Вот только некоторые из них:

– р. н. п. «Как у наших у ворот» - это первая музыкальная композиция;

- р. н. п. «Именины»;

- р. н. п. «Ах, вы сени, мои сени»;

- Д. Шостакович «Вальс – шутка»;

- Э. Григ. Пер Гюнт «Утро»;

- В. Моцарт. «Рондо в Турецком стиле»;

- «Часики» музыка из м/ф «Фиксики».

Познакомились и обыграли с помощью шумовых инструментов сказки – шумелки:

- «Лиса и рыба»;

- «Зима в лесу»;

- «Три поросёнка»;

- «Заяц в лесу»;

-«Глупая лисичка»;

- «Мышиная история» и др.

За три года обучения дети достигнут большого опыта игры на шумовых инструментах. Обогатят свои знания о быте, костюме, традициях, праздниках русского народа. Они научатся играть как индивидуально, так и в ансамбле соблюдая ритмический рисунок, при этом слышать и понимать музыкальные произведения. Будут применять практические навыки игры на 2 ложках и других музыкальных инструментах. Но самое главное, они научатся понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле. Это и есть ожидаемый результат моего плана по самообразованию.

Венцом станут выступления как в пределах ДОУ, так и на районной сцене. Этих выступлений ребята всегда ждут с большим нетерпением, ведь игра на музыкальных инструментах – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях они учатся быть ответственными, дисциплинированными, внимательными.

Работу по обучению детей дошкольного возраста игре на шумовых музыкальных инструментах считаю успешной, потому что дети на занятиях получают радость и с нетерпением ждут новых встреч. Лучшая награда за мою работу - сияющие глаза детей, всегда ожидающих чуда, их неиссякаемый интерес к музыке. Свою работу по музыкальному воспитанию детей считаю маленькой частичкой всего процесса, радуюсь тому, что и мой труд дает возможность сделать жизнь ребят более интересной и привлекательной.

Формы работы по самообразованию

2020-2023 учебный год

№ Тема Форма отчета Уровень

1 «Влияние музыки на психику ребенка»

«Музыкальное воспитание в семье»

«Музыка лечит»

«Поющие дети здоровее и уравновешеннее»

«Развиваем музыкальную культуру детей»

«Правила игры на детских музыкальных инструментах»

«Шумовые инструменты»

«Сказки – шумелки»

«Изготовление шумовых инструментов из бросового материала» Консультации для родителей:

Регулярное обновление информации в «уголках» для родителей

Фото презентация

ДОУ

2 «Роль ведущего на празднике»

«Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей».

«Педагог и муз. руководитель» (вопросы сотрудничества)

«Роль муз. руководителя и воспитателя в проведении музыкально – дидактических игр» Консультация для педагогов ДОУ

3 Совместное проведение мастер классов для родителей и педагогов Родительские собрания, праздники, концерты ДОУ

Творческое сотрудничество по теме.

1. Памятки для педагогов «Педагог и музыкальный руководитель. Вопросы сотрудничества и сотворчества»

2. Буклеты для родителей «Консультации для родителей»

3. Совместное проведение мастер классов (изготовление шумовых инструментов из подручного материала)

Практический выход

1. Обобщение опыта работы.

2. Выступление и разработка консультаций, буклетов, памяток и подготовка к ним.

3. Составление картотеки игр, сказок - шумелок для развития эмоциональной среды с помощью игры.

Реализация

Реализация программы предполагает поиск, изучение и оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других музыкальных руководителей, участие в методической работе, подготовка методических материалов.

На данном этапе осуществляется работа по выбранной теме самообразования.

Анализ результатов:

- Привлечение детей и их родителей к совместному музицированию на различных мероприятиях в ДОУ;

- Презентация «Мастер класса по изготовлению шумовых инструментов из подручных материалов» с выступлением шумового оркестра. (Совместная игра родителей с детьми на изготовленных инструментах).

- Озвучивание сказок – шумелок не только с детьми, но и совместно с родителями.

Список используемой литературы

1. Т. Н. Девятова. Программа «3вук - волшебник».(Линка - пресс Москва 2006).

2. Т. Тютюнникова. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками». (Дошкольное воспитание,1988г.)

3. Н. Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)

4. С. Бублей: «Детский оркестр». Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений (Ленинград «Музыка» 1983г.)

5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)

6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Кухонно-шумовой оркестр для мамКухонно-шумовой оркестр для мам Приближается День Матери, к которому, мы все немножко уже привыкли. Хотя, вначале, появление такого праздника было не совсем понятно.

«Пиццикато» Делиб. Шумовой оркестр для детей 5–7 лет групп ОНР и ЗПР «ПИЦЦИКАТО» ДЕЛИБ. 1 часть из балета «Сильвия» Шумовой оркестр для детей 5-7 лет / групп ОНР и ЗПР / Музыкальные инструменты: металлофоны,.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4–5 лет «Чудо-паровоз»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4–5 лет «Чудо-паровоз» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4-5 лет «Чудо паровоз» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Автор: Шубенкова.

Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста» Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей»Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей» Консультация для родителей «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей» Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 ноября 2023 в 05:23
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД