Елена Мельниченко
Приемы формирования самоконтроля за звукопроизношением у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Приемы формирования самоконтроля за звукопроизношением у старших дошкольников
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь- это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов, в окружении которых ребенок растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу.
Публикация «Приемы формирования самоконтроля за звукопроизношением у старших дошкольников» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Проблема автоматизации звукопроизношения, введения поставленных звуков в самостоятельную речь наиболее актуальна. Коррекция звукопроизношения требует от ребенка включения волевых усилий. Одной из причин трудностей является недостаточное развитие навыков самоконтроля детей старшего дошкольного возраста.
В связи с тем, что в настоящее время научные и практические поиски направлены на повышение уровня умственного развития детей в процессе обучения, на поиски эффективных путей подготовки шестилеток к учебной деятельности, изучение методов и приемов обучения детей действиям самоконтроля является одной из важнейших задач дошкольной педагогики.
В силу того, что вновь выработанные нервные связи ещё слабы, ребёнок пользуется приобретённым звуком крайне нерегулярно. Поэтому необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью. Процесс нормализации речи возможен при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и к своей собственной. Взрослым необходимо также внимательно следить за звукопроизношением детей и корректно исправлять ошибки не только в непосредственно образовательной деятельности, но и на протяжении всех режимных моментов.
Что же такое самоконтроль?
Самоконтроль - это способность контролировать свои действия в процессе выполнения любой деятельности, в том числе учебной.
Он не появляется сам по себе. Формирование этого навыка происходит только в процессе обучения.
Далее остановимся на приемах,которые помогут формировать самоконтроль за звукопроизношением у старших дошкольников.
В начале организованной деятельности, давая установку на правильную, грамотную, чёткую речь, используем такое стихотворение: "Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре громко, чётко говорим, никогда мы не спешим!"
Конечно же ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает воспитатель. Ведь дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают все тонкости правильного произношения. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, поэтому она должна быть правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка.
Активным приемом формирования самоконтроля на раннем этапе являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку в формировании звуковой культуры речи.
В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие навыков самоконтроля опираемся на кинезиологический подход.
Во время режимных моментов используются упражнения для развития артикуляторной моторики, мелкой моторики, массаж пальчиков, некоторые движения при коррекции звукопроизношения. Данные упражнения применяются также в качестве физкультминуток. С каждым днем упражнения могут усложняться, увеличиваться объем и темп их выполнения.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения хорошо выполнять сопряженно с движениями рук. При этом движения кистей рук могут дублировать движения языка или быть направлены в противоположную сторону.
Так, в упражнении «Часики» сначала выполняется движение: язык вправо и руки вправо, язык влево и руки влево. Когда движение будет освоено, вводится усложнение: язык вправо, а руки влево, язык влево, а руки вправо. В упражнении«Качели» - сначала язык вверх и руки вверх, затем с усложнением - язык вверх, а руки вниз.
В упражнении «Индюк» одновременно с движением языка вперед-назад по верхней губе выполнять мягкие движения кистями поднятых рук.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух или про себя.
«Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Вот еще необычные упражнения при проведении артикуляционной гимнастики. Логопед выполняет артикуляционные упражнения, а ребенок повторяет, но с «запаздыванием» на одно упражнение. Упражнение «Зеркало»,когда два ребенка, или ребенок и взрослый сидят друг против друга, при этом один из них выполняет артикуляционные упражнения, а другой все повторяет.
На материале слогов можно использовать такие приемы. Произносить слоги и одновременно выполнять несложные движения пальцами рук или рисовать пальцем повторяющиеся фигуры. Например, произнося слоги ребенок одновременно «лепит снежок». Произносить слоги с различной интонацией и соответствующим выражением лица (игра «Передай настроение»).
А на материале слов интересная многоплановая игра, которая может тоже использоваться как прием формирования самоконтроля у старших дошкольников -называется «Считалочка-бормоталочка». Попросите ребенка выучить фразу: «Идет бычок качается». Он должен несколько раз подряд произнести эту фразу. В первый раз он произносит вслух все три слова, во второй раз он произносит вслух только слова «Идет бычок», а слово «качается» произносит «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух только слово «Идет», а слова «бычок качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз ребенок произносит все три слова «про себя», заменяя их тремя хлопками. Можно использовать другие варианты игры, например где хлопком заменяется только одно слово, но каждый раз разное
Итак, это выглядит следующим образом:
1. Идет бычок, качается.
2. Идет бычок (хлопок).
3. Идет (хлопок) — (хлопок).
4. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
Возможные варианты считалочек-бормоталочек:
1. Ехал грека через реку.
2. Ехал грека через (хлопок).
3. Ехал грека (хлопок) — (хлопок).
4. Ехал (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
5. (Хлопок) — (хлопок) —t (хлопок) — (хлопок).
1. Подарил — утенку — ежик — пару — кожаных — сапожек.
2. Подарил — утенку — ежик — пару — кожаных — (хлопок).
3. Подарил — утенку — ежик — пару — (хлопок) — (хлопок).
4. Подарил — утенку — ежик — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
5. Подарил — утенку — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
6. Подарил — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
7. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок
В процессе постановки звуков есть смысл использовать схемы, модели артикуляций звуков. Это поможет не только сформировать правильную артикуляцию и произношение звука, но и познакомить ребенка со способами контроля за произношением звука.
Отрабатывая произнесение звука в самостоятельной речи можно использовать психогимнастические этюды. Двое детей с помощью мимики и жестов разыгрывают небольшую сценку, а другие должны понять и рассказать с помощью слов, так как понял (необходимо выслушать несколько вариантов).
Таким образом, обучение контролю за речью происходит постепенно. Прежде чем начать формировать умение контролировать свою речь, нужно научить ребенка контролировать чужую речь.
С этой целью использовать прием- формирование у ребенка «детектора ошибок». следует давать задания по контролю за речью друг друга (игра «Заметь ошибку») Исправить Незнайку, который представил ошибочный анализ артикуляции звука, найти неправильное произношение – игры «Малышка», «Незнайка» и пр.
, задания по исправлению неправильно произнесенных предложений воспитателем, логопедом (игра «Пойми малыша», большое подспорье в работе могут оказать записи высказываний ребенка на диктофон с последующим прослушиванием. В дальнейшем следует научить ребенка исправлять ошибки в речи самостоятельно, в плане громкой речи (игры «Ошибся? Исправься!», «Правильно ли ты сказал?»
игровое упражнение "Попугай". Если ребёнок неправильно произнёс какой - то звук, мы просим его: "Повтори за мной слово 2, 3, 4 раза и "нажми" на этот звук. Придумай предложение или чистоговорку с этим звуком".
В процессе автоматизации звуков можно использовать прием регуляции громкости голоса. Предложить ребенку произнести цепочку из слогов, слов или назвать ряд картинок: 1-«тихо», 2- «громко», 3- «тихо» и т. д. Таким же образом можно рассказывать чистоговорки, стихи, считалочки, потешки на отрабатываемые звуки и пр.
Условные сигналы для ответа. При произнесении определенного речевого материала выдели изучаемый звук голосом, «нажми» на звук, покажи рукой положение языка, «сожми кулачки» и пр.
Эти приемы будут способствовать формированию ответственности за свои действия, а в конечном счете- сформируется привычка самоконтроля.