Кристина Чумичкина
Принципы педагогики сотрудничества Ш. А. Амонашвили и их реализация в современной воспитательной практике
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В середине 80-х годов прошлого века под влиянием «перестройки», в Советском Союзе возникло новое направление в педагогике, получившее название «педагогика сотрудничества». Автором идеи педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Педагогика сотрудничества, по мнению автора идеи, должна была объединить педагогов с различными подходами к воспитанию и обучению, для которых было единым стремление к гуманизации системы образования и создание альтернативы устаревшей официозной педагогике конца советского периода.
Публикация «Принципы педагогики сотрудничества Ш, А, Амонашвили и их реализация в современной воспитательной практике» размещена в разделах
Среди тех, кто поддержал эту идею, были Шалва Александрович Амонашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и другие советские педагоги тех лет. Уже в сентябре 1986 года на встрече педагогов-новаторов в подмосковном поселке Переделкино были сформулированы «Тезисы педагогики сотрудничества», опубликованные затем в «Учительской газете» и ставшие фундаментальной основой для всех последователей идеи. Одной из главных задач педагогики сотрудничества являлась демократизация образования.
Взаимодействие в форме партнерства гарантирует более полное развитие ребенка. Это дает возможность не только выявить область его развития, но и пользоваться информацией при построении стратегии.
Роль педагога в принципах сотрудничества - это ассистент, спасающий в разных сложных моментах. Он удерживает и ориентирует на истину. Ребенок также может направиться за поддержкой и к одноклассникам. Преподаватель в одинаковой мере уделяет время любому ребенку и восхищается абсолютно всеми их успехами. Благое слово педагога - это прекрасный метод определить доброжелательные психические взаимоотношения на занятиях и тем самым сформировать развивающую среду.
Понимая особенности ребенка, воспитатель может помочь детям чувствовать себя: уверенными; необходимыми; индивидуальными.
Систематические диалоги могут помочь ребенку выражать собственную позицию, формировать личное миропонимание, а также защищать его.
Таким образом, если в педагогике сотрудничества применяются подобные способы, ребенок ощущает себя личностью. Дети могут быть активными и чувствуют заинтересованность и стремление помочь.
Как утверждает Ш. А. Амонашвили, гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно-личностная педагогическая система выступают антиподом традиционно утвердившейся в советском воспитании (и господствующем в российском образовании поныне) авторитарно-императивной педагогики.
В данной работе мы попытаемся проанализировать и по возможности сформулировать, опираясь на мысли выдающихся учителей-гуманистов современности и сокровищницу классического педагогического наследия, краткое представление о тех критериях, которые должны быть заложены в «экологически чистую, гуманную» общеобразовательную систему XXI века.
Цель работы - изучить наследие советских педагогов-новаторов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть принципы педагогики сотрудничества Ш. А. Амонашвили и их реализацию в современной воспитательной практике;
- проанализировать использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.
Ш. Амонашвили - воспитатель, учитель начальных классов, видный грузинский ученый, доктор психологических наук, профессор.
«Моя практика работы с детьми и научный поиск организации их радостной и увлекательной жизни, творческое и научное содружество в течение длительного времени со многими педагогами способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания» - пишет Ш. Амонашвили в предисловии своей книги «Здравствуйте, дети!».
Академик АПН СССР А. В. Петровский назвал эту книгу «педагогической симфонией», лейтмотивом которой неизменно остается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.
Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей - значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка - и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
В-четвертых, воспитателю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Стремится быть таким педагогу и воспитателю очень важно. Он - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей - учитель.
Амонашвили в своих трудах размышляет над вопросом «Что такое детство» и приходит к выводу, что нельзя ограничиться обыденным пониманием слова «детство». Обычно это период связывают с беспечной жизнью маленького человека, когда ребенку ничего не хочется, кроме игр, развлечений и удовольствий. Такое представление неверно.
В жизни детей, как и взрослых, много проблем - сложных, трудноразрешимых, и они заставляют детей страдать, переживать, бороться, развиваться.
То, что нам может показаться пустяком, для ребенка вовсе не мелочь, а скорее, смысл жизни. Настоящее детство - это движение вперед, это непрекращающийся процесс взросления.
Задача воспитания заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении, поддерживать даже малейшее продвижение на этом пути. Ребенок хочет учиться, хочет стать взрослым. Однако это не означает, что ему безразлично, какими способами, в каком педагогическом процессе мы будем его воспитывать, развивать и обучать. Педагогический процесс в основном направлен на выработку у детей дисциплины и послушания, точного выполнения указаний взрослых. Каждый воспитатель, проявляя строгость и требовательность, разумеется, руководствуется самыми высокими целями, однако нужно, чтобы их реализация происходила в доброй, гуманной атмосфере, чтобы педагогический процесс был наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и доброжелательностью, переживанием успехов и утверждением достоинства каждого ребенка.
Какие же принципиальные требования нужно соблюдать, по мнению Ш. А. Амонашвили, чтобы педагогический процесс приобрел личностно- гуманную направленность? Прежде всего, следует учитывать психологические особенности детей той или иной возрастной группы.
Так, дети пяти-шести лет еще не обладают достаточным социально-нравственным и познавательным опытом, необходимым для воспитания в ребенке чувства долга, ответственности, для осознания и понятия необходимости. У ребенка пяти-шести лет непрерывно возникают самые разные потребности, которые постоянно сменяют друг друга. Особенность их в том, что они переживают как неотложное, т. е. актуальное хотенье. Оно заставляет малыша действовать немедленно, не подумав предварительно о том, что за этим может последовать. В середине занятия ребенок может достать из-под стола принесенное из дома яблоко и начать его есть, встать и выйти из класса и т. п.
Актуальные потребности теснейшим образом переплетаются с импульсивной активностью, т. е. с переходом к действию с первого же побуждения, без промедления. Педагог еще не договорил вопроса, а ребенок уже порывается отвечать, задание еще не разъяснено, а он уже приступает к выполнению. Импульсивная активность бесконтрольна, ей не предшествует хотя бы мимолетное обдумывание. Дети этого возраста не могут быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми.
Шестилетний ребенок (и, разумеется, не только шестилетний) стремится к игровой деятельности, игра для него является смыслом жизни. Игра превращается в вид деятельности. Управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям.
Основные требования к педагогическому процессу для придания ему личностно-гуманистической направленности.
Из всех упомянутых выше психологических особенностей, ведущих с точки зрения развития личности ребенка, Амонашвили делает вывод о необходимости соблюдать следующие педагогические требования :
Первое. В педагогическом процессе ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора. Это вовсе не означает свободы действий (пусть, делает, что хочет, пусть учится, когда ему захочется). Положение о предоставлении ребенку свободного выбора в педагогическом процессе означает, что ребенок свободно выбирает игру, сам в нее включается и так же свободно из нее выходит, без принуждения со стороны взрослого. Игра - это метод познания действительности. Роль воспитателя заключается в том, чтобы направить познавательную деятельность ребенка. «Личностно-гуманный подход в том и заключается, чтобы необходимое для усвоения в определенный период педагогического процесса сделать личностно значимым, т. е. чтобы ребенок педагогически и социально-обязательную учебную задачу осознал как свободно выбранную, принимал ее на основе хотения».
Учиться с увлечением и охотой ребенок будет в том случае, если воспитатель вовлекает его в разнообразную деятельность, в которой он сам добывает знания, проводя опыты, свободно высказывая свои мысли или впечатления. Педагогический процесс должен постоянно поощрять сознательную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем.
Второе. Педагогический процесс должен характеризоваться ярко выраженной развивающей тенденцией. Необходимое условие и источник развития - трудности. Если эти трудности выходят за пределы возможностей ребенка, а мы требуем, чтобы он преодолел их, то они могут породить лень, недисциплинированность, грубость. В педагогическом процессе, построенном на личностно-гуманных началах, трудности в познании и обретении жизненного опыта, навыков нравственного поведения приобретают для ребенка совершенно иной психологический смысл: посильная трудность создает условие для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы.
Третье. Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни. Занятия должны обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят сделать занятие или же каким оно получилось и т. д. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать малышам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в школу. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми.
«Ребенок - целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению».
Обращаясь к воспитателям малышей и учителям начальной школы, Шалва Александрович призывает их быть понимающими и гуманными в общении с детьми. «И самое главное - проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе».
Он сравнивал свою профессию учителя, воспитателя, педагога с разными другими профессиями. В начале своей педагогической деятельности основным тезисом работы учителя он считал формулу, сравнимую с работой врача еще с времен Авиценны: «Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди!».
Несомненно, ни врач, ни учитель не имеют права ошибаться. Ошибка врача в диагнозе влечет за собой неправильное лечение, ухудшение здоровья пациента. Ошибка педагога в определении личности ребенка, методах воспитания и обучения, влечет за собой впоследствии неправильно сформированную личность. «Педагог обязан изучить ребенка всесторонне, то есть изучить не только его индивидуальную психологию и характер, но и его индивидуальную жизнь, среду, в которой формируется его характер, и одновременно строить правильный воспитательный процесс».
По мере накопления педагогического опыта Амонашвили пришел к выводу, что настоящий педагог и воспитатель должен быть актером. Как артист на сцене забывает обо всем, кроме жизни своего героя, заставляет зрителя воспринимать спектакль как действительность, так и педагог, входя к детям, должен забыть о своих личных проблемах, переживаниях, и помнить только о своих «зрителях» - учениках, каждый из которых имеет свой собственный характер, мировоззрение, но все они без исключения должны быть вовлечены в общий творческий процесс обучения.
Особенно хочется отметить в теории Амонашвили его умение лаконично формулировать основные тезисы работы педагога и воспитателя, которые он называет «памятками». Впоследствии он их сгруппировал, и получилась памятка следующего содержания:
Будь осторожен!
Не ошибись!
Не вреди!
Дари себя детям!
Знай, к чему стремишься!
Постоянно ищи в ребенке богатство его души!
Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!
Список используемой литературы
1. Амонашвили Ш. А. Как живете дети? - М. : Просвещение, 1986 г.
2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.
3. Амонашвили Ш. А. Созидая человека. - М., 1982.
4. Богуславский М. В. ГУМАННО-ЛИЧНОСТНАЯ ПЕДАГОГИКА Ш. А. АМОНАШВИЛИ (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) // Психолого-педагогический поиск. 2011. № 17. С. 107-119.
5. Жигулина, О. В. Основные характеристики педагогики сотрудничества / О. В. Жигулина, Н. Г. Турусова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 31 (217). - С. 99-101. - URL : https://moluch.ru/archive/217/52226/ ( дата обращения: 08.12.2021).
6. Сохина, И. И. О концепции воспитания Ш. А. Амонашвили / И. И. Сохина. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2019. - № 5 (15). - С. 98-99. - URL : https://moluch.ru/th/4/archive/74/2791/ ( дата обращения: 11.12.2021).
7. Татаринцева, Е. А. Возможности использования мнемотехники в речевом развитии дошкольников / Е. А. Татаринцева, И. В. Новицкая. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 5 (295). - С. 337-339. - URL : https://moluch.ru/archive/295/66710/ ( дата обращения: 10.12.2021).