Елена Калинина
Приемы коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтез во время написания слова, особенно со сложной слоговой структурой часто пропускают буквы, обозначающие гласные звуки. Это связано с тем, что когда ребенок внутренне или шепотом проговаривает, то легче воспринимает звуки согласные, чем гласные, так как они кинестетически более чёткие. Гласные понимаются ребенком как отголоски согласных звуков. А вот такая операция как деление на слоги у ребенка развивает слуховое внимание по выделению гласных, так как в слоговом анализе слова опора на гласные звуки.
Публикация «Приемы коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников» размещена в разделах
При формировании у ребенка умения работать над слоговым анализом в первую очередь нужно предложить ему деление с опорой на внешние средства:
• Отстучать, отхлопать, оттопать слово по слогам
• Сопровождать деление слова на слоги с движением руки из стороны в сторону.
Ребенок должен знать, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Акцент на гласные звуки поможет устранить такие ошибки на письме как их пропуски и добавление.
Нельзя забывать логопеду о такой работе как дифференциация гласных и согласных.
• Характеристика гласных и согласных звуков
• Различительные акустические признаки
• Различие звуков по способу артикуляции как гласных, так и согласных
• Основная слогообразующая роль гласных звуков в слове, в отличие от согласных звуков
Можно выделить следующие приемы работы логопеда
• Назвать только гласный звук в слове.
• Поднять букву, которая обозначает гласный звук в слоге, предъявленным логопедом.
• Записать в тетрадь только гласные буквы в слове по порядку.
• Придумать слог с заданным гласным звуком.
• Определить место гласного звука в слоге и поставить букву в соответствующее окошечко в схеме. Например, в слоге кар
___
___А___
• Придумать слог, в котором гласный звук на заданном логопедом месте.
• В тетради рисование графической схемы слова, где оно обозначается прямой линией, а гласный звук галочкой в зависимости от его места в слове.
V___, __V__, ___V
• Раскладывание картинок, обозначающие слова (с предварительным называнием, под буквами, обозначающими гласные звуки, в слове которых они есть, далее раскладывание под схемами, по количеству слогов в слове и т. д.
• Записывание в тетради на схеме только гласные данного слова.
• Придумывание слов по заданной схеме
• Выделение одного слога из слова, с дальнейшим записыванием его в тетрадь.
• Собрание слов из «рассыпанных слогов» и записывание его в тетрадь
• Нахождение пропущенного слога в заданном слове
• Предложение детям вспомнить слов с заданным слогом
Сначала в работе ребенку предъявляются односложные слова. В дальнейшем проводится работа на материале двусложных, трёхсложных, четырехсложных слов.