Добрынина Олеся
Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и перспективность опыта. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества-социальной, политической, культурной - не могли не повлиять на систему образования, которая определяет интеллектуальный потенциал страны в будущем и является условием ее процветания и развития. Активные инновационные процессы происходят в системе дошкольного образования, к ним относятся многочисленные организационные и существенные преобразования : обширное обновление дошкольных образовательных программ и внедрение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Публикация «Применение метода „интеллект-карт“ в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
Отличительной особенностью ФГОС являются изменения в организации учебной деятельности учащихся, при которых под контролем учителя увеличивается доля их самостоятельности.
Учитель выступает организатором, источником информации, советчиком и помощником, при этом ученики займут позицию ответственной и творческой личности, направленную на приобретение познавательного опыта.
Значение для совершенствования учебно – воспитательного процесса. Образовательный центр не должен быть простой источником обучения и воспитания. Она должна быть направлена на формирование личности ребёнка, формирования ключевых компетенций, определяющие современное образование. Поскольку систематический подход сменяется знаниям, нужно задуматься не только о том, чтобы дать ребенку знания, но и научить их добывать, применять, обеспечивать его общий культурный, личностный и познавательный рост, обеспечивать такие важные навыки, как знание. Поиск такой формы обучения приводил к мысли о том, что образовательное обучение должен быть как словесно, так наглядно, так и практично. Такие требования соответствуют методу использования интеллектуальных карт, эта технология соответствует современной тенденции развития школы.
Условие формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения и становления опыта. Работая со своими детьми, испытывая проблемы с их обучением, приходится находить дополнительные средства, которые облегчают, систематизируют и направляют процесс усвоения знаний детьми.
Интеллектуальная карта является уникальным и простым методом памяти информации, благодаря которому развиваются и творческие и речи детей, активируется мышление.
Создание интеллект-карты – необычное занятие, имеющее много общего со игровым, но является эффективным способом работать с информацией и универсальным: составление интеллект-карт можно на самых разных темах. Сам процесс разработки карты интеллекта стимулирует творческое творчество учащихся, так как ее создание активно участвует и правый, и левый полушария мозга, что не происходит в процессе работы с готовой схемой. Важно заметить, что интеллектуальная карта - это прежде во всём техника мышления и не способ фиксирования результата, то есть главное процесс обретения нового знаний. Составление карты интеллекта может быть названо визуализировать мышление.
С помощью интеллект – карты решаются следующие задачи:
развитие быстрого восприятия и запоминания,
повышение мотивации,
грамотное планирование решения задачи,
формирует упорядочение мыслей,
рост достижение успеха,
экономия времени.
Решая данные задачи мы обеспечиваем целостность усвоения детьми тех или иных знаний.
Теоретическая база опыта. Использование интеллект-карт позволяет раскрывать полноту выбранного вопроса и решать стоящие задачи педагога, например :
повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, конкурентоспособность их в образовательном процессе;
развить коммуникативные и творческие способности в процессе их учебно-познавательной деятельности;
скорректировать знания;
активизировать самостоятельную деятельность воспитанников.
выявить причины затруднений
изучить личность
Преимущества метода интеллект-карт :
Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно.
Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллект-карте, легко запоминается.
Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.
Креативность. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
Последовательность использования элементов данной технологии заключается в трех основных принципах:
«Принимай» – Сначала нужно изучать все стороны интеллектуального интеллекта – карт, правил и их создания, анализировать объект, чтобы выделить их связь, рассуждения и последствия.
«Применяй» – Начните их применять, составьте как можно большие карты интеллекта в разных сферах : обучении, памяти, презентаций, мозгового штурма, решения.
«Приспосабливай» – Пропусти эту технику, адаптируйте себя, выберите свой стиль, совершенствуйте свои навыки и умения.
Интеллект - карты составлять можно индивидуально или коллективно: в группе, команде, семье и по различным темам и задачам. Пересмотр интеллектуальных карт через какое-то время помогает в целом усвоить картинку, запоминать ее и увидеть в ней новые аспекты информации.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. Основная цель выбора используемой технологии состоит в том, что я заинтересовался проблемой применения метода интеллект-карт на занятиях для дошкольников, я подумал, как делать этот метод доступным для дошкольников, как ввести элементы его в жизнь в рамках воспитательной программы. Но прежде детей нужно познакомить с правилами составления интеллект – карт. Интеллектуальная карта должна удовлетворять определенные требования, а то она будет выглядеть как текст с картинкой и чуть структурированной.
Составление интеллект - карты требует соблюдения определё нных правил:
1. Интеллект - карты удобнее создавать на бумаге формата А4 (не большой, не маленький).
• Располагают лист горизонтально, лучше использовать белую бумагу.
• От центрального образа рисуем "отростки" первого уровня которые и будут раскрывать главную идею.
• Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями.
• Наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви должны быть изогнутыми, похожими на ветви дерева.
2. Лучше использовать одно слово на каждой линии. Это открывает возможности для ассоциации, идей и мысли. Слова подобраны таким образом, чтобы увидеть их, можно было вспомнить все картины в целом. Лучше использовать буквы печатные: поэтому читать их легче, а 3D-образные привлекают внимания.
3. Линия смысла и логики изображены в виде ветв : чем больше линии к центральному образу, тем толще она. Длина строк равна длине слов или размеру изображения. С помощью стрелок мы показываем значение, последовательность, связь одного блока информации с другом и указываем связь между ними.
4. Дизайн карты должен быть выработан своим. Может быть и нестандартными, и юморными. Главное, чтобы карту интеллекта любил сам автор.
5. Используйте картинки в любом месте, динамично и трехмерно - лучше запомните. Общепринятый или собственный символ привлекает внимание, говорящая картинка вызывает эмоции, запоминается лучше. Основная идея - объемная и не более трех цветов
6. Применение кодов : используется для получения информации, рисуется красным и зеленым, можно использовать как обычные, так их придумывать.
7. Структура интеллект - карты может быть
8. Разнообразие интеллект - карты предполагает использование различных по виду картинок, размеры шрифта, цвета, линий, потому что однообразие неинтересно и не привлекает внимание
9. Использовать разнообразные цвета и текстовыделитель.
Следуя этому правилу построения интеллект-карт, мы можем решить поставленные задачи и идти к ожидаемым результатам.