Людмила Вдовина
Применение игротерапии в реабилитационном процессе посредством музыки
▼ Скачать + Заказать документы
"Зачем нужна ребенку музыка?» - кто сможет ответить на этот вопрос? В каких-то важных государственных документах, безусловно, написано, что все мы хотим вырастить наших детей образованными, духовно богатыми и развитыми и для этого нужны занятия музыкой, рисованием, литературой. У нас по давней традиции принято видеть в эстетическом воспитании «средство формирования разносторонне развитой гармоничной личности». Но что стоит за этим привычным заклинанием? Простого и понятного объяснения найти не удалось.
Главные вопросы — КАК и В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ работать? Ведь в педагогике существует заповедь: «Не навреди»!
Публикация «Применение игротерапии в реабилитационном процессе посредством музыки» размещена в разделах
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
«. Идеализация музыкальных шедевров в общественно-педагогическом сознании неизбежно означает уход музыкальной педагогики от своих действительно актуальных задач и неспособность увидеть реальные проблемы. Сопротивление детей нашим педагогическим усилиям и их нынешнее полное отчуждение от музыки — это, конечно, не то, чего мы все хотим, но то, чем мы платим. Платим за то, что не слышим, не видим, не хотим понимать интересы детей и вдобавок неправильно думаем о некоторых вполне очевидных вещах! Дети открывают себя, как сущность, у которой есть глубокая биологическая и психическая потребность соотносить себя с миром звуков. Все звуки мира — это только шум, пока кто-нибудь не услышит в них музыку. Петь, танцевать, играть, придумывать, экспериментировать, не задумываясь при этом, как все выглядит со стороны,- значит обеспечить главное условие музыкально-педагогической успешности, которое именуется УДОВОЛЬСТВИЕМ.» Как все понятно и близко. Это небольшая часть из Теории и практики начального музыкального обучения, автором которой является Татьяна Эдуардовна Тютюнникова, с романтичным названием «Под солнечным парусом, или полет в другое измерение.».
Занимаясь самообразованием и на практике применяя все интересное и новое, лично для себя сделала несколько открытий:
возможности Интернета - новые технологии, методика, музыкальный материал.
Использование мультимедийного материала в работе, как на занятиях, так и в досугах. Ведь не только дети, но и мы — взрослые лучше воспринимаем и усваиваем материал визуально.
Главной и основной задачей на первичный момент стала необходимость поисков эффективных методов в работе с детьми девиантного поведения направленных на компенсацию и коррекцию.
Огромным плюсом в моей работе является необходимость и возможность музыкального общения с детьми ежедневно, возможность поиска и экспериментов.
И еще одно важное открытие я для себя сделала - не нужно изобретать то, что уже давно изобретено, нужно только двигаться в правильном направлении. Музыка и есть тот самый ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД в работе.
Общение с музыкой доставляет детям удовольствие, а положительный опыт общения на музыкальных занятиях мотивирует детей на действие и развитие.
Музыка является источником особой детской радости. Ребёнок открывает для себя ее красоту, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Музыка проникает туда, куда ничто другое проникнуть не может.
Занимаясь с разными группами детей, я пришла к выводу, что наиболее подходящей организационной формой их общения является постоянное систематическое объединение детей на отдельных занятиях и досугах. Главная цель такого объединения – социализация, всестороннее развитие через усвоение общественного опыта.
Совместная музыкальная деятельность детям с задержкой психоречевого развития помогает научиться соблюдать определенные правила поведения,в результате совместной певческой деятельности часто появляются первые слова. В совместном игровом процессе дети учатся выдержке и строят дружеские отношения.
Общение с ровесниками является необходимым условием благополучного развития любого ребенка. Контакты друг с другом дают детям дополнительные впечатления, сильные эмоциональные переживания, развивают подражательные способности.
В содержание музыкально-игровых занятий необходимо включать психолого-педагогическую работу.
В ежедневной работе музыкального руководителя необходимо выделить несколько направлений, которые отражают особенности психического развития у детей:
развитие слухового восприятия,
стимуляция певческой активности,
стимуляция двигательной активности.
Развитие восприятия музыки у детей в разном возрасте происходит по разному: Малыши воспринимают музыку в целом, как сложный акустический стимул. Они эмоционально реагируют в основном на ее характер. Музыка должна вызывать у малышей интерес, положительные эмоции, быть достаточно разнообразной, яркой, художественной, запоминающейся. Часто использую мультимедийные проекты.
Работа, направленная на стимуляцию певческой активности, которая ведется на каждом занятии, развивает у детей внимание, память, речь (она становится более выразительной, эмоционально окрашенной, обогащается интонационно).
Свои музыкальные занятия я начинаю обязательно с песенок-приветствий, которые способствуют позитивному настрою на занятие. Практикую пропевание своего имени с прохлопыванием простейшего ритмического рисунка.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.
Песенный и игровой репертуар я подбираю соответствующий настроению детей, подходящий по тематике и соответствующий возрасту.
Музыкально-двигательные игры, пляски, упражнения всегда сопровождаются эмоциональным подъемом и благотворно влияют на развитие любого ребенка.
Всячески поощряю попытки детей к самостоятельным действиям. Чтобы избежать перегрузок, активные, двигательные игры чередуются со спокойными.
Дети - и школьники, и малыши - с удовольствием музицируют. Периодически мы устраиваем музыкальный оркестр под аккомпанемент детских песен.
Детям очень полюбился музыкальный материал Железновой. На занятиях мной используется игровой массаж, танцы, музыкальные игры, движения с предметами, передающие характер музыки (шарфики, платочки, листочки, бубны, колокольчики, сюжетно-ролевые игры.
Выполняя самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношению к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре.
Полюбившийся детям музыкальный материал воспитатели используют на зарядках, физкультминутках, в досугах.
На музыкальных занятиях актуально, возможно и необходимо использовать все разнообразие методов и приемов, варьировать и импровизировать, творить с радостью и удовольствием. Использование мной любимых игрушек в качестве куклотерапии на тематических занятиях, при ознакомлении с новым материалом вызывает у детей особый интерес. День Рожденья Зайца, Музыкальная азбука медвежонка, Музыкальные уроки от Совуньи.
Музыкальный материал подобранный мной для работы отличается простотой и выразительностью, доступностью восприятия и исполнения, занятие проходит в игровой форме. Очень важна эмоциональность взрослых, которые участвуют в музыкальных играх. Необходимо прежде всего заинтересовать малышей, заразить их своим радостным настроением и побудить к целенаправленным действиям. Частая смена видов деятельности вызывает у детей дополнительный интерес, концентрирует внимание, увеличивает период активности. Такие занятия увлекательны, необходимы и для детей с задержкой психоречевого развития.
Занятия провожу как совместные так и отдельные для каждой из групп.
В своей работе с детьми, я не ставлю себе целью развитие собственно музыкальных способностей или овладение навыками пения и игры на музыкальных инструментах. Главное – это увлечь ребенка, создать радостный эмоциональный фон.
Содержание занятий строится таким образом, что бы обеспечивалось постепенное развитие каждого ребенка. Новый материал вводится в занятия корректно и по понемногу, повторяясь до тех пор, пока дети не усвоят его в полном объеме. Мои главные задачи, как музыкального руководителя, увлекать, удивлять и радовать детей музыкой. Это помогает установить контакт с детьми, делает содержательным общение с ними. Музыкотерапия, а именно такое содержание музыкальных занятий, направленных на реабилитацию детей в нашем центре, активно используется мной в коррекции отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
И еще одна из возможности обогатить МУЗЫКОТЕРАПИЮ, создать все условия для эффективности методы — это проведение интегрированных занятий совместно с логопедом и психологом. Содержание такой деятельности мы представили Вам в своем сценарии интегрированного занятия «Путешествие в осенний лес».
Каждая деятельность педагога, а все таки мы педагоги, и процесс пребывания детей у нас, будь то реабилитация, коррекция или компенсация — все это — методы воспитания и развития, должна быть нацелена на результат.
А что мы хотим видеть в качестве результата от воспитания музыкой? Чтобы дети правильно интонировали звуки? Но ведь не у каждого есть вокальные способности. Что бы ребенок рассуждал правильно и красиво прослушав музыкальное произведение? Но ведь содержание музыкального произведения не передать на словах.
Я считаю результатом то, что дети с удовольствием посещают музыкальные занятия, открывают новое и прекрасное, становятся более раскрепощенными. Познают свои возможности средствами музыкальных игр. Применяют полученный опыт в досугах и развлечениях. Творят и играют на музыкальных занятиях с удовольствием.
ЗАЧЕМ НУЖНА ЧЕЛОВЕКУ МУЗЫКА?
Разве музыка нужна человеку, что бы ее знать как науку и уметь о ней говорить? В жизни чаще бывает наоборот: человек спрашивает, кто написал то произведение, которое ему так понравилось. Может быть, все-таки музыка нужна нам для удовольствия?
Практика показывает, что успех начального музыкального обучения для ребенка непосредственно и прямо связан с развитием умения переживать общение с музыкой как РАДОСТЬ.
Применительно к детству принцип удовольствия реализуется через игру. В ней ребенок свободен, спонтанен, игра всегда обусловлена внутренними побудителями, личными интересами, она обеспечивает развитие, эмоциональное наслаждение.