МААМ-картинки

Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Наталья Горшкова
Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Словарный запас – это набор слов, которым владеет человек

Словарная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка

Развитие словаря – понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения

Количественные изменения в словаре ребенка

В 1 год – 10-12 слов

К концу второго года 300-400 слов

Публикация «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В 3 года – 1500 слов

К 4 годам – 1900 слов

В 5 лет – до 2000 слов

В 6-7 лет – до 3500 слов

• Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных

• Третью часть всех слов составляют глаголы

Задачи детского сада по формированию словаря детей

1. Обогащение словаря новыми словами (происходит за счет общеупотребительной лексики – названия предметов, признаков, качеств, действий, процессов)

2. Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием)

Словарь (активный и пассивный). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь.

3. Активизация словаря

4. Устранение из речи детей нелитературных слов (воспитатель добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи)

Упражнения, предусматривающие обогащение словарного запаса

1. Подбор определений и эпитетов

Собака. Какие бывают собаки? (большие, маленькие, лохматые, умные, охотничьи). Узнавание предмета по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это (береза)

2. Подбор действий к предмету

Ветер что делает? (воет, пыль поднимает, дует, листья срывает, парус надувает). Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это (солнце)

Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает? (рыба, самолет, бабочка, листья)

3. Подбор обстоятельств

Учиться можно как? (хорошо, лениво, прилежно)

4. Подбор синонимов и антонимов

5. Дидактические, сюжетно - ролевые игры

«Чудесный мешочек» (может проводиться с использованием игрушек разных категорий, в разных возрастных группах, чаще в младших).

Дидактические задачи:

-учить детей узнавать предметы по характерным признакам;

-активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек, предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные)

Игровые правила: достать предмет, назвать его, рассказать, какой он. ( Усложнение: отгадать предмет на ощупь, достать его и показать можно после того, как о нем рассказано; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию или неправильно назван.)

Игровые действия: ощупывание предмета, его угадывание. Загадывание загадки.

Существуют разнообразные варианты данной игры; содержание, игровые правила и действия усложняются в зависимости от возраста.

«Подбери посуду для куклы»

Дидактические задачи:

-закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению;

-активизировать словарь (названия предметов посуды).

Игровое правило: отобрать нужную посуду для повара, няни, для угощения куклы чаем.

В дальнейшем можно вводить обобщающие названия: посуда кухонная, столовая, чайная.

Требования к проведению экскурсий и осмотров

1. Осмотры должны быть интересны детям. Заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.

2. Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдений детей разного возраста, но методы работы должны быть различны.

3. Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.

Словарная работа имеет огромное значение для дошкольного образовательного процесса, так как:

1. Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей

2. Овладение словарем является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня речевого развития

3. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развития содержательной стороны мышления

4. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению

Публикации по теме:

Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возрастаДидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. "Кто знает, пусть продолжает" (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями) Педагог называет родовое понятие слова,.

Фотоотчет «Встреча с рядовым запаса афганской войны»Фотоотчет «Встреча с рядовым запаса афганской войны» Александр Александрович Ефимов родился в 1969 г. в Алтайском крае. Был призван в ряды СА в ноябре 1987 г. С мая 1988 г. по февраль 1989.

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я уже с вами делилась своим опытом.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами методическими приемами при распевании детей младшего дошкольного возраста на примере.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 октября 2021 в 09:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Горшкова (УИ 875723) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД