Волынкина Мирослава Вячеславовна
Применение технологии интеллект — карт в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Дошкольникам нужно не просто дать знания, а научить их его добывать и применять их, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования интеллект – карт, данная технология соответствует современным тенденциям развития образования.
Публикация «Применение технологии интеллект — карт в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Интеллектуальные карты (mind maps) придумал Тони Бьюзен - психолог, автор многочисленных, пользующихся успехом, книг, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т. д. Использовать карты ума в работе с дошколятами предложила кандидат педагогических наук Валентина Акименко.
Интеллект-карта (или «карта ума») - это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление.
Составление интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам.
Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т. е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.
С помощью интеллект – карты решаются следующие задачи:
-развитие быстрого восприятия и запоминания
-повышение мотивации
-грамотное планирование решения задачи
-формирует упорядочение мыслей
-рост достижение успеха
-экономия времени
Решая данные задачи, мы обеспечиваем целостность усвоения детьми тех или иных знаний.
Использование интеллект – карт позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи, а именно:
-повысить мотивацию, качество знаний воспитанников;
-развить коммуникативные и творческие способности в процессе их учебно-познавательной деятельности;
-активизировать самостоятельную деятельность воспитанников.
-выявить причины затруднений
-изучить личность
Преимущества метода интеллект-карт :
Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно.
Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллект-карте, легко запоминается.
Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.
Креативность. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше:
-ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;
-педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;
-дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.
Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые нюансы в информации
Целесообразность выбора применяемой технологии заключается в том, что заинтересовавшись проблемой использования метода интеллект – карт на занятиях, утреннем круге, в беседах с дошкольниками, я задумалась, как сделать данный метод достоянием дошкольников, как ввести его элементы в повседневную жизнь, в рамки программы воспитания. Но прежде детей нужно познакомить с правилами составления интеллект – карт.
Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил:
-Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.
-Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.
-С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева, чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.
-Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию.
-Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.
Следуя данным правилам построения интеллект – карт, мы можем добиться решения поставленных задач и идем к получению ожидаемых результатов.
Например, в ходе беседы с дошкольниками на утреннем круге, Кирилл задал интересующий его вопрос «кто и как создал деньги?». Я решила попробовать ответить на этот вопрос с помощью интеллект – карты. Сначала спрашиваем ребенка, а что он сам об этом думает, приглашаем его порассуждать. И наводящими вопросами подводим к тому, что он сам находит ответы. Составление интеллект – карты начинаем с того, что в центре располагаем центральный образ, в нашем случае это слово «деньги». Дальше задаем вопрос «Какие ассоциация у Вас вызывает слово деньги?» рисуем. От центрального образа рисуем отростки (стрелки, которые и будут раскрывать главную идею. Главное выслушать каждого желающего. Отрицательных оценок не даем, так как это закрепощает. После детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями. В заключение наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви могут быть разными. Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией, воспитатель идет за логикой ребенка, а не навязывает своего мнения. На таких занятиях дети учатся системному анализу, знания добываются самостоятельно. Каждое занятие с детьми -, поиски, цепочки вопросов и ответов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? – все это и есть работа с элементами интеллект - карты.
Конец Опыт проведения с использованием интеллект – карт показал, что они помогают развитию детей в достижение результатов соответствующих данной технологии.
1. Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию свойства мышления
2. Формируют умения и навыки, которые связанны с восприятием, переработкой и обменом поступающей информации.
3. В процессе продуктивной деятельности воспитанники становятся более уверенными в своих силах и способностях, а также чаще проявляют творчество и ассоциативное мышление.
4. Улучшилась результативность их познавательной деятельности.
Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Применение метода интеллект – карт учит дошкольников видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни.