Любовь Горовая
Примерная развивающая программа спортивно-оздоровительного кружка «Радуга» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №24
ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Примерная развивающая программа спортивно-оздоровительного кружка «Радуга»
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Л. В. Горовая
Музыкальный руководитель: Г. И. Беда
с. Чкаловское 2015г.
Содержание
I. Целевой раздел….. 3
1.1. Пояснительная записка…3
1.2. Ожидаемый итоговый результат освоения программы…. 3
Публикация «Примерная развивающая программа спортивно-оздоровительного кружка „Радуга“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Радуга, радужные идеи
- Старшая группа
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
II. Организационный раздел ….4
1.1. Списочный состав группы…. 4
1.2. Сетка-расписание….4
III. Содержательный раздел…. 4
1.1. Основные этапы обучения….4
1.2. Интеграция спортивно-оздоровительного кружка «Радуга»
с образовательными областями…. 6
Список использованных источников….8
Примерный план работы спортивно-оздоровительного
кружка «Радуга» с детьми старшего возраста…9
Игры эстафеты для детей 5, 6, 7 лет…14
I. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка
Занятия спортивно-оздоровительного кружка, направлены на развитие движений, совершенствование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, гибкость, силу, выносливость). Движения доставляют занимающимся радость и могут служить хорошим средством повышения умственной работоспособности. Физические упражнения содействуют всестороннему развитию всех органов и систем и в первую очередь двигательного аппарата, повышают возбудимость мышц, темп, силу, мышечный тонус и общую выносливость ребенка.
Занятия построены в соответствии с индивидуальными особенностями и природными данными детей, по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста». Этот принцип сформирован на основе идей Л. В. Выготского, А. И. Леонтьева, Л. В. Занкова и других. Такой подход вызывает у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов.
Цель: Создание оптимальных условий для всестороннего, полноценного развития двигательных способностей и укрепления здоровья детей.
Задачи:
• Обучать основам техники физических упражнений и упражнений на снарядах;
• Формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования физических упражнений;
• Развивать физические качества : скоростные, силовые, гибкость, выносливость, координацию движений, и творческие способности.
• Совершенствовать двигательную активность детей и формировать правильную осанку.
• Воспитывать здоровых, волевых и дисциплинированных детей, стремящихся к занятиям физической культурой;
• Пропагандировать физическую культуру и спорт.
1.2. Ожидаемый итоговый результат освоения программы
1. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
2. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.
3. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.
4. Усвоение программы.
5. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.
6. Положительный результат темпов прироста физических качеств.
7. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
II. Организационный раздел
1.1. Списочный состав группы
№ п\п Фамилия, имя ребенка Возраст
1.2. Сетка-расписание
Программа кружка «Радуга» рассчитана на детей от 5 до 7 лет. Основной формой работы по программе являются групповые учебно-тренировочные занятия.
№ п\п Время проведения Количество занятий в неделю Количество детей Продолжительность занятия
1 15.15. – 15.45. 1 8 25-30 минут
- Проведение праздников, игр-эстафет, КВН - 1 раз в месяц, в летний период – 1 раз в неделю
IV. Содержательный раздел
1.1. Основные этапы обучения
Первый этап обучения начальное обучение новому движению. Обучение на данном этапе направлено на создание общего представления о новом движении. Предварительное представление о движении служит основой для предстоящих двигательных действий. Это требует точного и последовательного создания образа нового движения. Ребенок получает первичные сведения об упражнении: форме, направлении, решающих действиях, отдельных положениях. Эта информация может носить описательный характер и дополняться количественными значениями технических действий.
Создание представления на данном этапе обучения может быть дополнено двигательным опробованием: зафиксировано отдельное положение, проимитировано с помощью воспитателя или воспроизведено в максимально облегченных условиях (на тренажере). При этом ребенок получает определенные мышечные ощущения (двигательную информацию, которые расширяют сведения о технике нового упражнения.
Второй этап обучения углубленное разучивание движения. Это решающий этап обучения. Он направлен на овладение основами техники нового движения. Деятельность педагога здесь складывается из следующего:
1. Постоянного наблюдения за ходом выполнения движения.
2. Сопровождения выполнения упражнения словесными и иными сигналами.
3. Оказания непосредственной помощи для облегчения выполнения.
4. Обеспечения безопасности обучения.
5. Исправления ошибок путем коррекции действий ребенка в процессе выполнения движения.
6. Планирования последующих заданий.
При планировании и организации обучения новому движению учитываются следующие моменты:
• при разучивании на одном занятии нескольких новых движений требуется их чередование с уже освоенными;
• для лучшего запоминания движения желательно его повторять на каждом занятии;
• перерыв между подходами к снаряду не должен превышать 3 минут.
В результате активной работы взрослого и ребенка на втором этапе обучения уточняется представление о новом движении, происходит овладение основами двигательного действия. На этом этапе возможно дробное изучение упражнения, а также целостное выполнение разучиваемого движения в естественных или облегченных условиях. Результатом обучения на данном этапе является технически правильное и самостоятельное выполнение движения. При этом возможны еще неточности в деталях техники, нестабильность.
Третий этап обучения закрепление и совершенствование движения. Данный этап направлен на стабилизацию техники и совершенствование выполнения изучаемого движения изучаемого движения. Это достигается в результате целостного и самостоятельного повторения упражнения в условиях или близких к соревновательным.
1.2 Интеграция спортивно-оздоровительного кружка «Радуга» с образовательными областями
Образовательная область Задачи
«Социализация»
Приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности.
«Здоровье» В части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.
«Музыка» Развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей.
«Коммуникация
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования.
«Познание»
В части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности.
«Труд» Накопление опыта двигательной активности.
Структура занятий состоит из 3 частей:
• подготовительной (ходьба, бег, перестроения, общеразвивающие упражнения, упражнения на растяжку, расслабление и самомассаж)
• основной части (акробатические упражнения, группировки, перекаты, кувырки, упражнения на снарядах)
• заключительной (подвижные и малоподвижные игры, упражнения на расслабление и дыхание).
Занятие состоит из трех частей - подготовительной, основной и заключительной. Из разнообразных средств и методов избрала такие, которые бы наилучшим образом отвечали образовательным, оздоровительным и воспитательным задачам занятия.
Общее назначение подготовительной части занятия – подготовка организма к предстоящей работе. Конкретными задачами этой части являются: организация группы, повышения внимания и эмоционального состояния занимающихся; умеренное разогревание организма.
Основными средствами подготовительной части являются: строевые упражнения; различные вилы ходьбы и бега; несложные прыжки, упражнения на внимание и быстроту реакции, танцевальные комбинации, состоящие из основных раннее изученных элементов, которые сопровождаются музыкой. Все эти упражнения используются в умеренном темпе и направлены на подготовку опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Общеразвивающие упражнения заменены элементами акробатики. Упражнения включаются с целью развития у детей подвижности, гибкости и эластичности позвоночника и суставов, совершенствования координации и точности выполнения движений.
Список использованных источников
1. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников - М : Издательский центр "Академия", 2000. - 176с.
2. Шебеко В. Н., Овсянкин В. А., Карманова Л. В. Физкульт - ура! - Мн. : Изд. В. М. Скакун, 1997. - 64с.
.Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М: Издательский центр "Академия", 2002. - С 91 - 95.
.Буцинская П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М: Издательский центр "Академия", 1990. - 136с.
М. А. Васильева, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования 2014г. (соответствует ФГОС)
Примерный план работы спортивно-оздоровительного кружка «Радуга» с детьми старшего возраста.
(Входная ходьба и бег используются в чередовании, разных видов)
ЯНВАРЬ
№ Содержание занятий задачи Кол-во часов
1
неделя Инструктаж с детьми о правилах безопасности на занятиях спортивно-оздоровительного кружка «Радуга». Диагностика физической подготовленности детей (прилагается) Ознакомить детей с работой секции, закреплять знание правил безопасного поведения детей на занятиях кружка.
Выявить индивидуальную, физическую подготовленность детей. 30 мин.
2
неделя Вступительная ходьба, бег.
1. ОРУ комплекс №1
2. Упражнять в ползании по наклонной доске.
3. Игра «Кто сделает меньше прыжков». Вырабатывать лёгкие, свободные движения с хорошей координацией в движении рук и ног. Формировать элементарные жизненно необходимые двигательные умения, и навыки. Развивать ловкость, быстроту реакции. 30 мин.
3
неделя Вступительная ходьба, бег
1. ОРУ комплекс №1
2. Повторить упражнения в ползании по наклонной доске.
3. Упражнять в ползании по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками, без помощи ног.
4. Игра «С кочки на кочку».
Вырабатывать умения сохранять направление и равномерность бега и ходьбы. Закреплять умения в ползании по гимнастической доске. Способствовать формированию опорно-двигательного аппарата и правильной осанки. 30 мин.
4
неделя Вступительная ходьба, бег
1. ОРУ комплекс №1
2. Повторить упражнение «ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками, без помощи ног».
3. Познакомить с упражнением «прыжки через гимнастическую скамейку, стоя боком»
4. Игра-эстафета «Разгрузи машину». Вырабатывать умения сохранять направление и равномерность бега и ходьбы. Развивать силовые и скоростные способности. Развивать опорно- двигательную систему у детей, эластичность и гибкость тела, вызывать желание к победе. 30 мин.
ФЕВРАЛЬ
№ Содержание занятий задачи Кол-во часов
1 неделя Вступительная ходьба, бег
1. ОРУ комплекс №2
2. Повторить упражнение «прыжки через гимнастическую скамейку, стоя боком».
3. Познакомить с упражнением «прыжки через гимнастическую скамейку, стоя боком с продвижением вперёд по всей длине».
4. Игра «Мы веселые ребята». Продолжать вырабатывать умения сохранять направление и равномерность бега и ходьбы Способствовать развитию чувства ритма, пластики движений, развитию деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.
Развивать скоростные качества. 30 мин.
2
неделя Вступительная ходьба, бег
1. ОРУ комплекс №2
2. Повторить упражнение «прыжки через гимнастическую скамейку, стоя боком с продвижением вперёд по всей длине».
3. Познакомить с упражнением «ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны».
4. Игра с мячом «Лови и бросай - упасть не давай». Продолжать вырабатывать умения сохранять направление и равномерность бега и ходьбы с изменением темпа. Способствовать развитию чувства ритма, пластики движений, способствовать улучшению координации движений, и правильной осанки.
30 мин.
3
неделя Вступительная ходьба, бег
1. ОРУ комплекс №2
2. Обучить упражнению «ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны».
3. Познакомить с упражнением «ходьба по гимнастической скамейке боком, приставным шагом, руки в стороны».
4. Игра «Удочка» Укреплять опорно-двигательный аппарат и формировать правильную осанку (т. е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Укреплять мышцы стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, развивать гибкость, пластичность. 30 мин.
4
неделя Вступительная ходьба, бег
1. ОРУ комплекс №2
2. Совершенствовать упражнение «ходьба по гимнастической скамейке боком, приставным шагом, руки в стороны».
3. Совершенствовать упражнение «прыжки через гимнастическую скамейку, стоя боком с продвижением вперёд по всей длине».
4. Игра-эстафета «Пролезь, перепрыгни, доставь мешочек». Способствовать улучшению координации движений, ориентировке в пространстве. Продолжать упражнять в равновесии и прыжках. Дать понять детям,как важно подчиняться правилам игры, идти к цели, и чувствовать свою значимость. Воспитывать смелость. Развивать скоростные качества. Вызывать желания и стремления к победе. 30 мин.
МАРТ
№ Содержание занятий задачи Кол-во часов
1
неделя Вступительная Ходьба, бег
1. ОРУ комплекс №3
2. Обучить упражнению «ходьба по гимнастической скамейке боком, приставным шагом, руки в стороны с мешочком песка на голове».
3. Познакомить с упражнением «ползание на четвереньках змейкой между предметами.
4. Игра «Не оставайся на полу». Продолжать способствовать улучшению координации движений, ориентировке в пространстве. Воспитывать смелость. Развивать скоростные качества. Вызывать желания и стремления к победе, воспитывать смелость. 30 мин.
2
неделя Вступительная Ходьба, бег
1. ОРУ комплекс №3
2 Повторить упражнение «ходьба по гимнастической скамейке боком, приставным шагом, руки в стороны с мешочком песка на голове».
3.. Обучить упражнению «ползание на четвереньках змейкой между предметами».
4. Игра «Кто ловчее?». Продолжать упражнять детей в различных видах ходьбы и бега с изменением темпа. Добиваться сохранения устойчивого равновесия, формируя правильную осанку. Упражнять в ползании на четвереньках, змейкой, между предметами. 30 мин.
3
неделя Вступительная Ходьба, бег
1. ОРУ комплекс №3
2. Повторить упражнение «ползание на четвереньках змейкой между предметами».
3. Упражнять ползанию на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой.
4. Игра-эстафета «Прыжки на хопах». Продолжать упражнять детей в различных видах ходьбы и бега с изменением темпа. Закреплять навыки ползания на четвереньках, змейкой, между предметами, в чередовании с ходьбой. Развивать двигательную активность, силовые качества.
Создать хорошее настроение.
30 мин.
4
неделя Вступительная Ходьба, бег
1. ОРУ комплекс №3
2. Повторить упражнение «ползание на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой».
3. Упражнять ползанию на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой и бегом»
4. Игра-эстафета «Хождение змейкой между предметами».
Продолжать упражнять детей в различных видах ходьбы и бега с изменением темпа. Закреплять навыки ползания на четвереньках, змейкой, между предметами, в чередовании с ходьбой, и бегом. Развивать двигательную активность, силовые и физические качества.
Воспитывать чувство дружбы. 30 мин.
АПРЕЛЬ
№ Содержание занятий задачи Кол-во часов
1
неделя Вступительная Ходьба, бег
1. ОРУ комплекс №4
2. Совершенствовать упражнение «ползание на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой и бегом»
3. Обучить упражнению «ползание на четвереньках змейкой между предметами, толкая мяч головой».
4. Игра «У медведя во бору» Продолжать вырабатывать умения сохранять направление и равномерность бега и ходьбы с изменением темпа. Способствовать развитию чувства ритма. Развивать двигательную активность, силовые качества.
Создать хорошее настроение.
30 мин.
2
неделя Вступительная Ходьба, бег
1. ОРУ комплекс №4
2. Совершенствовать упражнение «ползание на четвереньках змейкой между предметами, толкая мяч головой».
3. Познакомить с гимнастическим упражнением на лестнице «Лазание по гимнастической лестнице вверх-вниз, руки согнуты»
4. Игра «Гуси - лебеди». Продолжать вырабатывать умения сохранять направление и равномерность бега и ходьбы с изменением темпа. Развивать физические качества : ловкость, скорость, умение выполнять спортивное движение. Воспитывать чувство дружбы, способствовать улучшению координации движений, ориентировке в пространстве. 30 мин.
3
неделя Вступительная Ходьба, бег
1. ОРУ комплекс №4
2. Обучить гимнастическим упражнениям на лестнице «Лазание по гимнастической лестнице вверх-вниз, руки согнуты»
3. Познакомить с упражнением на гимнастической лестнице «лазание по гимнастической лестнице вверх, вниз, руки согнуты, с изменением темпа».
4. Игра «Брось флажок». Воспитывать желание быть здоровым, заниматься спортом, развивать качества : ловкость, скорость, умение выполнять спортивное движение. Развивать двигательную активность, силовые качества.
Создать хорошее настроение.
30 мин.
4
неделя Вступительная Ходьба, бег
1. ОРУ комплекс №4
2. Повторить гимнастические упражнения на лестнице «Лазание по гимнастической лестнице вверх-вниз, руки согнуты»
3. Обучить упражнению на гимнастической лестнице «лазание по гимнастической лестнице вверх, вниз, руки согнуты, с изменением темпа».
4. Игра-эстафета «Пингвины». Продолжать упражнять детей в различных видах ходьбы и бега с изменением темпа. Развивать физические качества : ловкость, скорость, умение выполнять спортивное движение. Воспитывать чувство дружбы, способствовать улучшению координации движений, ориентировке в пространстве 30 мин.
МАЙ
№ Содержание занятий задачи Кол-во часов
1
неделя Вступительная Ходьба, бег
1. ОРУ комплекс №5
2. Повторить упражнение на гимнастической лестнице «лазание по гимнастической лестнице вверх, вниз, руки согнуты, с изменением темпа».
3. Познакомить с упражнением «лазание по гимнастической стенке, перелезая с одного пролета на другой».
4. Игра «Медведи и пчелы». Продолжать развивать физические качества : ловкость, скорость, умение выполнять спортивное движение. Воспитывать чувство дружбы, способствовать улучшению координации движений, ориентировке в пространстве 30 мин.
2
неделя Вступительная Ходьба, бег
1. ОРУ комплекс №5
2. Совершенствовать упражнение на гимнастической лестнице «лазание по гимнастической лестнице вверх, вниз, руки согнуты, с изменением темпа».
3. Обучить лазанию по гимнастической стенке, перелезая с одного пролета на другой.
4. Игра «Не оставайся на полу» Развивать двигательную активность, силовые качества. Создать хорошее настроение. Воспитывать желание быть здоровым, заниматься спортом, закаляться, сопротивляться болезням.
30 мин.
3
неделя Вступительная Ходьба, бег
1. ОРУ комплекс №5
2. Совершенствовать упражнение на гимнастической лестнице «лазание по гимнастической лестнице вверх, вниз, руки согнуты, с изменением темпа».
3. Повторить упражнение «лазание по гимнастической стенке, перелезая с одного пролета на другой».
4. Игра –эстафета «Пожарные на ученье» Продолжать развивать физические качества детей. Дать понять детям, как важно подчиняться правилам игры, идти к цели, и чувствовать свою значимость. 30 мин.
4
неделя КВН
Развивать интерес к спортивным играм-соревнованиям, ловкость, меткость, быстроту.
- Учить играть в команде, действовать сообща, по сигналу;
- Воспитывать здоровый дух соперничества, чувство коллективизма и взаимопомощи. 30 мин.
Игры эстафеты для детей 5, 6, 7 лет
Правила эстафетных игр
Равное количество участников, которые делятся на две команды.
Равные физические силы.
Присутствие взрослого ведущего. Он дает команду «На старт!», подсчитывает очки и следит за тем, чтобы игроки не нарушали правила: не выбегали раньше времени, клали предметы на место, вовремя передавали эстафету другим.
Чтобы дети хорошо усвоили правила игры, устраивается тренировочное соревнование, без зачета очков.
Примерно с 5 лет детей все больше привлекают групповые, командные игры-эстафеты. Ведь в них есть дух соперничества. В них они узнают, что такое коллектив и плечо товарища. Дети начинают понимать, как важно подчиняться правилам группы, идти к цели и чувствовать свою значимость, вносить свой маленький вклад в большое дело.
В повседневной жизни не всегда удается организовать игру-эстафету. Ведь для ее создания нужны участники — большая группа детей. Однако эстафету можно обыграть и с четырьмя детьми. А если к ним присоединятся мамы и папы, игра превратится в настоящие «веселые старты». Эстафеты всегда зрелищны. Хорошо, если вокруг вас соберется группа поддержки: будет веселее и зрителям, и участникам. А если вам не удалось собрать две команды, поиграйте в более узком кругу, без соревновательного задора, где побеждает дружба и хорошее настроение, где процесс важен ради самого процесса.
Назначение работы: Данные эстафеты будут способствовать сплочению ребят, научат их играть в команде, соревноваться.
Цель: Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
- Развивать интерес к спортивным играм-соревнованиям;
- Развивать ловкость, меткость, быстроту;
- Учить играть в команде, действовать сообща, по сигналу;
- Воспитывать здоровый дух соперничества:
- Воспитывать чувства коллективизма и взаимопомощи.
Ход мероприятия:
Делю детей на 2 команды. Выбираем вместе с детьми капитанов двух команд. Командиры, советуясь с другими детьми своей команды, придумывают названия для своей команды.
Команды могут называться так:
- «Весельчаки» и «Счастливчики»,
- «Хохотушки» и «Топатушки»,
- «Земляне» и «Марсиане»,
- «Луна» и «Звездочки»,
- «Мишки» и «Слоники».
Повторяем с детьми правила игр-эстафет:
- Играем честно и сообща.
- Играем не ради корысти, а ради удовольствия.
- Если выиграл – радуйся, если проиграл – не расстраивайся.
Спорт, ребята, очень нужен, Мы со спортом очень дружим.
Спорт – помощник! Спорт – здоровье! Спорт – игра! Физкульт – ура!