Папки-передвижки

Применение метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

Инна Лебедева
Применение метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

МАК карты являются уникальной проективной методикой. Она хорошо себя зарекомендовала при работе с детьми, в том числе и с детьми дошкольного возраста. Метафорические карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку. На них могут быть изображены люди, дома, животные, растения, абстрактные рисунки и множество других вариантов изображений.

Преимущество работы с этим инновационным и креативным материалом заключается в том, что карты позволяют:

Публикация «Применение метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

• Снять психологическое и эмоциональное напряжение и таким образом обойти внутреннее сопротивление ребенка;

• Они помогают создать атмосферу безопасности и доверия;

• Позволяют проговорить проблемную ситуацию, что само по себе уже несёт эффект коррекции;

• Помогают психологу наглядно увидеть картину любых межличностных отношений, и провести качественную диагностику;

• Запускают механизмы поиска внутренних ресурсов и выхода из критической ситуации;

• Их можно использовать в групповой и индивидуальной работе;

• Многообразие наборов карт МАК позволяет для каждого ребенка осуществить индивидуальный подход, учитывая его предпочтения. И что еще очень важно несколько наборов можно использовать одновременно.

В своей работе я использую следующие наборы метафорических карт:

1. Один из них «Монстрики чувств». На картах изображены монстрики в разных эмоциональных состояниях. Эти карточки помогают дошкольникам познакомиться с основными эмоциями и чувствами, научиться определять эмоциональное состояние людей и животных и скорректировать нарушения в эмоциональной сфере.

2. Мак карты «Я и все-все-все». В комплект входят карты на которых изображены дети и животные в различных жизненных ситуациях. Эта колода карт помогает найти внутренние ресурсы или наоборот - обнаружить детские травмы, осознать и определить мечты, планы и ценности.

3. Мак карты «Дружок». Главный герой этой колоды – щенок по кличке Дружок. На картах, показано, как щенок попадает в разные жизненные ситуации (ссорится с друзьями, видит как ссорятся его родители, разбрасывает игрушки в разные стороны, отказывается кушать и т. д., испытывает различные эмоции (радость, злость, грусть, страх, удивление, взаимодействует с другими персонажами: родителями, братьями и сестрами, с друзьями, с посторонними людьми. Это колода карт помогает обогатить словарный запас, развить эмоциональный интеллект, скорректировать проблемы в эмоциональной и коммуникативной сфере.

4. МАК карты «Роботы». В набор входят изображения отдельных частей тела, которые совмещаются друг с другом, так что можно создать «робота» из любых карт. Возможность комбинировать разные детали очень нравится детям. Если ребенок выбрал черно-белые карты, ему предлагаются копии карт, чтобы он мог раскрасить их на свой вкус. Это открывает дополнительные возможности: можно работать с цветными изображениями, можно работать с раскрасками, опираясь на принципы и подходы арт-терапии; можно комбинировать работу с цветными изображениями и раскрасками.

МАК карты можно использовать для диагностики, в групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми. Для групповой работы по коррекции и развитию эмоционально-волевой и коммуникативных сфер дошкольников я использую следующие техники и игры:

• Определи эмоцию;

• Изобрази эмоцию;

• Любимые произведения и любимые герои монстриков;

• Ассоциации;

• Составление историй, рассказов;

• Хорошо-плохо;

• Проблема-решение»;

• Один робот на двоих, на всех;

• Герой справляется со сложной ситуацией.

Игра «Любимые произведения и любимые герои монстриков.

Для этой игры мне понадобилась колода карт «Монстрики чувств». Суть игры. Сначала к ребятам в гости приходят монстрики (из колоды я выбираю примерно 5 персонажей). Потом ребята определяют, какие эмоции или чувства они испытывают в данный момент. Далее сообщаю, что у каждого монстрика есть свое любимое произведение и свой любимый герой. Причем, эмоциональное состояние героя произведения, совпадает с настроением монстрика. Дальше зачитываю отрывок стихотворения или рассказа, а дети определяют, чье это любимое произведение.

Например:

Маша варежку надела, ой куда я пальчик дела,

Нету пальчика пропал в свой домишко не попал.

Итак, девочка Маша в стихотворении удивилась, поэтому это любимое произведение монстрика, который испытывает эмоцию удивления.

Игра «Герой справляется со сложной ситуацией».

Для этой игры мне понадобилось две колоды карт: «Дружок» и «Я и все, все, все». Суть игры. Перед детьми вешается карточка с проблемной ситуацией. Я выбрала карточку из колоды «Дружок», на ней нарисован щенок, который не хочет есть кашу. Рядом с этой картинкой вешаются карточки из колоды «Я и все, все, все». Я взяла 15 картинок, которые мною были выбраны наугад. Далее детям предлагалось выбрать карту с понравившимся героем, и рассказать, как этот герой мог бы справиться с этой проблемной ситуацией. Дети предложили следующие варианты: герои кошки предложили разложить кашу на тарелке в форме сосиски, а зайцы в форме морковки и есть их, думая что это их любимая еда. Суть следующего варианта состояла в том, что мальчик моряк предложил представить процесс поедания каши, как поиск сокровищ, которые зарыты в земле. Идея следующего варианта заключалась в том, что девочка - сладкоежка предложила кашу представить тортиком. Ее следовало разрезать ложкой на кусочки. И есть кашу по кусочкам, так как мы едим торт. Идеи были очень интересные. В этом безусловно заслуга карт, так как в них ребенок видит тот ресурс, который помогает справится со сложной ситуацией. После того, как все дети предложили свои варианты, каждый ребенок проговорил, какой способ или способы он бы стал использовать в своей жизни.

В индивидуальной коррекционно-развивающей работе я использую и те игры и техники, которые были в групповой работе и новые техники:

• Расскажи сказку;

• Создание картин социальной ситуации ребенка;

• Один день из моей жизни;

• Жизнь страха;

• Робот – «Похожий на меня»;

• Робот «В настоящем и будущем»;

• Робот «Мое настроение»;

• Робот «Я – мамин, я –папин, я –неповторимый»;

• Робот «Портрет семьи»;

• Создание хорошего и плохого робота»;

• Очки;

• Мостик;

• Два полюса;

• Негатив на позитив

Техника «Робот в настоящем и будущем».

Инструкция к данной технике даётся в два этапа: Сначала я прошу ребёнка собрать из частей робота, который будет похож на него. Потом прошу создать робота, который был бы похож на него в будущем. Далее идет обсуждение. Вопросы могут быть следующие:

• Что ты думаешь о получившихся роботах?

• Что чувствуешь, когда смотришь на них?

• Какой робот тебе нравится больше всего? И так далее.

Приведу пример из практики. Мальчик, пусть его зовут Сережа, ему 5 лет, есть проблемы в эмоционально-волевой и коммуникативных сферах. Робот, который похож на него сейчас выглядит следующим образом: на голове много глаз, чтобы смотреть во все стороны, много рук, чтобы можно было одновременно рисовать, играть с машинками, собирать конструктор и много ног, чтобы всех быстрее бегать. Робот, который будет похож на него в будущем выглядит так: на голове наушники, с помощью них робот получает команды от человека, который создает умных роботов. Тело у робота с большими руками и ногами, чтобы ему было удобно собирать других роботов. После обсуждения выясняется, что Сереже очень нравится робот из будущего. После моих вопросов, кто или что может помощь роботу из настоящего превратиться в робота из будущего. Ребенок сам проговаривает какие шаги нужно сделать: нужно слушать, что говорит воспитатель, а не вертеть головой в разные стороны. Нужно изучать буквы и цифры чтобы стать умным. Дальше Сережа разукрасил робота и забрал его домой. Благодаря данной технике ребенок сам замотивировал себя и проговорил шаги, которые помогут ему измениться в лучшую сторону.

Техника «Мостик».

Она помогает детям найти разные способы решения проблемной ситуации. Суть ее заключается в следующем:

• Сначала просим ребенка в открытую выбрать карту, которая описывала бы проблемную ситуацию, и прокомментировать свой выбор.

• Далее ребенку нужно выбрать еще 1 карту, чтобы показать желаемый исход проблемной ситуации.

• Следующим шагом просим из колоды закрытых карт взять от 3 до 5 картинок и выложить «мостик» между двумя картами.

• Далее нужно по одной открывать закрытые карты, интерпретировать их и искать решение проблемной ситуации.

Приведу пример из практики. Мальчик, 5 лет, пусть его зовут Миша, он стеснительный и тревожный ребенок. Первую картинку он выбрал из колоды «Дружок», на ней изображена собачка, которая боится темноты. Далее Миша выбрал карту с изображением веселой и счастливой собачки, так как хочет спокойно засыпать и не боятся темноты. Потом из колоды достал три карты, которые помогли найти решения. Вот что получилось:

• Можно закрыть глаза и представить, что ты с другом запускаешь кораблики в ручей и смотришь, как они плывут;

• Можно представить, что сейчас лето и ты ешь сладкий арбуз;

• Глядя на последнюю карту ребенок придумал 2 способа разрешения проблемы: можно тихо петь любимую песню или включить любимые песни или музыкальные сказки.

• Во время обсуждения Миша сказал, что хотел бы дома попробовать каждый из придуманных им способов.

Я привела лишь немного наглядных примеров из своей коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками, используя метафорические карты. Мой трехлетний опыт работы с этой инновационной проективной методикой позволяет сделать вывод, что она даёт возможность детям старшего дошкольного возраста через игру получить решения проблемных ситуаций, оставаясь в безопасности и обретая опыт выстраивания допустимой линии поведения. Поэтому метафорические ассоциативные карты могут стать полезным и эффективным инструментом в диагностической и коррекционно-развивающей работе психологов с детьми.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Пятый день Недели психологии. Цель: развитие психических функций у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: развитие.

Использование игрового оборудования «Парашют» в работе педагога-психолога с детьми раннего возрастаИспользование игрового оборудования «Парашют» в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста В России впервые детский игровой «парашют» был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 24 апреля 2024 в 16:36
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Инна Лебедева (УИ 1012055) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД