МААМ-картинки

Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ

Сухорукова Анастасия Владимировна
Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ

Реалии сегодняшнего времени таковы, что участились отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей. И эта тенденция постепенно приобретает все более выраженный и устойчивый характер. Как следствие этого сегодня мы видим огромный рост детей с так называемыми трудностями обучения.

Среди них часто можно наблюдать детей очень подвижных, не умеющих сидеть на месте во время занятий, слушать педагога и выполнять его инструкции, с быстрой отвлекаемостью и беспокойством поведения. Такой ребенок не может запомнить пошаговую инструкцию педагога и поэтому не может выполнить рекомендуемое задание, теряет интерес и начинает заниматься посторонними делами. Такие дети моторно неловки, слабо координированы. При выполнении какого-либо задания на координацию им свойственна беспорядочность, неточность, размытость выполняемых движений.

Публикация «Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ» размещена в разделах

Я предлагаю Вашему вниманию опыт моей работы с ребенком у которого стоит диагноз СДВГ.

При организации коррекционно-развивающей работы как достаточно весемое дополнение я использовала нейропсихологическую коррекцию. Хочу обратить ваше внимание методы применяемые в нейропсихологической коррекции. Ознакомившись с ними мы увидим, что достаточно значимая их часть включает в себя элементы кинезиологии. Для сравнения давайте рассмотрим основные задачи решаемые в рамках этих направлений.

В нейропсихологии :

• развитие ВПФ.

• обеспечение и регуляция энергетического базиса, на котором строится психическое развитие,

• нормализация процессов сенсорной обработки информации, развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия.

• обеспечение регуляции, программирования и контроля над протеканием психической деятельности.

• обеспечение качественного, процессуального анализа симптомокомплекса, что очень важно при диагностике и коррекции.

В кинезиологии :

• Образовательная кинезиология, «Гимнастика мозга», сенсорная интеграция – все это методы использующие движения, это динамические упражнения, которые приводят к улучшению двигательных функций и визуально-двигательных навыков. Это конкретные упражнения, участие в которых ребенка ведет к улучшению функционирования центральной нервной системы, и это позволяет приобрести новые навыки, которые до сих пор были ущербны.

Таким образом, мы приходим к рассмотрению кинезиологии, как к одной из составляющий нейропсихологической коррекции.

Для лучшего понимания направлений работы, рассмотрим представление о 3 компонентной структуре симптомокомплекса в нейропсихологии.

• Первичный дефект – нарушение функции непосредственно связанное с пострадавшим участком мозга.

• Вторичный дефект – системное следствие первичного.

• Третичный дефект – компенсаторные перестройки (позитивные и негативные).

В соответствии с этим подходом симптомокомплекс при СДВГ, в рассматриваемом нами случае, будет выглядеть следующим образом :

1. Недоразвитие функций префронтальной зоны коры головного мозга - трудности вхождения в задание, ориентировки, планирования, концентрации, удержание программы.

2. Трудности с заданиями перцептивного, гностического, мнестического характера из-за невнимательности, инертности.

3. Нарушения поведения – роль шута для мальчиков, уход в мир грез, «витание в облаках» для девочек.

Не менее важно рассмотреть представления о 3 функциональных блоках мозга, обеспечивающих функционирование ВПФ на разных организационных уровнях.

I блок регуляции тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации)

II блок приема, переработки и хранения информации (операциональный)

III блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации)

Работа этих блоков, идет в тесном взаимодействии и взаимовлиянии, несмотря на то, что у нас первичный дефект идет от поражения образований относящихся к III блоку, как мы видели в картине симптомокомплекса, вторично страдают образования всех 3 блоков.

Согласно этой концепции нам необходимо работать не только в рамках коррекции и абилитации образований III блока мозга- навыков внимания как таковых, или самоконтроля, основ программирования своей деятельности и т. д. Помимо этого, нам нужно развивать основные сенсомоторные навыки, мнестическую деятельность – тогда мы направляем работу на II блок мозга. И конечно же на базовом уровне нам нужно нормализовать работу образований I блока мозга оказывающую активизирующие и тонизирующие влияния на работу всех ВПФ.

Получились следующие направления коррекционно-развивающей работы :

-Развитие межполушарного взаимодействия (реципрокные движения («Прыжки на месте с одновременными движениями», «Я хороший», «Топор-пила», перенос поз, визуализация («Визуализация Водопада», «Воспроизведение ощущений» и т. д.).

-Модально-неспецифические (дыхательные упражнения («Ветер», «Шарик», «Вни-и-и-и-з», растяжки («Солнышко», «Струнка», «Кобра», релаксация («Игра с песком», «Выключалочка», массаж и самомассаж, развитие чувства ритма( «Отработка ритмов»).

-Модально-специфические (развитие зрительного, аудиального, тактильного гнозиса).

-Кинетический (развитие динамических процессов) и кинестетический (вестибулярно-моторные («Упражнения на мячах», «Прыжочки», «Цифры», «Слепой мешочек»)и сенсомоторные взаимодействия(«Восьмерки», «Крылья»).

- Произвольность и непроизвольность регуляции, самоконтроля, элиминации агрессивности – примеры упражнений (кричалки-шепталки-молчалки, «Говори», «Каратист» и т. д.).

- Сукцессивность и симультанность организации ВПФ.

Подводя итоги, следует отметить, что необходимо учитывать весь спектр методов психокоррекции, включающий в себя своевременную диагностику, зачастую и медикаментозное лечение, регулярная работа с родителями и работа самих родителей с ребенком дома, все это помогает решать проблему СДВГ, компенсировать нарушения центральной нервной системы и головного мозга, что дает возможность для полноценной адаптации ребенка в социуме.

Безусловно элементы кинезиологии и нейропсихологии могут стать весьма эффективными составляющими в комплексе психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Применение дидактической игры и игрушек самоделок в коррекционной работе с детьми На логопункте нашего учреждении корекционная работа с детьми осуществляется путём целенаправленной работы по преодолению фонетического и.

Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми по развитию речи «Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми по развитию речи» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя» В. А. Сухомлинский Актуальность Почему моим выбором стали здоровьесберегающие технологии?.

Содержание форм и методов в работе с детьми по экономическому воспитанию «Содержание форм и методов в работе с детьми по экономическому воспитанию» В. В. Попова старший воспитатель Экономическое воспитание личности.

Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится.

Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста Доклад на тему: «Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста» Способность к изобразительной.

Использование элементов кинезиологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ «Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и.

Применение интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста Время информационных технологий в котором мы живем, вынуждает нас педагогов, все больше задумываться о том, как помочь нашим детям охватить.

Применение Лего в коррекционной логопедической работе Применение ЛЕГО в коррекционной логопедической работе. Исследования состояния звукопроизношения детей с ОВЗ старшей и подготовительной.

Применение визуального расписания в работе логопеда с детьми с РАСПрименение визуального расписания в работе логопеда с детьми с РАС Для большинства детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) сильная сторона – хорошее понимание визуальной информации, т. е. дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ
Опубликовано: 9 ноября 2018 в 12:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД