Любовь Кребс
Причины неправильного звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Причины неправильного звукопроизношения
Существуют причины, которые мешают дошкольнику своевременно и без специальной логопедической помощи овладеть правильным произношением звуков речи. Если говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом и не имеющих к тому же резких отклонений в поведении, то таких причин четыре :
трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха, то есть недоразвитие фонематического слуха у ребёнка;
Публикация «Причины неправильного звукопроизношения» размещена в разделах
выраженные дефекты в строении речевых органов (губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твёрдого нёба)
недостаточная подвижность губ и языка;
отсутствие правильного образца для подражания, отсутствие внимания к речи ребёнка со стороны взрослых.
Во многих случаях две или даже несколько причин могут наблюдаться одновременно.
Если ребёнок не улавливает на слух различия между сходными акустически или артикуляторными звуками (например, с-ш, р-л, с-ц, з-ж и т. д., т. е. эти звуки ему кажутся одинаковыми, то у него нет и стимула к совершенствованию своего звукопроизношения. Основной причиной звуковых замен в данном случае являются затруднения в слуховой дифференциации звуков.
По состоянию же артикуляторных органов ребёнок вполне мог бы в положенный срок овладеть правильным произношением того или иного звука. Эта форма нарушений звукопроизношения особенно коварна тем, что с началом школьного обучения имеющиеся в устной речи ребёнка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме. Ребёнок как говорит, так и пишет, например: «суба» вместо «шуба», то есть возникает так называемое «косноязычие в письме». Однотипные трудности возникают и при чтении. Таким образом, в этих случаях на основе одного своевременно не устранённого нарушения речи появляются ещё и новые. В данном случае необходимо проводить большую работу по развитию слуховой дифференциации звуков, развитию фонематического слуха.
Другой частой причиной неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребё нка:
- неправильное строение челюстей и зубов (отсутствие или неправильное расположение зубов, неправильный прикус и т. д.)
- слишком большой или слишком маленький язык;
- короткая подъязычная связка языка (уздечка языка) – она мешает нормальному подъёму языка вверх;
- расщелина верхней губы, расщелина твёрдого и мягкого нёба и т. д. При дефектах в строении речевых органов звуки речи чаще всего произносятся искажённо. В этих случаях родители должны с самого начала понимать, что овладение правильным произношением звуков у ребёнка будет протекать в усложнённых условиях и что ему может потребоваться врачебно-логопедическая помощь (помощь детского стоматолога, ортодонта и т. д.) Правда, иногда и при дефектах в строении речевых органов детям удаётся овладеть правильным звукопроизношением, но так к сожалению, бывает далеко не во всех случаях.
Иногда недостатки звукопроизношения бывают вызваны недостаточной подвижностью речевых органов (языка, губ и т. д.). Чаще всего речь здесь идёт о парезах (слабости) мышц губ и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краёв или спинки. В этих случаях язык и губы не могут выполнять движений, необходимых для правильного артикулирования звуков. Например, при слабости мышц кончика языка он не удерживается за зубами, а просовывается между ними, что придаёт речи оттенок шепелявости.
Совершенно необходимым условием для овладения правильным звукопроизношением является правильная, отчётливая и неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей. Это образец для его подражания.
Совсем недопустимым является «сюсюканье» взрослых с ребёнком («Да ты мой долёгой, холёсенький!»). В данном случае ребёнок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения : ведь взрослым нравится его речь, и они сами ей подражают!
Желаю успехов!