Применение тактильных технологий для коррекции и развития речи у детей с ТНР (ОНР)

Валентина Назарова
Применение тактильных технологий для коррекции и развития речи у детей с ТНР (ОНР)

Применение тактильных технологий для коррекции и развития речи у детей с ТНР (ОНР)

Детям – логопатам свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которая обеспечивает процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т. д.

Без памяти немыслимо формирование личности дошкольника, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений навыков, привычек - все это связано с работой памяти, когда еще недостаточно развито мышление.

Для улучшения памяти, а через нее и мышления, необходимо у детей воспитывать приемы запоминания и припоминания. В этом и помогает мнемотехника и тактильные тренажеры.

Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания) как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Тактильные тренажеры развивают тактильную память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем – то, что ребенок уже знает и помнит. Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления.

Мы не можем заменить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного, слухового, артикуляторного и кинетического) запоминание возможно только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем – либо, что мы уже знаем и помним. Большинство ассоциативных привязок с чем – то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется,- запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается.

Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запомнить и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка необходимо построить на интересе.

Для эффективной коррекционной работы создала и использую тактильные тренажеры по всем временам года, где при помощи ощущений от прикосновения к различным предметам и дополнительных ассоциативных связей значительно улучшаются результаты коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речи.

Технологическая карта к тактильным тренажерам

«Удивительные времена года»

Вид игры Дизайн игровой среды Игровые цели Технология игры

Область «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

Предметно – обучаемая, экологическая, коррекционно- развивающая,

дидактическая, познавательная, обучающая. Макеты четырех тренажеров

(зима, весна, лето, осень, на которых расположены вращающиеся круги. Круги разделены на сектора, все сектора разные на ощупь, из различного природного и бросового материала (скорлупа яиц, кора и почки деревьев, перья, вата, нитки, шнурки, тонкие веточки и т. д.) Все материалы ассоциируются с каждым временем года 1. Расширять знания детей о характерных особенностях времен года, явлений окружающего мира.

2. Закрепить умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических, тактильных аналогий, владение устных коммуникаций.

3. Развивать долговременную память, тактильную память, устойчивое внимание, мышление, умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, артикуляционную моторику, связную речь, интонационную выразительность речи.

4. Обогащать, активизировать, систематизировать словарь детей по лексическим темам.

5. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес, заботливое отношение к растительному и животному миру. Дидактические игры:

«Назови признаки времен года»

«Угадай на ощупь»

«Живое и неживое»

«Парные картинки»

«Четвертый лишний»

«Что сначала, что потом»

«Когда это бывает»

«Загадаем, отгадаем»

«Что из чего»

«Легкий -тяжелый»

«Один-много»

Составление рассказов по сенсорно-графической схеме

Публикации по теме:

«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога специальной группы для детей с ТНР» В настоящее время в Республике Беларусь идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями.

Индивидуальное занятие по коррекции ОНР  (III уровень речевого развития, стёртая дизартрия) ТЕМА: Автоматизация ЗВУКА [С] ЦЕЛЬ: Автоматизировать чёткое произношение звука[С] изолированно, в слогах, в словах и предложениях. Ход.

Использование мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР. Слайд 1. Картинка Слайд 2. На сегодняшний день богатая речь.

Конспект интегрированного занятия «Волшебные краски Весны» с использованием ИКТ-технологий для детей с ТНР для детей подготовительной логопедической группыЦели:Коррекционно-образовательные:-пополнить и обогатить лексический словарь детей; -расширить.

Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования — основа успешной коррекции речи детей с диагнозом ОНР» Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать.

Методические рекомендации по коррекции связанной речи у старших дошкольников с ОНР Исходя из проведенной работы, следует рационально подобрать логопедическое воздействие. Пополнение словаря синонимов. Развитие, насыщение.

Мини-бизиборд. Клавиатура для развития тактильных ощущений и сенсорного развитияМини-бизиборд. Клавиатура для развития тактильных ощущений и сенсорного развития i] Клавиатура предназначена для развития тактильных ощущений и сенсорного развития. Включает в себя несколько блоков игр: Блок первый:.

Нетрадиционные приемы развития связной речи детей на основе технологий ТРИЗ ОНР МБДОУ детски сад №170 Нетрадиционные приемы развития связной речи детей на основе технологий ТРИЗ ОНР Бураева Е. В 2017 г..

Педагогический проект по созданию сенсорных игр для развития тактильных ощущений детей на прогулочной площадкеПедагогический проект по созданию сенсорных игр для развития тактильных ощущений детей на прогулочной площадке «Игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем.

Применение здоровьесберегающих технологий при проведении индивидуальных занятий в школе для детей с нарушениями слуха Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документах. Значимость.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Применение тактильных технологий для коррекции и развития речи у детей с ТНР (ОНР)
Опубликовано: 1 октября 2017 в 07:06
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Поделки для мам и бабушек»
Цель: развитие художественно -эстетического вкуса, умение воплощать задуманное, развитие мелкой моторики рук. Задачи: - учить создавать поделки своими...
Стихи для детей «Насыщенная жизнь»
В век высоких технологий, когда детей просто невозможно оттянуть от компьютера, телевизора и всяких других гаджетов, захотелось рассказать, о другой,...
Дидактическая игра «Сосчитай бусинки и подбери цифру»
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших...
Фотоотчет о выставке поделок к 23 февраля
Говорухина Татьяна Цель: дать представление детям младшей группы о государственных праздниках, воспитывать чувство патриотизма, любовь, уважение и гордость...
Фотоотчет «Живая классика в детском саду»
Поэзии чудесная страница Для нас сегодня открывает дверь. И чудо пусть любое сотворится! Ты, главное, в него всем сердцем верь! Е. Некрасова Уже...