Елена Нозарева
Применение шкалы ECERS-R для оценки качества в прогимназии
▼ Скачать + Заказать документы
Для создания образовательной среды необходима ее комплексная оценка, позволяющая работать над ее развитием и усовершенствованием. Для этого мы использовали со старшим методистом ОГБУ «РЦРО» Тюменцевой Н. С. методику ECERS-R – «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях».
Шкала ECERS-R относится к методам оценки образовательной среды дошкольного учреждения и, следовательно, видит основную задачу дошкольного образования в создании соответствующей образовательной среды развития детей дошкольного возраста. Это чрезвычайное важное обстоятельство делает инструмент ECERS-R вполне пригодным для применения в условиях дошкольного образования России, поскольку такой подход полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, ставящего условия развития ребёнка в центр образовательного процесса в детском саду. Такая развивающаяся модель ориентирована на самореализацию ребёнка и опирается на возрастные и индивидуальные возможности и интересы детей, сфокусирована именно на оценке образовательной среды, а не на оценке индивидуальных особенностей детей или педагогов. Она не оценивает по отдельности среду, взаимодействие или детскую игру, но сконструирована таким образом, что отчетливо виден именно образовательный аспект событий, происшедших в детском саду в течение дня. Поэтому можно сказать, что этот инструмент позволяет интегративно оценить качество образовательной среды в целом, а не отдельные ее элементы.
Публикация «Применение шкалы ECERS-R для оценки качества в прогимназии» размещена в разделах
ECERS фиксирует три стороны образовательной среды:
• время (организация дня);
• люди (взаимодействие педагога с детьми и родителями);
• пространство.
Всего шкала включает 43 параметра, по каждому из них можно получить от 1 до 7 баллов, причем тщательно прописаны индикаторы признаков, по которым наблюдатель может четко определить, какой именно балл им соответствует. Это делает шкалу высоко надежной, а качественную оценку дошкольного учреждения – максимально объективной.
Оцениваемые показатели
1. Пространство и обстановка (8)
2. Режим личной гигиены (6)
3. Мышление и рассуждение (4)
4. Занятия (10)
5. Взаимодействие (5)
6. Структура времени (4)
7. Родители и персонал (6)
Для оценки образовательной среды были выбраны 4 разновозрастные группы прогимназии – «Солнышко», «Полянка», «Птички», «Золотая рыбка».
Педагогическая работа проходит внутри определённой пространственной и временной структуры. Эти условия образуют рамки педагогической работы и влияют на все другие образовательные процессы. Стандарт и шкала придают большое значение созданию соответствующей среды, обеспечению необходимым оборудованием и материалами, а так же определённым принципам планирования и организации времени.
Организация пространства в прогимназии способствует социальному взаимодействию между детьми, взрослыми и детьми, и педагогическим коллективом и родителями. Разнообразной творческой активности детей.
Современное понимание организации пространства предполагает многофункциональное использование помещений, а так же определённые требования к цветовому фону и освещению.
Устройство наружной территории так же должно способствовать хорошему самочувствию детей и детской активности различного рода.
Соответствующие материалы и оборудование. Набор и качество которых так же должны отвечать современным требованиям и стандартам, так же являются неотъемлемой частью работы над качеством, куда входит и его оценка.
Наряду с учётом пространственных условий профессиональное планирование времени относится к важнейшим педагогическим задачам педагогов. Высокое качество планирования времени не предполагает жесткого распорядка дня, но в соответствии с современными требованиями стремиться установить гибкое равновесие между определённым временным порядком и открытостью для импровизации и разных возможностей – экскурсий, творческих проектов праздников, а так же учитывать индивидуальные потребности и интересы детей.
При проведении экспертизы качества образования с помощью шкал ECERS-R стала видна доступность предметно-пространственной среды для воспитанников. Как дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Насколько воспитатели обеспечивают условия для физического развития, для охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития детей. Какие созданы в группах условия для эмоционального благополучия и личностного развития детей (имеются индивидуальные шкафчики для одежды, личных вещей, игрушек детей; оборудованы уголки уединения и уютные зоны отдыха; организованы выставки с поделками детей).
В группах наблюдалось:
Доступность материалов
Насыщенность среды
Представление в среде результатов детской деятельности
Индивидуальные работы и работы по образцу
Подшкалы «Речь и мышление» и «Виды активности» - как проводится эта работа воспитателем на группе с детьми в течение дня, уделяют ли педагоги специальное внимание детям с особыми образовательными потребностями (группа «Птички»).
Используя шкалы, анализировали группы и участки, которые оформлены с художественным вкусом; есть центры, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей. Рассматривали, как воспитатели поддерживают и активизируют детское творчество, проявления индивидуальности у ребенка, отмечали взаимодействие педагогов с детьми, как создают условия для свободной игры детей, сохраняют игровое пространство, не нарушая игровую среду, созданную детьми, включаясь в нее по мере необходимости как равноправные партнеры. Необходимо отметить, что педагоги помогают детям освоить модели социального поведения со сверстниками в течение дня, как дети сотрудничают друг с другом.
Рассматривали условия для родителей и условия для удовлетворения личных потребностей персонала. В результате увидели, или с помощью вопросов уточнили у воспитателей, как происходит обмен информацией с родителями, что предпринимается, когда у родителей возникают трудности.
Затронуты и условия для удовлетворения личных и профессиональных потребностей персонала дошкольной организации. В процессе наблюдения и беседы с воспитателями получили информацию о возможности профессионального роста, имеется ли хорошая профессиональная библиотека с современными материалами по разным дисциплинам, наличие материально-технической базы.
Зоны благополучия:
• Безопасность
• Гигиена
• Пространство
• Мебель:
1. Мебель и её соответствие возрастным нормам
2. Безопасность предметно-пространственной среды
Зоны неблагополучия:
• Возможность уединения
• Возможность общаться с педагогом индивидуально
• Нерегламентированное общение
• Свободная игра
• Доступность материалов
Зоны, требующие развития:
• Взаимодействие педагогов с детьми (взаимодействие педагогов с детьми часто носит директивный характер)
• Недостаточно пространства (для организации длительной игры и занятий детей)
• Недостаточная насыщенность среды (Кубиков для строительства, книг по разным тематикам, разнообразных материалов для детского творчества (бумаги разных сортов, различных красок и т. д., материалов для релаксации (столов для игр с водой и песком, доступных детям в течение дня)
• Недостаточная доступность среды (мебель не является трансформируемой и мобильной, не все материалы и оборудование находятся в открытом для детей доступе, а выдаются педагогом)
• Недостаточная индивидуализация образования (в группах недостаточно мест для создания тёплой уютной атмосферы и для уединения ребёнка, недостаточно представлены детские работы, преобладают работы по образцу над работами по замыслу)
Мы определили точки роста:
- Выстроить свою деятельность,
- трансформация развивающей среды,
- Насытить детскими полномочиями, чтобы дети свободнее двигались.
Шкала ECERS позволила нам оценить образовательную среду наших групп, что в дальнейшем позволит принимать эффективные управленческие решения, корректировать работу ДОО, позволит педагогам оценивать качество собственной работы. Мы совместили внешнюю оценку эксперта и самооценку педагогов. Педагоги начинали видеть ясные ориентиры для улучшения своей работы.
Таким образом, образовательной среда рассматривается нами как одно из условий развития образовательной организации. Она не только создает благоприятные условия развития субъектов образовательного процесса, но и служит непосредственным организатором деятельности, как детей, так и педагогов. Так значение роли предметно-пространственной среды, создаваемой для ребенка в детском саду, определяет необходимость компетентного творческого подхода к ее проектированию воспитателем, а для этого существенную роль в его профессиональной деятельности играет мотивация.