Ольга Мамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ветер, причины его возникновения»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе; развивать логическое мышление.
Материал и оборудование: большая емкость с водой, бумажные кораблики; вентилятор; листы бумаги по количеству детей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Ребята, сегодня мы продолжим тему «Воздух». Отгадайте загадку.
Неизвестно, где живет.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Ветер, причины его возникновения“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Налетит - деревья гнет.
Засвистит - по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь. (Ветер.)
Правильно, ребята, это ветер! И сегодня мы поговорим о причинах его возникновения, о том, как называется сильный ветер и проведем интересные опыты.
2. Беседа «От штиля до урагана».
Воздух, как любое физическое тело на Земле, обладает весом. А это значит, что многокилометровый слой атмосферы давит на поверхность Земли с определенной силой, которая называется атмосферным давлением. На атмосферное давление главным образом влияет температура воздуха над земной поверхностью. Холодный воздух плотнее теплого, поэтому в отдельных участках воздушной оболочки планеты давление может быть разным. Стремясь выровнять эту разницу, воздушные потоки устремляются от областей высокого давления туда, где давление ниже. Так возникает ветер. Особенно хорошо это явление заметно в прибрежных районах, над которыми дует особый ветер - бриз. Днем суша нагревается быстрее, чем поверхность воды, воздух над ней поднимается вверх, создавая область высокого давления, и туда устремляется прохладный воздух от водоема. Ночью суша быстро остывает, и ветер меняет направление - дует в сторону водоема.
В зонах соприкосновения теплых и воздушных масс (так называемых атмосферных фронтах) могут возникать грозные атмосферные вихри – тропические циклоны. Обычный циклон хорошо знаком жителям умеренных широт. Это завихрение воздуха с низким давлением в центре. Образуясь над водами Атлантики, он приносит в Европу ветренную и дождливую погоду. Тропический циклон, разгоняясь над теплыми водами океана около экватора, набирает огромную мощь и по разрушительной силе может соперничать с землетрясениями и извержениями вулканов. В различных частях света их называют по-разному: в Китае и Японии - тайфуны, в Америке - ураганами, в Австралии - вили-вилли.
Смерч - это огромный вихрь в виде изогнутой воронки, спускающейся к поверхности Земли из грозового облака. Он образуется при взаимодействии слоев холодного и теплого воздуха. Холодный воздух, опускаясь вниз, вытесняет теплый, который стремится вверх, закручиваясь в спираль. Внутри этой спирали образуется область очень низкого давления, поэтому смерч, подобно чудовищному пылесосу, вбирает в себя все, что попадается ему на пути. Особенно часто разрушительные смерчи проносятся в США, где их называют торнадо.
3. Опыты.
Опыт 1. Море.
Педагог: А давайте мы с вами попробуем превратится в сильный ветер и определить, когда сильный ветер плох, а когда хорош.
В глубокую емкость пускают бумажные кораблики, сильно дуют.
Вывод: сильный ветер - это опасно.
Педагог: ребята, вы хотите поиграть с ветром? (Хотим.)
У меня есть игра превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно.
Чики-чики-чикалочка -
Игра - превращалочка!
Вокруг себя повернитесь
И в деревья превратитесь.
Игра - имитация «Дерево»
Педагог: Ваши ноги - это корни дерева. Ваше туловище – это ствол. Ваши руки - это ветви дерева. Ваши пальцы - это листья дерева. Деревья, вы качаетесь на ветру. Сначала подул легкий ветерок - зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками.) Ветер усилился - закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.) Совсем погода испортилась: сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону. ) Но вот ветер стих, погода улучшилась. Деревья отдыхают.
Чики-чики-чикалочка -
Игра - превращалочка!
Вокруг себя повернитесь
И в детей превратитесь.
Ребята, а сейчас мы сделаем искусственный ветер в помещении.
Опыт 2. Вентилятор.
Педагог включает вентилятор. Воздух начинает двигаться.
Вывод: ветер - это движение воздуха.
Педагог: Ребята, мы и сами можем создать ветер.
Помашите на себя руками. Что вы чувствуете? (Ветерок.)
Возьмите бумажные веера и помашите на себя. Что вы сейчас чувствуете? (Движение воздуха, прохладу, свежесть.)
4. Подведение итогов занятия.
1. Что же такое ветер?
2. Сильный ветер - это хорошо или плохо?
3. Какими словами можно назвать сильный ветер?
Дети с педагогом становятся образуют круг. Педагог читает стихотворение.
Хорошо, что солнце светит! (Руки вверх, «фонарики».)
Хорошо, что дует ветер! (Раскачиваемся из стороны в сторону. )
Хорошо, что этот лес
Вырос прямо до небес! (Становимся на носочки, руки над головой.)
Хорошо, что в этой речке
Очень синяя вода. (Руки внизу, движутся из стороны в сторону.)
И мы дружные всегда! (Обнимаемся. )
Список использованных источников
1. Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей старшей группы детского сада. Образовательная область «Познавательное развитие». - Воронеж: ООО «Метода», 2014. - С. 22-25.
2. Ананьев Г. С., Берлянт А. М. Бондарев Л. Г. Планета Земля. Серия «Детская энциклопедия РОСМЭН». - М. : РОСМЭН, 2014. - С. 58-59.