Лучший педагог года

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ (9 фото)

Светлана Гатауллина
Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

Группа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития. Прежде всего, при выстраивании работы с детьми с ОВЗ, следует учитывать их психологические особенности.

Публикация «Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Цели и задачи, поставленные передо мной, реализуются при помощи психолого-педагогических технологий, которые представляют из себя последовательность организационных форм работы, обеспечивающих комплексное сопровождение ребёнка с ОВЗ и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс, требующий постоянного движения. Для того, что бы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху – его нужно знать и понимать. Познание ребёнка с ОВЗ, его индивидуальности, потребности, творческого потенциала – одно из главных направлений деятельности психологической службы, задачей которой является грамотная организация коррекционно-психологической помощи. Она, в свою очередь, представляет собой деятельность, направленную на формирование у ребёнка нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

В настоящее время в педагогический лексикон вошло понятие «педагогической технологии». Вопросы внедрения инновационных технологий в образовательной среде не обходят стороной и деятельность дошкольных педагогов-психологов. В данном направлении, активно внедряется широкий спектр здоровьесберегающих, коррекционно-развивающих и инновационных технологий:

Здоровьесберегающие технологии. В своей работе я использую пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, релаксацию, физминутки и динамические паузы, ароматерапию и др.). Применяю их не только с детьми с ОВЗ, но и с нормотипичными детьми на общеразвивающих занятиях.

Также применяю игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков (беседы, этюды, игры разной степени подвижности; самомассаж и точечный массаж.

Коррекционно-развивающие технологии. Мною применяются элементы сказкотерапии, арттерапии, песочной терапии, технологии музыкального воздействия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, специальные коррекционные методы.

Например, Марблс – это созданные человеком разноцветные стеклянные шарики или плоские камешки. Это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей любого возраста. Камешки «Марблс» положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка, способствуют психоэмоциональному благополучию. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей.

Фото №1 Выступление из опыта работы подготовила Гатауллина С

Музыкальная терапия. Применима в целях эффективности работы с детьми с ОВЗ с физическими, эмоциональными, коммуникативными, когнитивными и социальными потребностями. Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов,рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Кинезитерапия - дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Этот метод включает в себя: психогимнастику, ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию (вариант двигательной терапии, где все упражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей).

Рефлексотерапия- воздействие на активные точки ладоней и ступней массажными шариками Су-Джок (массажное воздействие на рецепторные точки воздействия шипованным шариком или кольцом); а также арт массаж кинетическим песком и песком в световой песочнице.

Фото №2 педагог психолог МБДОУ Детский сад Алтынчач г Фото №3 Дюртюли Республика Башкортостан

Психогимнастика - этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка с ОВЗ (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Релакс-терапия. Применяется и в качестве расслабления и отдыха детей под негромкую специально подобранную музыку.

Педагогические технологии в работе педагога-психолога:

- Рефлексивная технология - модификация рефлексивного круга, отреагирование, обсуждение, подведение итогов в завершении занятия.

- Технология коллективного творческого дела - коллажи, макеты, совместные работы.

- ИКТ (используются в методической работе педагога-психолога, мини-презентации на занятиях, в процессе коррекционно-развивающей работы.

- Элементы релаксационных методов - мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией: дыхательные упражнения, упражнения на внимание, глазодвигательные упражнения, создание визуальных образов, расслабление мышц.

- Игровая технология. Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть коррекционно-развивающего процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Многие,наверное, знакомы с игровым набором «Развивающая головоломка». Помогает изучать формы и цвета, развивать пространственное мышление, концентрацию и объем внимания, фантазию. В комплект входят 30 двусторонних карточек с заданиями, 137 геометрических элементов. Игровой набор имеет 3 уровня сложности. Можно постепенно выполнять задания, тренируя память и развивая мышление ребенка. Подходит для детей старше 3 лет. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи и когнитивную сферу ребенка.

Фото №4 Группа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна

Игра «Повтори рисунок», целью которой является тренировка концентрации внимания, сосредоточенность, усидчивость. Как правило эти стороны у детей с ОВЗ страдают чаще. Игровая деятельность ребенка включает в себя составление достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из рисунков требует повышенного внимания, т. к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий (анализ каждого элемента рисунка; правильное воспроизведение каждого элемента; удержание последовательности в течение продолжительного времени.

Фото №5 Прежде всего при выстраивании работы с детьми с ОВЗ следует учитывать их

В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил так называемый нейропсихологический подход, базирующийся на современных научных представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций, который дает возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Данный метод позволяет выявить скрытые способности ребенка и по возможности расширить границы деятельности его мозга. Главной составляющей этого метода (технологии) является кинезиология. Развитие межполушарного взаимодействия сегодня обоснованно считается основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие можно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений, способствующих активизации умственной деятельности, успокоению и релаксации, развитию мелкой моторики, памяти, внимания, сенсорики, речи, улучшению эмоционального состояния.

Фото №6 Работа психолога в ДОУ психологические особенности

У детей с ОВЗ, как правило, наблюдается несовершенство движений во всех компонентах моторики: в общей (крупной, лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов. Нарушения моторики, в свою очередь, могут создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учёбе, сверстникам, осложнить адаптацию к школьным условиям. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его высшие психические функции. Благодаря специальной серии упражнений, овладение различными движениями происходит гораздо быстрее. Это своеобразная «гимнастика мозга». С её помощью процесс обучения как детей с ОВЗ, так и сравнительно здоровых детей в условиях ДОУ становится более эффективными.

В своей практике я использую игры на развитие межполушарного взаимодействия, в ходе которых развивается координация пространственного и зрительного восприятия, ведомой и ведущей руки. При помощи таких тренировок, дети повышают уровень распределения внимания, развивают все познавательные процессы, необходимые в будущем в начальном звене школы. Если левое и правое полушария будут единовременно работать, то обучение будет легким и эффективным.

В 2020-2021 учебном году мною была разработана и составлена дополнительная образовательная общеразвивающая программа «УМНЯША», направленная на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие», предназначена она для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе путем развития межполушарных связей, познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы. Элементы данной программы взяты для индивидуальной работы с детьми с ОВЗ, которые играют немаловажную роль для полноценного развития и становления социально-успешной личности этих детей, развитие высших психических функций, зрительно-моторной координации.

Фото №7 Публикация Современные психолого педагогические технологии в работе педагога психолога с детьми с ОВЗ размещена в разделах Работа психолога в ДОУ Работа с Особыми детьми

Для успешной реализации поставленных задач занятия проходят в кабинете педагога-психолога, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям с хорошим освещением, сухим с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией; есть вся необходимая материально-техническая база.

Фото №8 Развитие личности ребенка его способностей интересов процесс требующий постоянного движения

Раннее психолого-педагогическое сопровождение, слаженная коррекционно-развивающая работа специалистов, позволяет в значительной степени нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта и скорректировать дальнейшее развитие ребёнка. Такое построение развития и воспитания с использованием конкретных современных психолого-педагогических технологий в практике не только намного облегчает труд педагога-психолога, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в работе.

Публикации по теме:

Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психологаИспользование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога «Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога» «Воде была.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУИгровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается.

Использование игрового оборудования «Парашют» в работе педагога-психолога с детьми раннего возрастаИспользование игрового оборудования «Парашют» в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста В России впервые детский игровой «парашют» был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 20:35
+240Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.

27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД