Получи документы

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством изготовления народной тряпичной куклы

Шитова Оксана
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством изготовления народной тряпичной куклы

МКДОУ детский сад №7 «Алёнушка»

г. Белая Холуница Кировская область

Слайд 1 Опыт работы

Шитовой Оксаны Анатольевны, воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре

посредством изготовления народной тряпичной куклы.

Актуальность

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством изготовления народной тряпичной куклы» размещена в разделах

Слайд 2 На со временном этапе возникает проблема, которая заключается в том, что общество и особенно важно, дети мало знают о родном крае, городе, особенностях народных традиций и часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Услышав слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники.

Дошкольный возраст – это период активной социализации ребенка, вхождения его в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Поэтому, приобщение детей к истокам народной культуры можно назвать одной из важнейших задач современной дошкольной педагогики.

Слайд 3 Воспитание дошкольников на традициях народной педагогики способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества и определяющего будущее нашего народа. Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа.

Частью культурного национального наследия является народная тряпичная кукла. У каждого народа кукла имеет свои характерные особенности, которые зависят от национально – психологических черт и культуры народа. Вековой опыт показывает, что кукла, являлась первым средством воспитания. Куклы нас развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования и хорошим подарком.

Слайд 4 Исходя из этого, я определила целью своего опыта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи, которые вы можете изучить на слайде:

Изучение опыта педагогов других детских садов позволило сделать вывод, что занятия с применением народной куклы, являются эффективным средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о народной культуре.

Слайд 5 Проанализировав психолого – педагогические исследования я выяснила, что формирование представлений детей о народной культуре имеет большое значение для патриотического воспитания. Как отмечают исследователи З. И. Зимина, А. Д. Синявский и Е. А. Флерина, это: воспитание любви к народным традициям, промыслам; формирование чувства ответственности и гордости за достижения страны, а также чувства уважения к другим народам, культурам, традициям. Современному ребенку, эти знания и умения просто необходимы. Можно сделать вывод о том, что тряпичная кукла — это игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны в народной педагогике.

Слайд 6 В начале прошлого учебного года я провела диагностику среди детей старшего дошкольного возраста. Детям задавались вопросы, уточняющие их знания о традиционных предметах быта, одежды, занятий, о народной тряпичной кукле. А экспериментальная ситуация «Выбери праздник» позволила выявить уровень развития у детей представлений о праздниках и обрядах русского народа.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить у детей 6 лет повышенный интерес к изучению народных традиций. Данные результаты убедили меня в необходимости проведения целенаправленной, комплексной работы с дошкольниками по формированию у них представлений о культуре русского народа.

Слайд 7 Исходя из полученных данных я составила перспективный план работы, часть плана вы можете изучить на слайде. Он построен на обучении детей изготовлению народных тряпичных кукол по принципу: от простого к сложному. Темы занятий с детьми составлялись с учетом календарных народных праздников, а также с учетом народных традиций, которые приняты в быту жителей города Белая Холуница.

Слайд 8 Проводимые мероприятия, позволили познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными праздниками, народными обрядами. Так, например, во время проведения занятия на тему «Как жили люди на Руси?» я знакомила детей с историей русского народа, с избой, её убранством и особенностями устройства народного быта, обычаями и традициями сельской семьи прошлого. На протяжении всего занятия дети были увлечены и с интересом принимали активное участие в беседе.

На занятии «Секреты бабушкиного сундучка» я познакомила детей с разновидностями народных тряпичных кукол. Ребята узнали, почему раньше куклы были без лица и из чего их делали, сравнивали современных и народных кукол, а так же познакомились с принципами их изготовления. В процессе изготовления куклы «Пеленашки», не все дети сразу справились с поставленными задачами. Потребовалась помощь в закреплении деталей нитками, завязывании узелков. Работая руками, дети получили ценнейший опыт позитивных достижений: «я – старался, я делал и у меня получилось!».

Слайд 9 Так же мы с ребятами подготовили театральную постановку сказки «Кукольный спор». Представление имело успех среди воспитанников нашего детского сада. Мы получили много положительных отзывов от детей и педагогов. Считаю, что это неоценимый опыт и планирую продолжать использовать данную форму работы. Как подведение итогов полученных знаний о народной культуре, традициях и тряпичных куклах со своими воспитанниками я провела викторину «Преданья старины глубокой».

Слайд 10 Родители тоже не остались в стороне. В январе прошлого года прошёл совместный досуг «Рождественские посиделки». Мы показали представление «Пришла Коляда, отворяй ворота». Ребята продемонстрировали знание народных обычаев, игр, колядок. Мы подготовили презентацию о том, как прошла наша рождественская неделя, где было наглядно показано, что мы узнали нового, чему научились. А так же организовали чаепитие при свечах с рождественскими пряниками «Козули», которые ребята сами испекли по старинному рецепту. В конце мероприятия родителям подарили этот рецепт, что бы они могли дома вместе с детьми испечь эти пряники для своих родных.

Кроме того, для родителей была проведена консультация на тему «Мудрые игрушки наших предков», мы сделали обзор народных игрушек, а так же привели примеры «антиигрушек» и то, к чему такие игрушки приводят. Во время проведения консультации я предложила родителям самим смастерить куклу «Хороводницу», которая является не просто игровой народной куклой, но и своеобразным тренажёром из прошлого для развития мелкой моторики рук. Очень порадовало, что некоторые мамы сказали, что теперь будут более тщательно подходить к выбору игрушек для своих детей.

Для педагогов детского сада я провела мастер - класс «Методические приемы обучения дошкольников при изготовлении тряпичных кукол». В ходе, которого поделилась опытом применения различных методов и приемов. С коллегами мы научились делать тряпичных кукол «Хороводница» и «Зайчик на пальчик».

Слайд 11 А ещё в своей группе мы организовали выставку народных кукол, которая регулярно пополняется новыми экземплярами. Там представлены «обереговые», «обрядовые» и «игровые» куклы. В изготовление кукол под моим руководством участвовали дети старшей группы и их родители. Ребятам так понравилась выставка кукол, что они предложили поделиться полученными знаниями и умениями с другими детьми. Так родилась идея провести экскурсию для других групп. Наша экспозиция нашла положительные отклики и пользуется большим успехом.

Слайд 12 Результатом работы по данной теме, исходя из данных мониторинга на конец учебного года, явилось то, что дети лучше стали знать предметы старины и для чего они были предназначены. Так же ребята стали лучше знать традиции и обычаи, которые мы до сих пор соблюдаем в народные праздники. Ребята знают названия народных тряпичных кукол и их предназначение. Проведенная нами работа доказала: что включение детей в совместную деятельность с педагогом по созданию кукол, с учетом календарных и региональных особенностей, способствуют формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о народной культуре.

Слайд 13 Таким образом, использование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно - образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно-патриотических позиций.

Слайд 14 Считаю, что поставленные цель и задачи выполнены. В процессе выполнения мы узнали некоторые секреты народных мастеров, научились подбирать ткани, делать кукол с помощью различных техник. А еще мы сделали вывод, что создание кукол – это кропотливая и тонкая работа не только для рук, но и для души и сердца.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_isblb.pptx | 3384,38 Кб
 
Публикации по теме:

Мастер-класс изготовления тряпичной обережной народной куклы «Колокольчик»Мастер-класс изготовления тряпичной обережной народной куклы «Колокольчик» Доброго времени суток, дорогие друзья и гости моего блога! Давно не обращалась я к народной кукле. Народные тряпичные куклы, ещё их называют.

Мастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадкиМастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадки Пленит нас космос красотой, В нём много красок, он живой. Огни, светящие в ночи, Так восхитительны, милы! Наш взор прикован к небесам,.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством изготовления народной тряпичной куклы
Опубликовано: 22 мая 2021 в 11:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД