Получи документы

Применение технологии ТРИЗ во второй младшей группе

Тупицына Каролина
Применение технологии ТРИЗ во второй младшей группе

Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения самого лучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: “Есть задача — реши ее сам”, но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Данная технология является актуальной, поскольку в современном обществе приветствуется нестандартное творческое мышление, воспитание творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. ТРИЗ помогает формировать не просто думающую личность, но и постоянно развивающуюся. ТРИЗ предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы. В детском возрасте мышление ребенка еще гибкое, не закрытое стереотипами. Он не теряется перед трудностями, зачастую может найти новый выход из казалось бы безвыходной ситуации. Кроме того, проблема развития речи и познавательной активности дошкольников является одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются основой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Публикация «Применение технологии ТРИЗ во второй младшей группе» размещена в разделах

Новизну данной технологии можно отметить в том, что несмотря на ее известность массово она не внедряется в системе работы детского сада.

Данная технология может использоваться для воспитанников разных групп. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста

Конечно, сложность задач идет по нарастающей. И, несмотря на то, что названия некоторых приемов звучат казалось бы сложновато, на деле они оказываются полностью по силам даже малышам от 3-х лет. То есть родителям не стоит бояться того, что их чада будут слишком перегружены занятиями.

Нагрузка отмеряется в соответствии с возрастом дошколят и их индивидуальными особенностями. Так, если в самых младших группах деток в большей степени учат просто общаться и познавать мир, то в старшей группе они уже начинают решать свои первые задачки.

ФУНКЦИИ:

Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.

Обучение самостоятельной работе.

Формирование творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.

Обучение эффективной работе в группах.

Обучение прогнозированию тех или иных ситуаций и пр.

При этом все пункты выполняются с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении, который дает возможность достучаться решительно до любого ребенка.

ТРИЗ можно использовать в разных образовательных областях. Мне наиболее интересно использовать ее при занятиях по развитию речи и окружающему миру.

За этот год в нашей группе мы собрали картотеку дидактических игр с элементами ТРИЗ, которые можно использовать как на занятиях, таки в совместной деятельности воспитателей с детьми. Из разнообразия игр, предлагаемых авторами разных пособий, которые я использую в своей деятельности можно выделить типы игр:

Игры на формирование умения выделять функции объекта

Например, «Что умеет делать»

(проводится с середины 2 младшей группы)

Правила игры: Объект отгадать с помощью ответов «Да -нет» или загадок.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Ход игры:

Воспитатель: Что может лев?

Дети: Лев умеет ходить, дышать, расти. Лев охотится и сам добывает себе пищу, выступает в цирке.

Игры на объединение объектов в системы.

Например : «На что похоже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

Примечание : Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: на скрепку, крышку от ручки и т. д.

Игры на сравнение систем

Например : «Теремок»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

Примечание : В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета, по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.

Ход игры: Похожести у объектов живого мира.

Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?

Ведущий: Это я, волк. А ты кто?

Дети: А я медведь, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т. д.

Игры на сравнение систем

Например : «Все в мире перепуталось»

(проводится со 2 младшей группы).

Примечание : Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Игра может проводиться как в подгруппе, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в этот раздел мира, а затем воспитатель обобщает.

Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют место объекта, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.

Игра «Назови часть предмета»

(со 2 младшей группы)

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет) :

-спальня

Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:

– кровать, одеяло, подушка, простыня

Игра «Паровозик»

(со 2 младшей группы)

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.

Ход: Ведущий подбирает 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т. е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, дети – вагончики.

Например, Человек:

1 карточка – младенец

2 карточка – дошкольница

3 – девочка-подросток

4 – девушка

5 – женщина

6 – старушка – («Поезд времени»)

Данные примеры игр хорошо воспринимаются детьми, их можно использовать во время организации образовательной деятельности по окружающему миру, а также во второй половине дня во время совместной деятельности.

Для развития речи воспитанников. Я применяю другие игры. Для формирования связной речи детей, составления рассказов и пересказа сказок я использую карты мнемотехники. Данные иллюстрации помогают формировать внутренний план пересказа, расширяют словарный запас; развивают внимание, память, логическое мышление. Карточка с восклицательным знаком обозначает предложения, отражающие вывод из сказки. Мнемокарты подходят для русских народных сказок для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Они большей частью схематичны, что позволяет ребятам не просто описывать картинку, а вспоминать и подбирать подходящие слова. Соотносить схематическое изображение с элементом сказки.

Одна из любимых игр моих воспитанников «Карусель».

По кругу располагаются карточки с символами: цвет, форма, вес, размер, температура, действие и другие. Так как моя группа вторая младшая я стараюсь использовать небольшое количество карточек –признаков. В дальнейшем я планирую усложнять игру и добавлять новые карточки: например, поверхность, материал и прочие. В центре лежит предмет, который будут описывать.

По команде дети бегут по кругу, по другой останавливаются каждый у своей карточки. Задание ребенку описать предмет по указанному признаку. В конце игры я объединяю все фразы детей в один рассказ-описание. Данная игра помогает детям учиться составлять описательный рассказ, формировать навыки пересказа со зрительной опорой сначала с помощью воспитателя, а потом самостоятельно.

Таким образом, одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы учащихся. Минимум теории, которую нужно вызубрить, минимум прямой помощи от взрослого. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло. Кроме того, использование данной технологии не требует от воспитателя больших материальных затрат, так как все пособия и карточки возможно изготовить самостоятельно.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе «Вышла курочка гулять»Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе «Вышла курочка гулять» Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе по теме: "Вышла курочка гулять". Воспитатель.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ «Животные жарких стран» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ «Животные жарких стран» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе по теме: "Животные жарких стран!" Цель:.

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ)Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ) Цель: закреплять умения составлять самостоятельно творческие рассказы по картинам (на основе использования технологии ТРИЗ). Задачи: Образовательные:.

Конспект итоговой НОД «Зима» по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Конспект ООД по ИЗО с использованием ТРИЗ-технологии в старшей группе «Снеговик» Программное содержание: - упражнять в комбинировании двух различных техник при объемном изображении выразительных образов снеговика; - развивать.

Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста» Речевое развитие - актуальное направление для работы с детьми дошкольного возраста. Ведь на этапе завершения дошкольного образования ребенок.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень» с использованием технологии ТРИЗ. Провела: воспитатель.

Сюжетно-ролевая квест-игра «Школа» с применением технологии ТРИЗ в подготовительной группеСюжетно-ролевая квест-игра «Школа» с применением технологии ТРИЗ в подготовительной группе Сюжетно-ролевая квест игра «Школа» с применением технологии ТРИЗ. Цель: обогащение социального и игрового опыта между детьми; развитие.

Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Светофорчик и правила дорожного движения» Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ. Тема: «Светофорчик и правила дорожного движения».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение технологии ТРИЗ во второй младшей группе
Опубликовано: 16 июня 2022 в 11:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД