Получи документы

Наблюдения и эксперименты в рамках проекта «Путешествие в космос»

Елена Шлыкова
Наблюдения и эксперименты в рамках проекта «Путешествие в космос»
▼ Скачать + Заказать документы

часть 2

1

«Знакомство с гномом – астрономом»

Цель:

Знакомство детей с наукой «Астрономия», определение круга изучаемых проблем.

Ход:

- Ребята, хочу вас познакомить с моим другом гномом Кнопкиным. Посмотрите, какой у него голубой костюмчик, украшенный звездами. А в руках у него волшебная солнечная палочка.

Публикация «Наблюдения и эксперименты в рамках проекта „Путешествие в космос“» размещена в разделах

- А как вы думаете, почему у Кнопкина на костюмчике звезды и солнечная палочка? Гном Кнопкин очень любит астрономию. Это наука о Солнце и звездах. Он настоящий гном – астроном. У него есть даже любимая песенка про астрономию. (слушание песенки Астронома из к/ф «Красная Шапочка»

- Внимательно слушали? О чем же можно узнать, изучая астрономию? О Земле, о звездах, о Солнце, О Млечном пути, о Луне.

Кто из вас хочет вместе с Кнопкиным путешествовать по астрономии?

Тогда приступаем к астрономической работе. Сначала мы будем наблюдать за Солнцем.

А всегда ли можно наблюдать за Солнцем? Вспомните, что об этом говорилось в песенке?

Ясная погода была на планете Земля. А в пасмурную погоду можно наблюдать? Почему?

А сейчас подумайте и скажите, что к нам ближе облака или Солнце? Почему?

Давайте проведем эксперимент. (выбрать ребенка – Солнце и ребенка – Тучку». Тучка встает между детьми и Солнцем.)

Видите Солнце? Раз Тучка заслоняет Солнце, значит она ближе к нам. Вот так облака и тучи заслоняют от нас солнце, луну, звезды.

А когда еще нельзя наблюдать за солнцем? Правильно, ночью.

- Ребята, гном Кнопкин приготовил вам сюрприз. Закройте глаза. (надеть детям очки, а теперь откройте. Вам хорошо видно? Что вы видите? Ответы детей. Снять очки.

Это солнечные очки. они такие темные потому, что солнце очень яркое и на него незащищенными глазами смотреть нельзя. и в очках на солнце можно смотреть только 1 – 2 минуты.

Теперь ваши глаза защищены и мы можем начинать астрономическую работу. Вот вам первое задание – понаблюдайте за Солнцем, а потом расскажите гному Кнопкину какое оно.

Если невозможно провести наблюдение из окна, понаблюдайте на прогулке.

2

«Солнце – это что?»

Цель:

Дать понятие о форме и размере Солнца

.

Ход:

- Ребята, наблюдая за солнцем, что вы заметили? Какое наше Солнце?

Как вы думаете, что такое Солнце?

Солнце – это звезда. Она похожа на звезды, которые мы видим на ночном небе.

Если бы мы были волшебниками и смогли оказаться на одной из дальних звезд, и оттуда посмотреть на наше Солнце, то каким бы вы его увидели? (ответы – предположения детей).

- С другой звезды мы увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки.

Кто – то из вас знает, почему мы видим Солнце большим, а звезды маленькими?

(ответы – предположения детей).

- Потому что звезда - Солнце находится ближе к Земле, чем остальные звезды.

Предлагаю вам провести эксперимент.

Взять два одинаковых по размеру мяча. Не заострять внимание детей на том, что мячи одинаковые.

Один мяч оставить на близком расстоянии от детей, а другой отнести на дальнее расстояние.

- Как вы думаете, какой мяч больше? Затем сравнить оба мяча.

- любой предмет, удаленный от нас на дальнее расстояние, кажется нам маленьким. И чем он дальше от нас, тем…меньше.

Рассмотреть изображение Солнца в разрезе, рассказать о его составляющей.

Звезда – Солнце – это огромный раскаленный шар. А что дает нам Солнце? Свет и тепло.

А можно ли на Солнце жить? (при неверном ответе задать вопрос «а можно сидеть на огне?»)

А можно жить без солнца? Жить без Солнца невозможно. А почему? Будет темно и холодно.

Просмотр мультфильма «Крокодил» по произведению К. Чуковского.

3

«Солнце – путешественница»

Цель:

Дать представление о движении солнца;

Ход:

- Ребята, когда мы наблюдали за солнцем, то в течение дня мы находили его в разных частях неба. Давайте вспомним, где солнце находится утром? За домами, над лесом. Где днем? Над школой. Где находится вечером? Прячется за домами второго микрорайона.

Сейчас мы с вами проведем опыт и увидим, как движется солнце.

А поможет нам в этом астрономический прибор гномон, которым пользовались древние астрономы. Нам понадобится подставка, палочка и настольная лампа, которая будет вместо солнца. Потушить свет, включить настольную лампу.

- Утром солнце находится низко над землей. Обратите внимание - гномон освещен и что он отбрасывает? Тень. Отметьте карандашом то место, где заканчивается тень, и внимательно наблюдайте за изменениями, которые будут сейчас происходить с ней.

Поднять лампу повыше и отвести в сторону.

- Отметьте длину этой тени. Что случилось с ней? Она передвинулась и стала короче. Поднять лампу высоко и отвести в сторону.

- Что случилось с тенью? Она снова передвинулась и стала еще короче.

Провести опыт до «захода солнца» и отметить, что тень стала увеличиваться и ушла в другую сторону.

Поручить ребенку провести карандашом линию по отметкам тени гномона.

- Почему тени от гномона становились разные? Потому, что солнце не стояло на месте, а двигалось.

О чем мы с вами сегодня узнали? Как движется солнце по небу.

Коллективная аппликация «Солнце по небу гуляет»

4

«Друг Солнца – лучик»

Цель:

Дать представление о луче Солнца.

Ход:

- Гном Кнопкин интересовался, продолжаем ли мы путешествовать по науке астрономии? Расскажите ему, что интересного вы узнали, когда наблюдали за Солнцем

Сегодня Кнопкин предложил познакомиться с его лучшим другом –Лучиком.

А, познакомиться с Лучиком нам поможет фильмоскоп. Рассказать детям для чего его применяли.

В затемненной комнате включить фильмоскоп и направить луч на экран.

- Посмотрите, как луч света идет от фильмоскопа к экрану. Давайте поиграем с Лучиком. Поднимите руку так, чтобы она оказалась на пути луча света. Что появилось на экране? Тень. Давайте устроим театр теней. Показать детям фигурки с помощью рук: зайца, волка, птиц. Затем дети показывают свои фигурки.

- Ребята, что нужно для того, чтобы появилась тень? Свет и предмет.

- А все ли предметы отбрасывают тень? Ответы детей. Раздать детям различные предметы, для отображения их теней на экране.

- А сейчас я поставлю еще один предмет – стекло. Появилась тень на экране? Почему нет тени, как вы думаете? Ответы – предположения детей.

- А может потому, что оно тонкое? Давайте возьмем лист бумаги, он еще тоньше стекла. Есть тень на экране? Почему же так получается? Чем отличается лист бумаги от стекла? Стекло прозрачное, а бумага – нет.

- Запомните, если свет падает на прозрачный предмет, то тени не будет потому, что Лучик проходит сквозь этот предмет. А сквозь не прозрачный предмет Лучик пройти не может

- Как вы думаете, Лучик быстро движется? На следующей встрече с Лучиком мы об этом узнаем.

5

«Далеко ли, близко ли…»

Цель:

Дать представление о расстоянии от Солнца до Земли.

Ход:

- Кто из вас любит бегать наперегонки? Давайте устроим соревнования и узнаем, кому сегодня повезет быть первым. Проводится соревнование

- Молодцы, все быстро бегаете.

А что движется быстрее человека? Велосипед. А быстрее велосипеда? мотоцикл и далее машина –самолет – ракета.

А что движется быстрее ракеты? Ответы – предположения детей. Быстрее всех движется наш солнечный лучик. Он бегает на огромные расстояния. Его любимое занятие – бегать от Солнца до Земли. Как вы думаете, Солнце очень далеко? Ответы детей.

В космическом пространстве нет ни автомобильных, ни пешеходных дорог. Но, если бы они были, то:

человеку пришлось бы идти до Солнца 3500 лет;

на машине ехать – 200 лет;

на самолете лететь - 20 лет;

на ракете – всего несколько месяцев.

Ну, как, далеко до Солнца?

А сколько же времени нужно Лучику, чтобы добраться от Солнца до нашей Земли?

Как вы думаете? Ответы детей.

Лучику много времени не нужно. Он такой быстрый, что за восемь минут успевает добраться от Солнца до Земли.

А смогли бы мы с вами на ракете приземлиться на Солнце? Нет, потому что Солнце – это раскаленный шар и ракета расплавиться.

В следующий раз мы снова отправимся путешествовать по Космосу и возможно нам понадобятся ракеты. Давайте рассмотрим иллюстрации с изображением различных кораблей. Какая вам больше понравиться, ту и слепите.

Приглашаю вас в изомастерскую.

6

«День, да ночь – сутки прочь»

Цель:

Дать представление о смене дня и ночи.

Ход:

- Ребята, кто скажет, почему наступает то день, то ночь? Выслушать ответы детей.

А поможет нам об этом узнать глобус. Вы уже знаете, что глобус – это маленькая модель нашей Земли.

Он, как и Земля вращается вокруг себя. Покрутитесь вокруг себя. Так и Земля вращается вокруг своей оси.

Давайте найдем на глобусе то место, где мы живем и отметим его флажком. Настольная лампа будет вместо Солнца.

Выключить свет и включить лампу. Свет направить на место, отмеченное флажком.

- Светло сейчас около флажка? Значит в нашем городе сейчас…день.

Я кручу глобус – освещается флажок или нет? Нет. Какое время суток наступило в нашем городе? Ночь. А когда будет снова день? Правильно, когда флажок будет снова рядом с лампой.

Так от чего же на Земле бывает день и ночь? От того, что Земля поворачивается к Солнцу то одним боком, то другим.

Вот и говорят «День, да ночь – сутки прочь»

А сейчас давайте отметим несколько мест на глобусе. Выберите их сами. Провести повторно опыт. Дети определяют в каком отмеченном месте день, а в каком – ночь.

Провести игру 2 – 3 раза

7

«Страна тысяч Солнц»

Цель:

Знакомство детей с созвездиями Большой и Малой Медведицы, с Полярной Звездой – компасом.

Ход:

- Ребята, гном Кнопкин вернулся из чудесного путешествия в Страну тысяч солнц. Хотите посмотреть на эту страну?

А как вы думаете, где находится эта страна? Наше небо – это страна тысяч солнц. Звезды – это очень далекие солнца если внимательно рассматривать звездное небо, то можно увидеть на нем много различных рисунков. Это – созвездия. Древние астрономы долго наблюдали за звездным небом и составили звездную карту. Давайте мы ее с вами рассмотрим.

Смотрите, сколько много рисунков - созвездий внимательно посмотрите и найдите огромный ковш с ручкой. Четыре звезды образовали ковш, а еще три образовали ручку. Сколько звезд в созвездии Большого ковша? Семь.

- Если дорисовать все звезды этого созвездия и соединить их между собой линиями, то получится фигура, похожая на медведицу. Его так и называют – созвездие Большой Медведицы.

Рядом с созвездием Большой Медведицы находится созвездие Малой Медведицы.

Найдите это созвездие. В этом созвездии живет самая главная звезда – Полярная звезда. Это звезда - компас. Кто знает, что такое компас. Если дети затрудняются ответить, дать краткое определение и дополнить кратко о сторонах света: Север, Юг, Восток, Запад. Вот и Полярная звезда тоже компас. Когда смотришь на Полярную звезду, то перед тобой будет Север, а за спиной – Юг, справа – Восток, а слева – Запвд.

Полярная звезда помогает морякам находить правильный путь. а также поможет путешественникам, если вдруг они потеряют компас.

- С какими созвездиями вы сегодня познакомились? А чтобы вы их хорошо запомнили, предлагаю их нарисовать.

Публикации по теме:

Мое увлечениеМое увлечение Я люблю вязать крючком. Вяжу салфетки, вещи себе. У меня два сына, когда они были маленькими, им вязала костюмчики, кофточки. Девочек у.

Перспективное планирование кружковой работы «Читаем сами» для подготовительной группы Цель: Выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе и на этой основе развитие интереса и способности к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдения и эксперименты в рамках проекта «Путешествие в космос»
Опубликовано: 25 января 2015 в 10:21
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наблюдения и эксперименты в рамках проекта «Путешествие в космос»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шлыкова (УИ 297157) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД