Лучший педагог года

Применение шахматно-математических логических головоломок, литературно-шахматных затей при обучении игре в шахматы

Редрова Анна
Применение шахматно-математических логических головоломок, литературно-шахматных затей при обучении игре в шахматы

Для результативного обучения игре в шахматы, важно не только использование качественного УМК, но и применение целого арсенала эффективных методических приёмов. Среди них – применение дидактических шахматных загадок, сказок и викторин. Чем меньше возраст детей, тем большую часть времени должно занимать использование шахматных сказок, в которых растворен учебный материал.

Публикация «Применение шахматно-математических логических головоломок, литературно-шахматных затей при обучении игре в шахматы» размещена в разделах

Сама по себе игра в шахматы не может обеспечить мотивацию 100% детей. Далеко не все дети сразу же способны оценить красоту игры в шахматы, так как эта красота носит скрытый от непосвященного взгляда характер. В связи с чем, не у всех детей шахматы сразу же могут захватить область эмоций. Поэтому важно опираться на одновременное погружение в мир шахматной загадки или сказки, ребенок должен сопереживать герою этой сказки и вместе с ним решать шахматные задания.

Какой бы материал не предлагался детям, он должен затрагивать эмоциональную сферу. Поскольку написано немало книг, посвящённых разнообразным буквенно-словарным, литературным, логопедическим, логическим, математическим и прочими затеям, мы постарались преломить их и к шахматам. Для этого используются как известные приёмы (но начинённые шахматным содержанием, так и относительно новые. Вот некоторые из них:

Приё м первый: Разгадывание шахматных загадок с любимыми литературными героями. Например : "Догадайтесь, о ком здесь идёт речь".

Я коротышка, со мною сыграй-ка,

Без шахмат скучаю, узнали? … Незнайка

Ферзя я люблю

И храню под подушкой

Привет от Ванюшки

Царевна …. Лягушка

Приё м второй: Применение загадок-обманок

Знает любой в нашей квартире: Ферзей на доске ровно … четыре.

(2) Буквой Г лишь ходит браво, и налево, направо.

Ту фигуру знаю я. Как зовут её?. ладья (конь)

Приё м третий: Использование "наобороток". Это новый вид занимательных заданий.

Инструкция для детей: "Ребята, представьте, что вы попали на странную планету, которая называется "Планета Наоборот". Те ответы, которые на Земле неправильны, – здесь считаются верными. Начнём игру".

На шахматных клетках-полях можно встретить: слона, крокодила или коня?

Прием четвертый: «Эхо-загадки". Ответ спрятан в конце самой загадки:1. Кто сидит у окошка? 2. Кто любимец королев? 3. Кто плавает в пруду за лесом? 4. Что побило виноград?

"Эхо-загадки" с именами мальчиков и девочек: 1. Кто читает книгу про Гулливера? 2. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра? 3. Кто морщится от запаха бензина? 4. Кто родился первого июля?

Прием пятый: "Ассоциативный ряд". Каким животным подходят такие имена: 1. Со Мной Сумка. 2. Длинношей. 3. Горжусь Хвостом. 4. Панцирка. 5. За Щекой Всё Храню.

Прием шестой: «Литературные викторины» Вспомните недостающие имена – самых известных литературных героев. Домовёнок. (Кузька). Мумий. (Тролль) Папа. (Карло) Дед. (Мороз) Баба. (Яга) Старик. (Хоттабыч) Старуха. (Шапокляк) Госпожа. (Метелица) Дядя. (Стёпа, Фёдор) Мальчик. (С-Пальчик)

Ключевое место занимает головоломка XXI века : Судоку.

Слово "судоку" японского происхождения: "су" означает "цифра", "доку" – "стоящая отдельно". Судоку не является оригинальной головоломкой, а представляет собой усложнённую модификацию латинских квадратов, изобретённых выдающимся швейцарским математиком Леонардом Эйлером (1707-1783) в конце XVIII века.

Какуро для детей. Для начала XXI века характерен повышенный интерес человечества к логико-математическим головоломкам. Совсем недавно почти все континенты и страны завоевала судоку, а теперь уже в моде какуро – суперновая игра-головоломка. Название её произошло от японского сокращения kasan kurosu ("перекрестное сложение").

Судоку, и какуро смогла покорить весь мир.

Представляем вашему вниманию известные приёмы (но начинённые шахматным содержанием, такие как:

- шахматные загадки

-ребусы

-олимпиадные задания

-шахматные задачи

-шахматные вопросы

-шахматные задания

И многое другое.

Использование подобного рода методик и приемов при обучении игре в шахматы обуславливает развитие и рост интеллектуальных способностей детей, так как шахматы представляют собой уникальный тандем приятного времяпровождения и развития умственных способностей.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Знакомство с шахматной доской» по теме «Шахматы» на основе шахматно-задачной технологии И. Г. Сухина Цель: дать представление детям о шахматной доске, познакомить с волшебным миром шахмат. Задачи: развивать умение ориентироваться на плоскости.

Конспект ООД по шахматно-задачной технологии И. Г. Сухина «В стране Шахматных чудес» МДОУ «Детский сад № 68» Конспект организованной образовательной деятельности детей по шахматно-задачной технологии И. Г. Сухина «В стране.

Шахматы в детском саду. Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Фигура ферзь любит свой цвет» Конспект занятия. Обучение игре в шахматы, шахматы. На тему: «Шахматы в детском саду. Фигура Ферзь любит свой цвет».Подготовила: Тростина.

Конспект занятия по ФЭМП «В стране шахматных чудес» с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы Программное содержание: 1. Закрепление счета в пределах 10. 2. Закрепление умения делить число 10 на две части. 3. Развивать умение взятию.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы в подготовительной группе «Шахматные фигуры. Конь» Тема: «Шахматные фигуры – КОНЬ» Цели и задачи: Учить ориентироваться на шахматной доске. Воспитывать интерес к игре в шахматы, внимание,.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы на тему «Начальное положение шахматных фигур» Обучение игре в шахматы, шахматы На тему: «Начальное положение шахматных фигур». Подготовила: Гайсина Гульшат З. Дата проведения: 15.12.18.

План-конспект по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста «Путешествие по шахматным островам» Цель: Закрепить знания детей о шахматной доске и фигурах. Задачи: Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, ориентироваться.

План-конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста «Сказочная страна «Шахматёнок» Тема: Сказочная страна «Шахматёнок»Выполнила: Кубанова А. А. Цель: формировать общие первоначальные представления воспитанников о возникновении.

Применение инновационных методов в обучении информатики студентов колледжа 21 век. Произошла реформа образования в Российской Федерации. Педагогика выдвигает вперед нетрадиционные подходы к организации учебного.

Учим дошкольников игре в шахматы: с какого возраста начать? Прославленный советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение шахматно-математических логических головоломок, литературно-шахматных затей при обучении игре в шахматы
Опубликовано: 29 мая 2019 в 15:40
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД