МААМ-картинки

Применение метода релятивной относительной сольмизации в работе с детьми дошкольного возраста

Мила Коровянская
Применение метода релятивной относительной сольмизации в работе с детьми дошкольного возраста

I Музыкальное воспитание приобретает в настоящее время все большее значение. Основной задачей педагога является воспитание всесторонне развитой, гармонично образованной личности. Условием глубокого эстетического воспитания, формирования музыкальных вкусов подрастающего поколения является его музыкальная грамотность. В связи с этим важнейшим моментом является разработка и внедрение научно-обоснованной, проверенной на практике единой методики воспитания музыкального слуха, объединяющей все звенья музыкального воспитания, начиная с детских садов и общеобразовательных школ, кончая пединститутами, музыкальными училищами и консерваториями. Создание такой методики требует огромного анализа а) музыкально-теоретических предпосылок, б) истории, в) современной практики воспитания музыкального слуха.

Публикация «Применение метода релятивной относительной сольмизации в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Настоящее методическое пособие помогает применить метод относительной сольмизации в работе с детьми дошкольного возраста для формирования ладового чувства и точного интонирования при исполнении вокальных произведений.

Для того, чтобы понять как возник этот метод нужно углубиться в историю методов абсолютной и относительной сольмизации.

II Слово «сольмизация» (итал. solmisazione) произошло от названий музыкальных звуков соль и ми. Музыкальный энциклопедический словарь даё т два значения этого слова: 1) «пение мелодий с произнесением названий звуков, один из приёмов музыкального обучения»; 2) «ритмизованное чтение нот без интонирования». В дальнейшем изложении этот термин будет использоваться в первом значении. Различают два вида сольмизации - относительную и абсолютную. При относительной сольмизации за каждой ступенью звукоряда закрепляется определенное название, независимо от абсолютной высоты. Абсолютная сольмизация - это пение мелодий с названием абсолютной высоты звуков. В историческом процессе развития музыкального искусства во все времена системы сольмизации были связаны с различными системами нотации. Воспитательное значение музыки издревле осознавалось многими народами мира. В римской школе можно заметить следы определенной методики музыкального воспитания: сначала мелодии разучивались по слуху, потом исполнялись в сопровождении музыкального инструмента и, наконец, пелись с текстом Нотное письмо возникло еще в Древней Греции - это был древнейший способ фиксации звука. Для этой цели были использованы буквы греческого алфавита, писавшиеся в различных положениях. Фиксировалась только высота, длительность же зависела от ударяемых и неударяемых слогов поэтического текста. Первые нотные записи были относительными, обозначали не абсолютную высоту звуков, а отношение между звуками в различных попевках, исполняемых на различной высоте. Подобное музыкальное письмо имело место в Древнем Китае, Греции, Индии. В Европе для записи вокальной музыки до Х в. служили известные с давних времен невмы. В России также существовала подобная запись и пение по крюкам - своеобразная относительная система нотации. Невмы или крюки записывались над словесным текстом и служили певцам напоминанием уже знакомых мелодий.

Истоки современной нотации тесно связаны с реформой нотного письма итальянского музыканта и педагога Гвидо Аретинского. В результате его исторической реформы появился точный и удобный способ записи звуков при помощи нотоносца и букв, обозначающих высотное значение нотных линеек.

Эту Систему развивали многие музыковеды и в 19 веке. Английким музыкантом Джоном Кёрвеном были придуманы ручные знаки для обозначения тяготения каждой ладовой ступени в тональности. К наиболее интересным и ценным средствам относятся, введенные Кервеном ручные знаки, обозначающие ладовые ступени. в условные знаки, т. е. ассоциации приобретают вид условных Знаки устойчивых ступеней выражают их характер: «прочное» до изображает кисть, сжатая в кулак; «спокойное» ми - как бы парящая ладонью вниз рука; «яркое» со - открытая широким жестом ладонь, большим пальцем вверх. Знаки неустойчивых ступеней показывают направление тяготений: ти - указательный палец, направленный вверх, фа - тот же палец, направленный вниз, ля - расслабленно висящая кисть, ре - плоская ладонь с направленными вверх кончиками пальцев и опущенным вниз запястьем (II ступень тяготеет как вверх, так и вниз). Ручные знаки выполняются на разной высоте, показывая относительную высоту звуков и мелодическое движение. Они предназначены не только для учителя, но и для детей, которые поют ступени, одновременно показывая их. По руке можно петь звуки, мотивы, фразы. Со временем ручные знаки теряют свое первоначальное эмоциональное содержание и превращаются рефлексов.

Выдающийся музыкальный педагог, композитор и фольклорист З. Кодай считал, что основой детского музыкального воспитания должна быть народная песня, а необходимым методом - ладовая (относительная) сольмизация.

Сторонники ладовой сольмизации в России Котляревская и Крафт заимствовали ладовые слоги, изменив названия III и V ступеней мажорной диатоники соответственно на ви и зо, с тем, чтобы они не напоминали абсолютной высоты звуков.

Таким образом получился относительный мажорный звукоряд, в котором можно назвать и показать тяготение или устойчивость каждой ступени ручным знаком. Для лучшего понимания этой системы мы представили каждую ступень мажорного звукоряда ребёнком и каждому дали своё имя.

Но-I - Нона

Ле-II- Лена

Ви-III-Витя

Та-IV-Таня

Зо- V-Зоя

Ра-VI- Рая

Би-VII-Биана

В 1989 было издано методическое пособие старшего преподаватель музыкально-педагогического факультета Краснодарского Государственного Института Культуры Е. А. Личман «Применение относительной сольмизации в условиях урока музыки по Программе Д. Б Кабалевского», в которой такой звукоряд был взят за основу обучения.

Я 32 года работаю с детьми и в вокально хоровой работе часто использую приемы обучения интонированию по средствам Относительной сольмизации. В данной статье, я поделюсь опытом работы и методами применения относительной сольмизации с детьми дошкольного возраста.

Актуальность темы обусловлена постоянным интересом современных музыкальных к воспитанию гармоничной, творческой и интеллектуальной личности, обладающей высокими духовно-нравственными качествами в процессе коллективной музыкально-исполнительской деятельности

-Такая система ручных знаков-символов даёт ребёнку наглядные зрительно - двигательные представления о взаимоотношениях ступеней, в ладу и помогает ему сосредоточиться на каждом звуке. А в процессе работы появляется такая закономерность, что чем точнее показывает ученик высоту звука рукой, тем чище он этот звук интонирует.

-Развитие у детей ладовых звуко-высотных представлений решается в ходе всей образовательной деятельности в различных видах музыкальной деятельности, однако в основе такого комплексного подхода лежит определённая система подбора ладовых попевок.

- Положительным в методе относительной сольмизации является также последовательное освоение ладовых закономерностей и максимальная возможность постепенного расширения диапазона детского голоса. Это даёт возможность ребёнку интонационно закрепить каждый звук. Причём каждая интонация, каждая ступень закрепляется довольно долго.

-Хочется отметить ещё одну положительную сторону релятивной системы. Она дает возможность ребёнку свободно импровизировать. Как писал Д. Б. Кабалевский: "Собственно творческую деятельность учащихся (сочинения музыки, импровизацию, тяготение к которой, хотя бы и в самых наивных формах, заметно у большого числа детей в раннем возрасте, насколько это возможно, желательно развивать и в школе. А занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первая - выработка интонационного и ладового слуха, вторая - развитие творческой фантазии". Хочу добавить, что в импровизации, то есть во время творческой фантазии ребёнка, проявляется его неподдельный интерес к тому, что он делает. А в освоении такого сложного навыка, как исправление интонации, - интерес ребёнка и его внимание очень важны. То есть без заинтересованности ребёнка, без его творческой активности ничего не получится.

Задачи музыкального образования в ДОУ широки и многообразны. Для их решения музыкальному руководителю приходится тщательно продумывать содержание каждого занятия. И при этом не забывать о том, что образовательная деятельность музыка - это урок искусства, а "музыка, - как говорил Д. Б. Кабалевский, - не простое развлечение, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого дошкольника". Поэтому музыкальная образовательная деятельность должен быть живой и эмоционально насыщенной.

Как же сделать так чтобы, с одной стороны, образовательная деятельность была интересной и увлекательной, а с другой стороны, дети получали определённые навыки? Навык чистого интонирования является одним из самых сложных. Трудно ответить на вопрос почему большинство детей, приходящих в Д. О. У. фальшиво поют. Про таких детей ещё говорят, что им "слон на ухо наступил". Причины такого нарушения координации между слухом и голосом могут быть самыми разными. Это и отсутствие определенных певческих навыков, и чисто психологические: неуверенность в себе, зажатость, различные страхи.

Как же помочь ребёнку обрести свой чистый красивый голос? А я уверенна, что каждый человек обладает своим неповторимым голосом и может красиво петь. Ведь если не устранить этот изъян в детстве, то есть не научить ребёнка петь чистым красивым звуком, это неумение, к сожалению, остаётся на всю жизнь. И сколько раз мне приходилось видеть взрослых людей, которые хотят петь, но не могут, так как понимают, что поют фальшиво и чувствуют при этом себя ущербно.

Проблема формирования ладового чувства детей, их умения чисто интонировать, актуальна до сих пор в современной музыкальной педагогике. Примерно треть, а иногда и две трети детей старшего дошкольного возраста интонируют недостаточно хорошо. Я бы условно разделила их на 4 группы:

Первая группа - дети с устойчивой чистой интонацией.

Это основа любого хорового коллектива, а мы стремимся к тому, чтобы каждая группа детского сада стала хором. Обычно таких детей в группе 5-10%.

Вторая группа - это дети с неустойчивой чистой интонацией.

Такие дети могут чисто петь, но им нужна опора. Таких детей в группе 20-30%.

Третья группа - дети с неустойчивой интонацией, но они поддаются корректировки. Таких детей в группе 20-40%

Четвёртая группа - это дети, которые поют на одном звуке и с трудом поддаются корректировки. Таких детей обычно называют "гудошниками". Их 10-20%.

Именно дети 4 группы требуют к себе самого пристального внимания, так как их фальшивое пение портит звучание всего хора.

Как же это воплощается на практике применение релятивной относительной сольмизации?

Очень просто. Уже на первых двух освоенных ступенях (зо-ви) ребёнок может импровизировать. Я даю ему возможность попробовать себя в роли дирижера, сочинить свою песню на 2 звуках и повторить её с хором. Это нетрудное задание детям очень нравится, но сочинять на этих двух звуках можно лишь тогда, когда они хорошо усвоены.

А принцип освоения каждой ступени такой - сначала разучивание народной попевки, затем перенос её на ручные символы-жесты.

Примерный план освоения ступеней лада.

1 год обучения (старшая группа)

На первом году обучения дети проходят 3 ступени (зо, ви, ра). Эти ступени наиболее удобны для детского диапазона. Но сначала дети разучивают песенки-попевки. Разучивая с детьми попевку, нельзя забывать о художественно-эстетической стороне этой работы. Попевка будет лучше исполнена, если она понравится детям. Поэтому короткая, но интересная беседа о песенке оживляет её разучивание. Ребята должны осознавать связь мелодии с содержанием песни и исполнять каждую попевку в своём характере, чего я и добиваюсь при разучивании каждой песенки.

Сначала дети осваивают пятую ступень (зо). Пример :

"Андрей- воробей "

"Сидит ворон "

"Барашечка"

После пятой ступени дети осваивают третью (ви) ступень. И поют попевки на малую терцию, что характерно для русской народной песни. Пример :

"Солнышко"

"Два кота"

"Дождик"

"Верблюд"

Далее дети осваивают шестую ступень (ра) и поют сначало на двух звуках (зо - ра, а затем на 3 звуках (зо-ви-ра).

На 3 звуках Пример :

"Уж как шла лиса" (зо-ра)

«Дождик»

"Киска"

«Загадка»

Короткие песенки попевки дают возможность музыкальному руководителю на каждом занятии опросить практически всю группу, то есть осуществить индивидуальный подход к каждому воспитаннику. А это очень важно на 1 году обучения, так как нужно кого-то похвалить, поддержать, направить в нужное русло. Такой индивидуальный опрос нужно делать на каждой ОД. Особенно в этом контроле нуждаются дети с неустойчивой интонацией.

Итог.

В конце 1 года обучения почти все дети чисто интонируют на 3 звуках. У детей устойчивая интонация. В 4 группе у половины детей положительный результат в каждом классе остаются, как правило 2-3 человека, поющих на 1 звуке. Дети свободно импровизируют на 3 звуках.

2 год обучения (подготовительная к школе группа)

Освоения ступеней в следующей последовательности:

Но, та, ле, би, но - верхняя.

1. Освоение нижней первой ступени но, пение на 2 звуках. "Кудахчут куры"

Пение на 3 звуках: зо-ви-но "Я пою"

"Вверх-вниз"

"Бубенчики"

3. Пение на 4 звуках: зо-ви-но-ра "Новый дом"

4. Освоение четвё ртой ступени: пение на 2 звуках: зо-та.

пение на 3 звуках: зо-та-ви

"Горелки"

"Приди - приди солнышко"

«Дождик»

«Серые гуси»

5. Пение на 3 звуках: ра-та-зо

Освоение второй ступени (ле)

Пение на 3 звуках. "Ой, звоны звонят"

"Дождик"

"Зайчик"

"Семейка"

6. Пение на 4 звуках. "Во поле берёза стояло"

"Поросята"

"Лиса"

"Считалочка"

7. Пение на 5 звуках. "Скачет зайка"

8. Пение на 6 звуках. "Кукушка"

"Знают мамы"

«Во кузнице»

«Блины»

9. Освоение седьмой ступени (би).

Пение на 4 звуках. "Василёк"

"Лошадка"

"Как под горкой"

"Колыбельная"

"Как под наши ворота"

10. Пение на 7 звуках. "Ступеньки".

Итог.

В конце 2-го года обучения дети свободно поют на всех ступенях. Дети 3-й группы переходят во 2 группу. Из 4й группы одни дети переходят во 2-ю, другие в 3-ю. Практически все дети чисто интонируют, за исключением одного-двух человек у которых нарушение координации между слухом и голосом связано часто с физиологическим строением. Дети свободно импровизируют на всех ступенях лада.

4.1. Цель и задачи.

«Важность чистого интонационного строя при пении», «Формирование ладового чувства у детей», - основные темы, которые актуальны до сих пор в современной музыкальной дошкольной педагогике. Научить детей чисто интонировать – одна из важных задач, которая решается на музыкальной О. Д в детском саду. Коллективная форма певческого исполнительства обладает большими музыкальными возможностями. Это развитие музыкальных способностей, формирование вокально-хоровых навыков, подготовка детей к выступлениям на праздниках.

.

Методический пособие по теме «"Применение метода релятивной относительной сольмизации в работе с детьми дошкольного возраста» решает следующие цели и задачи:

- формирование у ребенка устойчивого интереса и любви к хоровому творчеству;

- формирование основ ладового интонирования и способности к организации своей деятельности в процессе освоения музыкальной певческой культуры;

- активное освоение творческих действий, навыков самоконтроля, элементов теоретического мышления, культуры поведения и речи;

- развитие художественно-образного, эмоционально-ценностного восприятия и исполнения произведений музыкального искусства;

- освоение навыков восприятия музыкальной речи, накопление слухового опыта, развитие ассоциативно-образного мышления;

- овладение практическими умениями и навыками коллективной исполнительской деятельности: хоровой и инструментальной;

- развитие музыкальных способностей, создание условий для самовыражения в любом виде музыкальной или творческой деятельности;

- приобретение базовых знаний по релятивной системе, необходимых для работы над чистым интонированием ступеней лада.

В этом разделе я покажу наглядные пособия,разработанные мной для занятий с дошкольниками по релятивной системе относительной сольмизации. Сначала я рассказываю детям о ребятах, которые очень любят петь. У них есть любимые звуки. Они любят исполнять свои звуки и показывать их рукой. любить петь свой звук и показывает его рукой. Каждый ребенок любит одеваться в свой цвет.

Нона - черный

Лена- желтый

Витя -синий

Таня -Коричневый

Зоя- красный

Рая -зеленый

Биана – фиолетовый.

Таким образом дети, в процессе изучения ступеней звукоряда, соотносят высоту звука и цвет. Это потом поможет им в чтении попевок. Обратите внимание, что рядом с портретом ребенка мы изображаем кружок соответствующего цвета, чтобы потом при чтении попевки дети точно узнавали детей-(ступеньки звукоряда) по цвету.

Далее представлены сами попевки, нарисованные с использованием соответствующих цветов. Эти изображения дают возможность интонировать как в абсолютной системе звукоряда. Так и в относительной релятивной системе.

Музыкальный руководитель. глядя на эту попевку сыграть или ее в соответствующей тональности и звуко-высотности. Ребенок, который усвоил интонацию (например Зо-Ви) может петь эту интонацию от разных нот в разных тональностях. Нужно дать ему высоту первого звука и он сам найдет второй.

Кроме этого каждый ребенок показывает свой ручной знак и дети сразу привыкают изображать каждый звук рукой, что помогает развитию мышления, памяти и звуко-высотного слуха.

Пример записи попевки при помощи разноцветных кружков, асоциирующихся у дошкольников с детьми -звуками. По таким карточкам попевкам дети могут исполнять попевку с ручными знаками. Цвет звука дает возможность вспомнить ребёнку его высоту и спеть его. Получается игра «Узнай звук по цвету». Ребёнок не только узнает в разноцветных кружках Зою, Витю, Таню, он вспоминает как звучит каждый цвет и может показать звук ручным знаком. На начальном этапе мы не акцентируем внимание на длительности исполнения, все внимание к высоте звука. Когда интонация выучена, мы обращаем внимание на длительности. Долгие -та I и короткие – ти-ти П. Сначало дети выучивают попевку на слух со словами, потом рассматривают карточку и находят Зою, Витю и Таню. Затем они исполняют попевку с ручными знаками и названиями звуков. Последним шагом будет исполнение ритма попевки.

Таким образом ребёнок выучивает сначала песенку, а потом разбирает ее,как конструктор и после этого может исполнить ее от разных нот. Интонация всё равно будет точной в какой бы тональности не исполнялась попевка. Ребёнок уже освоил эту интонацию в дальнейшем сможет использовать её для своих импровизаций.

Такие попевки можно выкладывать на фланелеграф с нотным станом без скрипичного ключа и ритма, использую текст и комбинацию звуков. Такие игры очень нравятся детям. Позже, изучив базовые комбинации. Зо-Ви или Зо-Та-Ви или Зо-Ра-Ви, можно импровизировать и придумывать свои мелодии из этих звуков.

Система релятивной сольмизации с применением ручных знаков при работе с дошкольниками даёт более быстрые результаты в формировании музыкального ладового чувства и ладового мышления, а также слуховых представлений у детей. Многие преподаватели считают, что внешний эстетический эффект пения при работе по данному методу может казаться скромным. Но, задача метода состоит в том, чтобы заложить основы для длительного и постепенного роста учащихся, терпеливо сумевших преодолеть первоначальные трудности в развитии музыкального слуха. Принципиально важным с самого начала занятий по развитию музыкального слуха заложить в сознание детей, которые окунулись в мир звуков, ряд относительно простых ладовых структур, которые в последствии могут быть легко перенесены на другую высоту.

Дети в старшей группе уже с первого занятия начинают чисто интонировать и в последствии легко овладевают исполнением любых мелодий в самые короткие сроки. Это даёт возможность музыкальному руководителю разнообразить концертный репертуар и выбирать в репертуарный план высокохудожественные сложные произведения, тем самым расширяя музыкальный кругозор учащихся и воспитывая их музыкальный слух. Ручные знаки в системе релятивной сольмизации при работе с дошкольниками являются эффективным инструментом музыкального обучения, так как визуально усиливают ощущение высоких и низких звуков, а также интервальных отношений между спетыми звуками.

Главным видом деятельности дошкольников является игра. Этот метод даёт возможность музыкальному руководителю через простые игровые моменты развить вокальные способности детей, научить правильно интонировать ступени мажорного звукоряда. Различая детей- ступени наши дошколята не просто играют с ними, но познают основы музыкальной грамотности и интонирования легко и свободно.

Детям интересно на занятиях, а это одна из основ педагогического приема – заинтересованность и легкость в обучении.

Публикации по теме:

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности» Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности»Методом моделирования.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольниковПрименение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность.

Нейроигры в работе с детьми старшего дошкольного возрастаНейроигры в работе с детьми старшего дошкольного возраста В последние несколько лет тема развития мешполушарных связей у детей посредством разнообразных движений стала актуальной. Причин этому много.

Применение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаПрименение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Применение «Лого-робот пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Детский сад расширяет возможности каждого ребенка.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Применение метода релятивной относительной сольмизации в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 10 октября 2022 в 16:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД