Папки-передвижки

Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Богачева
Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста

Страх складывается из определенных и вполне специфических физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. Способствуют возникновению страха некоторые типологические свойства нервной высшей деятельности [10. с. 25].

Это эмоциональная чувствительность и связанная с ней впечатлительность. Повышенная впечатлительность таких людей выражается в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они «всё близко принимают к сердцу и легко расстраиваются», будучи неспособными, к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний - они «всё держат в себе».

Публикация «Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям в семье. Это наиболее типичный психологический путь передачи страхов. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно, если на лицо общие свойства высшей нервной деятельности, а так же, когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт. Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут внушаться детям навязываемой или системной целостностью ориентации, таким образом, наследуется не сами страхи, а некоторые общие свойства реагирования. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности.

Причиной страха может быть присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. Врожденные детерминанты страха, которые называются «природными стимулами и их производными». [10. с. 69].

Производные стимулы, по-видимому, скорее подвержены видоизменениям в опыте, чем природные. Природными стимулами страха являются : одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль [10 с. 33].

Стимулы страха включают : темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Многие авторы показали, что природные стимулы страха связанны с возрастом, т. е. зависят от процессов развития и созревания.

Например, ряд исследований показал, что страх перед незнакомыми людьми не может возникать в первые месяцы жизни потому, что у ребёнка ещё не развилась способность отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способность возникает где-то между 6 и 9-месячным возрастом и именно в этом возрастном периоде отмечается максимальный страх перед чужими. Более тщательный анализ проблемы изученности причин возникновения страхов прослеживается в теоретическом подходе Боулби. Он перечисляет ряд наблюдаемых экспрессивных и моторных актов, которые, по его мнению, можно рассматривать, как индикаторы страха. «Они включают осторожное всматривание в сочетании с подавлением движений, испуганное выражение лица, а также поиском контакта с кем-либо» [21. с. 6].

Боулби предложил 4 основания для объединения различных форм поведения в поведенческий синдром страха :

а) многие, если не все, проявления страха имеют тенденцию возникать одновременно или последовательно,

б) события, которые вызывают одну из них, обычно вызывают и другие,

в) большинство из них, если не все, выполняют единую биологическую функцию защиты,

г) при самоотчёте испытуемые указывают на них, как на проявление страха.

Грей разделил все причины страха на 4 категории : интенсивность, новизна, эволюционно выработанные сигналы опасности, причины, возникающие в социальном воздействии.

Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных стимулов, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх из-за своей новизны. Грей рассматривал недостаток стимуляции или отсутствия стимула в ожидаемом месте и во времени как определённый вид нового стимула. Любые ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного времени, являются эволюционно выработанными сигналами опасности.

Работа Кагана, посвященная развитию негативного аффекта у детей, даёт более дифференцированный анализ аффектов.

Он утверждает, что существует 4 «состояния страдания», которые называются страхом.

По Кагану причинами «состояния страдания» являются:

а) не ассимилированное расхождение;

б) предвидение не желаемого события;

в) непредсказуемость;

г) признание несоответствия между взглядами и поведением;

д) признание диссонанса между взглядами.

В принципе любая эмоция может вызвать страх.

Сходство нейрофизиологических механизмов эмоций с эмоцией страха приводит к тому, что они часто являются активаторами. Как утверждает Томкинс, внезапное освобождение от длительного и сильного страха, если оно полное, приводит к радости, если неполное к возбуждению[14. с. 192].

Подтверждение связи между страхом и возбуждением можно найти у Балл, в её работе, посвященной гипнотически внушённому страху. Она показала, что испытуемые, переживающие страх, оказались в конфликте между желанием исследовать и желанием спастись. Она рассматривает это как доказательство двойственной природы страха [25. с. 148].

Теория дифференциальных эмоций интерпретирует конфликтное поведение как результат поведения между страхом и интересом. Когнитивные процессы представляют собой наиболее общий вид причин страха. Например, страх, какого- либо определённого объекта может быть вызван мысленным воспроизведением в памяти или антиципацией. Воспоминание или предвидение страха само по себе является достаточным для того, чтобы вызвать страх. На основании анализа имеющихся работ можно выделить типы ситуаций, в наибольшей степени провоцирующих страх на разных этапах детства.

Это такие ситуации, как расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки: переход в новую группу, неприятие со стороны сверстников, разнообразные оценочные ситуации. В дошкольном возрасте преобладают инстинктивные страхи, связанные с инстинктом самосохранения [17. с. 120].

Как известно, инстинктивные страхи - это преимущественно эмоциональные формы страха. «Страх и боязнь (устойчивое состояние страха) - это удел преимущественно дошкольного возраста. В интересующем нас старшем дошкольном возрасте страх и боязнь, тревожность и опасения могут быть представлены в одинаковой степени» - подчеркивает А. И. Захаров [9. с. 6].

В результате анализа ряда психологических работ, посвященных проблеме страхов, можно выделить основные его источники, причины возникновения и развития : природные предпосылки, физиологические особенности индивида (ослабленная нервная система); длительная внешняя стрессовая ситуация или посттравматический синдром; внутриличностные особенности человека; межличностные взаимоотношения человека с окружающими (особенно близкими и значимыми) людьми [9. с. 8].

В заключение приведем основные факторы, указывающие на вероятность возникновения кошмарных снов у детей (по А. И. Захарову) :

1. Превышающее, характерное для данного возраста, количество страхов, прежде всего: нападения, заражения, смерти себя и смерти родителей, животных, стихии, высоты, глубины, огня, пожара, войны.

2. Страхи перед засыпанием, в том числе и триада страхов - одиночества, темноты и замкнутого пространства.

3. Дневные страхи Волка, Бабы Яги, Бармалея, Кощея, Змея Горыныча.

4. Повышенная внушаемость в сочетании с магическим настроением (ребенок быстро переносится в фантазийный мир, создаваемый сказочной атмосферой, и живется ему там легче, чем в реальности) и низкой самооценкой.

5. Плохая переносимость ожидания, неизвестности; страхи при контактах с незнакомыми людьми, при ответах и выступлениях.

6. Наличие кошмарных страхов у родителей того же пола, особенно у матерей по отношению к дочерям.

7. Невротическое расстройство личности у матерей.

8. Невротическая привязанность (зависимость) детей к чрезмерно опекающей, боязливой и тревожно-мнительной матери, что максимально выражено при недостаточной роли отца в семье и его жестокости.

9. Невротическое расстройство формирующейся личности детей.

10. Затрудненное засыпание с последующим беспокойным сном и плохим самочувствием днем.

Говоря о девочках, следует добавить ряд факторов:

1. Токсикозы беременности у матери.

2. Страхи неожиданных, внезапных ситуаций.

3. Открытость в характере.

4. Конфликтные отношения с отцом и физические наказания с его стороны [9. с. 47].

Таким образом, у дошкольников страх и тревожность возникает вследствие фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения и отражает неудовлетворенность именно этой потребности, которую можно рассматривать в этом возрасте как ведущую. Страх еще не является собственно личностным образованием, он представляет собой функцию неблагоприятных взаимоотношений с близкими взрослыми. В исследованиях А. И. Захарова, Е. В. Новиковой и других ученых было показано, что решающая роль принадлежит семье. От взаимоотношений между взрослым и ребенком, создания нужной психологической атмосферы дома будет зависеть и здоровье ребенка, и его нервная система. Любовь и уважение к детям - одно из главнейших условий их гармоничного развития.

Публикации по теме:

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Игры по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаИгры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста В уголке по безопасности дорожного движения можно играть с детьми в различные игры, используя макет дидактической игры, представленный в.

Конспект психологического тренинга для детей «Избавляемся от своих страхов»Конспект психологического тренинга для детей «Избавляемся от своих страхов» Избавляемся от своих страхов. Как научить детей преодолевать свой страх? Я это делаю с помощью психологического тренинга. Мы с детьми учимся.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ветер, причины его возникновения» Программное содержание: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; учить детей наблюдать,.

Лэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Добрый вечер уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию лэпбук, который я изготовила в рамках проекта «Дети и дорога» Цель: 1. Формирование.

Музыкальный КВН для детей старшего дошкольного возрастаМузыкальный КВН для детей старшего дошкольного возраста Цель – порадовать детей встречей с музыкой; Задачи – стимулировать у детей творческие проявления; воспитывать у детей музыкально – художественный.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Стихи для детей старшего дошкольного возрастаСтихи для детей старшего дошкольного возраста В продолжение темы радостных дней Когда в прошлый раз я открыла эту тему, совсем не предполагала, что будет продолжение. И вот, совершенно.

Теренкур для детей старшего дошкольного возраста Понедельник. Маршрут 1. Остановка 1. «Птичья столовая». Игра «Покормим птиц» Цель : прививать детям любовь к птицам, учить заботиться о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 июня 2023 в 06:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД