МААМ-картинки

Приемы работы с родителями

Рената Саяпова
Приемы работы с родителями

Приемы работы педагога с родителями :

• говорить на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии;

• быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос;

• быть активным (родители не должны брать интервью у педагога);

• учитывать эмоциональное состояние родителя;

• отказаться от поучений, нотаций, высокомерия; разговаривать с позиции партнерства;

• предварительно планировать содержание беседы с родителем;

• быть доброжелательным;

Публикация «Приемы работы с родителями» размещена в разделах

• защищать интересы клиента (родителя, а не становиться инструментом в руках администрации, других сотрудников;

• сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей, и др.

Характер общения зависит, прежде всего, от личностных качеств участников, все же можно выделить ряд общих причин, обусловливающих типичные ошибки, которые допускают педагоги:

• незнание техник общения;

• жесткие ожидания по отношению к родителям;

• оценивание родителей;

• директивная позиция по отношению к родителям;

• суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность педагога в ответ на слова и действия родителей;

• использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;

• приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция);

• агрессивность, напористость;

• равнодушие, унылость.

Цель выступления, беседы может быть общей (информирование родителей о чем-либо) и конкретной (пригласить папу для ремонта мебели). Главное - говорить с родителями только о том, что нужно, и только тогда, когда нужно.

Рекомендации для ведения беседы, которые могут быть использованы и в педагогической практике:

• Доходчиво излагать факты, аргументировать свои высказывания, в связи с чем желательно продумывать выступление заранее.

• Использовать фактический материал, яркие примеры.

• Говорить на простом понятном языке.

• Быть кратким ( Плутарх: «Сила речи — в умении выразить многое в немногих словах»).

• Избегать просторечных фраз, не гнаться за дешевой популярностью.

• Соблюдать грамматические нормы, правила произношения (лучше отрепетировать выступление).

• Повторить наиболее важную мысль несколько раз в новой форме.

• Финал разговора подготовить наиболее тщательно, так как последнюю информацию родители запомнят наиболее четко.

Говорить с родителями лучше в размеренном ритме. Низким голосом, без длинных пауз. Для того чтобы у родителей создалось благоприятное впечатление о вас, надо использовать приемы аттракции (имя собственное, комплименты и др.). Очень важным является умение учитывать состояние собеседника и помнить, что для каждого родителя очень важно ощущение, что вы вступили в контакт именно с ним и этот контакт для вас важен.

Педагоги, которые работают с детьми и их родителями долгое время, к проведению бесед, родительских собраний, выступлениям на крупных конференциях относятся спокойно. Но молодые специалисты, иногда испытывают страх перед взаимодействием с родителями. Так, дрожание голоса, суетливость в движениях, высокомерные нотки могут «считываться» родителями и стать помехой для эффективного контакта. Поэтому педагогам необходимо отрабатывать манеру устно самопрезентации.

Начинающий воспитатель должен понимать, что родители приходят не ссориться с ними, а получить как можно больше информации о своем ребенке. На первых порах можно вести записи об определенных детях, так легче будет наладить взаимоотношения с родителями, которые увидят заинтересованность педагога в развитии ребенка.

Однако помимо неуверенности в себе у молодых специалистов могут возникать и другие проблемы в общении с родителями. Так, многие из педагогов не умеют защитить себя от нежелательных воздействий «трудных» категорий собеседников.

Психология самозащиты условно делиться на два блока: управление собой и управление клиентом, ситуацией.

В свою очередь, управление собой возможно осуществлять двумя путями: подготовительными действиями и действиями, способствующими снятию уже возникшего напряжения.

Работа над собой после возникновения напряженного состояния состоит из использования техник, способствующих снятию напряжения (аутотренинг, а также это анализ ситуации, созданиесценария будущих действий в подобной ситуации.

Управление ситуацией предполагает перенос педагогом встречи с родителями на более удобное время-это дает возможность обдумать ситуацию, проконсультироваться, привлечение специалистов к беседе.

Психологические приемы аттракции

Прием аттракции «Имя собственное».

Он основан на произнесении вслух имени (имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете.

Каков же психологический механизм приема?

1. Имя человека сопровождает его от первых до последних дней жизни. Имя и личность неразделимы.

2. Имя — это символ личности, и, называя его, мы показываем внимание к данной личности.

3. Внимание к личности — это и утверждение данной личности. Каждый человек претендует на то, что он — личность.

4 .Если человек получает подтверждение, что он — личность, то это вызывает у него чувство удовлетворения.

5. Чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями, которые не обязательно осознаются человеком.

6. Человек всегда стремится к тому, кто вызывает положительные эмоции.

7. Если некто вызывает у вас положительные эмоции, то он вольно или невольно располагает, притягивает к себе, формирует аттракцию.

Прием аттракции «Зеркало отношений. Улыбка»

Лицо — это зеркало отношений. Людей располагает доброжелательное лицо с мягкой, доброй улыбкой и отталкивает холодное, беспристрастное лицо «сфинкса».

Улыбка — это пароль для друзей. Если бы не зеркала, мы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с нами было радостно и легко.

Значение психологического приема аттракции «Зеркало отношений. Улыбка» :

• Большинство людей искренне и по-доброму улыбаются своим друзьям, а не врагам.

• Лицо с мягкой, доброй улыбкой является сигналом: «Я — вам друг».

• Друг — это единомышленник в каких-то значимых вопросах, делах

• Одной из ведущих потребностей человека является потребность в безопасности, защищенности. Друг — это тот человек, который повышает защищенность.

• Удовлетворение потребности в защищенности вызывает у человека положительные эмоции.

• Если человек вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно формирует аттракцию.

Психологический механизм приема аттракции «Зеркало отношений. Улыбка»

Цена улыбки.

Она ничего не стоит, но много дает.

Она обогащает тех, кто ее получает,

не обедняя тех, кто ею одаривает.

Она длится мгновение,

а в памяти остается навсегда.

Прием аттракции «Золотые слова. Комплимент»

Комплимент — это слова, содержащие небольшое преувеличение положительных свойств человека, одобрение его ума, поступка, работы, внешности и т. д.

При частом повторении комплиментов: «Вы очень мудрый человек», «Вы великолепный собеседник», «Вы прекрасный образец уважительного отношения к людям» и пр. включается в работу психологический механизм внушения: через определенное время человек и сам поверит в свои способности и будет стремиться реализовать их.

Психологический механизм приема аттракции

1. Человек слышит в свой адрес приятные, «золотые» слова, т. е. комплимент.

2. Если комплимент искренен, то возникает эффект внушения.

3. Внушение приводит к «заочному» удовлетворению потребности «выглядеть» лучше.

4. Удовлетворение потребности «выглядеть» лучше рождает положительные эмоции.

5. Положительные эмоции, вызванные вами, приводят человека к расположенности к вам, т. е. аттракции.

Правила применения комплиментов:

1. «Один смысл» — комплимент должен отражать только положительные качества человека, избегая двойного смысла.

Например: «Слушая ваши беседы, я каждый раз восхищаюсь вашим остроумием».

Нарушение правила: «Слушая ваши беседы, я каждый раз поражаюсь вашей способности уходить от ответа».

2. «Без гипербол» — положительное качество должно иметь небольшое преувеличение, но отражающее истину. Умный человек, зная в себе свойство, постоянно всюду опаздывать, будет неприятно удивлен комплиментом: «Меня всегда радует ваша пунктуальность».

3. «Высокое мнение» В комплименте следует учитывать собственное мнение человека. Если он твердо знает особенности своих достоинств, то повторение их в его глазах выглядит банально.

Например, банально говорить врачу: «Как вы точно поставили диагноз!»

4. «Без претензий» Не следует подчеркивать в человеке те качества, которые он сам не считает достоинством.

5. «Без дидактики» Комплимент должен утверждать присутствие данного свойства, а не содержать рекомендации по • их воспитанию. Например, нарушение этого принципа звучит в выражениях: «Твердость убеждений украшает мужчину», «Умей отстаивать свои убеждения».

6. «Без приправ» Комплимент не должен содержать добавок типа: «Руки у тебя золотые, а язык твой — враг твой!».

Комплименты в деловых беседах:

— Как вам удается так располагать к себе людей?

— Я и не предполагал, что вы так тонко разбираетесь в людях!

— Знаете ли вы, что ваша улыбка просто обезоруживает людей?

— Всегда рад иметь такого приятного партнера!

— До чего же было приятно с вами пообщаться! .

— Обучаясь с вами, можно многому научиться!

— У вас поразительная наблюдательность!

— Меня поражает широта вашего кругозора!

— Как вы смогли воспитать в себе такую выдержку?

— Меня подкупает ваша доброта!

— Как вам удается так тонко чувствовать моду?

— Пожалуй, я пошел бы с вами в разведку!

— Ваша энергия просто заражает других!

— Я поражаюсь вашему трудолюбию!

— У вас энциклопедическая память!

— Ваша эрудиция поразительна!

В народе существует поговорка: «Горчица приносит больше вреда, чем масло». Именно эту суть отражает комплимент.

Любой контакт следует начинать с образования у людей положительных эмоций.

Главное, чтобы от ваших слов у присутствующих на лице возникла легкая, добрая улыбка.

Прием аттракции «Терпеливый слушатель»

Интересный собеседник не тот, кто умеет говорить, а кто умеет слушать. Процитируем Д. Карнеги.

«Ярый скандалист и даже самый резкий критик зачастую смягчается и смиряется в присутствии терпеливого, сочувствующего им слушателя, который будет молчать, пока разгневанный обличитель раздувается, как королевская кобра, и извергает накопившийся в его душе яд. Человека, с которым вы разговариваете, во сто раз больше интересует он сам, его нужды и его проблема, чем вы и ваши проблемы. Его зубная боль имеет для него большее значение, чем голод в Китае, от которого умирает миллион людей.

Если вы хотите понравиться людям, то будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

Прием аттракции «Личная жизнь»

У каждого человека наряду со служебными обязанностями есть и личные интересы, увлечения, есть личная жизнь. К непрофессиональным интересам могут относиться не только хобби, увлечение каким-нибудь делом, но и увлечение какой-нибудь идеей, а также тяга поговорить на какую-нибудь тему.

Если с человеком повести разговор в русле его личного интереса, то это вызывает у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.

Публикации по теме:

«Методы и приемы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»«Методы и приемы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» Экологическое воспитание ребенка- дошкольника- сложный, неоднозначный процесс. Куда приведет его та дорога, которую он, пыхтя и отдуваясь,.

Консультации для педагогов «Специальные приемы для работы с родителями — «молчунами» и родителями — «говорунами» Специальные приемы для работы с родителями-«молчунами» и родителями –«говорунами» (Памятка) Всегда задумайтесь, что может быть причиной.

Автор публикации:
Приемы работы с родителями
Опубликовано: 16 мая 2015 в 20:56
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД