Папки-передвижки

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста

Ольга Ярославцева
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Применение здоровьесберегающих технологий

в работе с детьми раннего возраста (Опыт работы)

В современном обществе здоровых детей становится меньше, что связано со стабильной тенденцией нарушения здоровья. Нарушение речевого и опорно – двигательного аппарата, патология органов зрения, лор органов, со стороны сердечно – сосудистой системы – вот наиболее распространенные отклонения. Причин этому много: генетика, экология, медицина, социальные (состав семьи, особенности воспитания, не соблюдение режимных моментов, наличие вредных привычек. Но одна из основных, я считаю - отсутствие необходимых знаний и умений у молодых родителей.

Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах

По - прежнему острой остается проблема адаптации. При поступлении малыша в детский сад он испытывает страх (отрыв от матери, оставление одного с незнакомыми детьми и взрослым). Мамы, получив направление, стараются как можно быстрее оставить на целый день, мотивируя: так быстрее привыкнет. А последствием стрессовой ситуации является снижение иммунитета и частые заболевания, в основном острые инфекции верхних дыхательных путей.

Забота о физическом развитии имеет особое значение в раннем возрасте, ребенок активно растет, с интересом познает окружающий мир. Овладевают основными движениями, приобретают необходимые моторные навыки, учатся управлять своим телом, координировать действия. Все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача дошкольного учреждения и семьи.

ФГОС определил первоначальной задачей охрану и укрепления физического, психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

Реализацию этих задач осуществляю через применения здоровьесберегающих технологий, придерживаясь основных принципов:

- не навреди;

- научности;

- доступности;

- активности;

- систематичности.

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Использую различные виды гимнастик:

Пальчиковая гимнастика - (индивидуально, подгруппой, или группой в любой удобный отрезок времени, тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. («Белочка», «Наша группа», «Пирог», «Капуста»).

Дыхательная гимнастика – оборудование является частью предметно - развивающей среды (вертушки, султанчики, мыльные пузыри). С удовольствие «дуют на снежинку», «нюхают цветочек», показывают как «работает насос».

Гимнастика для глаз - 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности нагрузки. Использую наглядный материал, показ. («Открываем – закрываем глазки», следим за предметом).

Динамические паузы (физкультминутки), по мере необходимости. В процессе проведения естественно и ненавязчиво воспитывается поведение, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Гимнастика пробуждения проводится в постели: потягивание, имитируя позы животных, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, гимнастики для глаз. И направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию после дневного сна. Хождение босиком, воздушные ванны, ходьба по дорожкам, сделанных из нетрадиционного материала, для поддержания интереса использовали самые различные материалы (деревянные палочки, пуговицы, фасоль, шнуры, пробки, для профилактики и исправления плоскостопия.

Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу, согласовывать их с действиями товарищей. Развиваются основные виды движений, выносливость, крупная моторика рук, координация движений, способность концентрировать внимание, память, наблюдательность, ориентировка в пространстве. («Воробушки и автомобиль», «Поезд», Бегите ко мне», «Через речку», «По ровненькой дорожке», «Надувайся пузырь»).

Релаксация (по мере утомляемости детей, минуты тишины, музыкальные паузы, слушание музыкальных произведений, звуки природы, шум воды, голоса птиц.

II. Технологии обучения здоровому образу жизни, методы и приемы:

Утренняя гимнастика: продолжительность 4-5 мин., комплекс составляется на две недели. Малыши выполняют знакомые упражнения, действуя в образе животных, что создает хорошее настроение, вызывает желание выполнять движения. Оздоравливает, укрепляет организм, вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять различные упражнения.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 15 минут и состоят из трех частей: вводной (ходьба, чередующая с бегом, основной (3-6 общеразвивающих упражнений с предметами или подражательных, которые заканчиваются подскоками или бегом) и заключительной части (малоподвижная игра или ходьба с замедлением темпа). Обучают движениям в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций, подражательных действий. Например: как ходит, рычит медведь; прыгает зайка; летает птичка; как лошадка скачет; и т. д. Для

поддержания интереса малышей сопровождаю движения песенками, стихами.

Коммуникативные игры - дети с удовольствием рисуют пальчиками. Такой вид рисования благотворно влияет на психику ребенка, успокаивает и расслабляет.

Работа с глиной оставляет приятное ощущение, помогает расслабиться, позволяет снять стресс, помогает выражению чувств.

Самомассаж является эффективной профилактикой снижения заболеваемости. Малыши с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя массаж, могут фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно - эмоциональное напряжение.

Проблемно - игровые занятия; «Дни Здоровья», обучающие ситуации «Кукла Катя на прогулке», «Зайка заболел», «Полечим мишку», «Зайчишка - шалунишка». Играя, дети знакомятся с моделями безопасного поведения, учатся заботиться о своем здоровье, «Что нужно делать, чтобы не болеть».

Коррекционные технологии, методы и приемы:

Технология музыкального воздействия. Использование спокойной музыки. В течение всего дня встречаем, укладываем спать, поднимаем после дневного сна под

соответствующую музыку, используем ее в качестве фона для занятий, свободной

деятельности.

Сказкотерапия. Чтение авторских сказок, показ перчаточного, кукольного настольного театра, игры – драматизации, инсценировки по любимым сказкам.

Реализацию этих методов и приемов осуществляю в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности в ходе педагогического взаимодействия с детьми.

Каждая из технологий имеет оздоровительное направление, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в результате формирует привычку к здоровому образу жизни.

III. Медико - профилактические технологии

Проводятся под руководством медицинской сестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами,

- мониторинг здоровья детей,

- ведение паспорта здоровья воспитанника,

- организация и контроль питания,

- закаливания;

- организация оздоровительных профилактических мероприятий в детском саду (отвар шиповника, кислородный коктейль);

- соблюдение требований СанПиНа.

Закаливания солнечными лучами и воздухом, водой, воздушные ванны; способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости, повышает защитные функции всего организма.

Прогулки дают возможность достаточно двигаться.

Ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены.

Для этого использую следующие методические приёмы:

- показ, объяснение;

- упражнения, контроль;

- пример;

- игровые приёмы;

- использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, бесед, инсценировок.

Стараюсь правильно организовать предметно пространственную среду с учетом возраста, индивидуальных особенностей. Среда безопасна, доступна, обеспечивает развитие детской деятельности для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

В спортивном уголке есть необходимое оборудование: мячи, обручи, мешочки с песком, кегли, кольцеброс, оборудование для перешагивания, «дорожки здоровья» для профилактики плоскостопия, развития равновесия (сделанные из нетрадиционного материала, с использованием палочек, фасоли, шнура, пуговиц, пробок). Показываем возможность использования физкультурного оборудования в играх с куклами. Малыши «учат» своих кукол заниматься физкультурой – ходить по дорожке, спрыгивать и т. д.

Для психологической безопасности стараюсь сделать первые дни пребывания ребенка максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия. Создаю возможность активно действовать рядом с мамами. Установить контакт с ребёнком, закрепить полезные привычки, вызвать у него положительные эмоции, помогает фольклор. Это своеобразным метод телесной терапии в раннем возрасте Есть возможность для уединения, для изменения пространства изготовлены ширмы.

В период адаптации, для установления контакта между детьми, создании положительного отношения к детскому саду мне помогает педагог – психолог ДОУ.

Режим дня соответствует возрастным психофизиологическим особенностям, приучает организм к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему от переутомлений. Четкое соблюдение режимных моментов, сопровождающееся соответствующими словами, настраивает детей на предстоящее действие, вызывает к нему интерес.

Привитие культурно – гигиенических навыков жизненно необходимо для полноценного развития детей. В процессе повседневной работы стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постоянно совершенствовались.

Оформила картотеки гимнастик, физкультминуток, пальчиковых игр, которые помогают мне в работе, ознакомила родителей.

Взаимодействие с родителями строю по следующим направлениям:

- анкетирование, консультации, беседы;

- консультация психолога;

- памятки, буклеты;

- фотовыставки, стенгазеты.

Привлекаю к ознакомлению видов закаливания, соблюдая принцип постоянства. Дома и в детском саду закаливание должно стать нормой жизни.

Анкетирование, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр.

Рекомендую вместе с детьми выполнять упражнения утренней гимнастики, показывая последовательность и способ выполнения движений: как нужно ходить и бегать на носках, пятках, высоко поднимая колени. Знакомлю с оздоровительными мероприятиями, проводи-мыми в саду; с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье. («Капельки здоровья», физкультурная технология формирования здорового образа семьи». Н. Парфенова, МБДОУ № 100, г. Прокопьевск).

Провела консультации «Семья, ее роль в физическом воспитании ребёнка», «Оздоровление и закаливание детей раннего возраста», «Значение прогулок».

Беседы: «Формирование культурно - гигиенических навыков», «Профилактика плоскостопия в домашних условиях»»,

Применяю наглядный материал:

- памятки «Чтоб здоровье сохранить», «Режим дня, его значение», «Одежда детей в помещении и на улице», «Выбираем обувь правильно».

- буклеты: «Здоровый образ жизни дошкольника», «Режим дня вашего ребенка», «физическое развитие дошкольника».

Комплекс мероприятий здоровьесберегающих технологий, которые проводятся в раннем детстве, позволяют создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка.

Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует и у педагогов и у родителей ценностные ориентации, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Результаты:

Снизилось количество заболеваний, увеличилась двигательная активность, желание принимать активное участие в играх подвижного характера, быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми. У детей формируются навыки личной гигиены.

Список литературы.

1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008.

2. Радионова Л. Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011.

3. Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Методическое пособие. – М. : «Мозаика – синтез», 2009.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Консультация с педагогами Киракосян Юлия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №77 Калининского района Санкт-Петербурга «Использование.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в ДОУ. Н. А. Шибарова., воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад №10, г. Мценск.

Отчет на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками» (младше-средняя группа) В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях.

План по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» План по самообразованию Тема: «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: продолжать повышать.

План работы по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» План работы по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» на 2017-2018 учебный.

Практическое применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста,.

Применение современных технологий в работе с детьми Введение Сегодня в России существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя научно обоснованные подходы.

Применение современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются.

Применение элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ Дети, с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи, поведения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальная недостаточность,.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. «Здоровый человек – самое драгоценное создание природы. Но хранить эту драгоценность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
Опубликовано: 13 февраля 2018 в 09:56
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ярославцева (УИ 47836) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД