Лучший педагог года

Приобщение детей и родителей к чтению художественной литературы посредством изготовления книжек-малышек

Саргылана Пахомова
Приобщение детей и родителей к чтению художественной литературы посредством изготовления книжек-малышек

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду. Произведения художественной литературы также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного.

Публикация «Приобщение детей и родителей к чтению художественной литературы посредством изготовления книжек-малышек» размещена в разделах

Выделение художественной литературы как средства всестороннего воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении.

Для того, чтобы привлечь внимание родителей к воспитанию ребенка, заинтересовать их, я решила использовать так называемые книжки – малышки, изготовленные своими руками (детей и взрослых). Они ярко и красочно оформлены, материал представленный в них, разнообразен и объединен по темам.

Выпуск таких книжек позволяет :

– расширить и обогатить словарный запас речи детей, активизируя их речевое общение;

– научить родителей общаться со своими детьми;

– облегчить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

В настоящее время я работаю с детьми старшего дошкольного возраста и считаю, что это возраст расцвета творческих талантов (поэтических, писательских, словотворческих). Ни в каком другом возрасте человек не познает мир с такой жадностью, открытостью и постоянством. И чтобы выразить свой эмоциональный мир ребенок должен уметь связно выражать свои мысли.

Поскольку наибольшую мотивацию к общению вызывают интересы самих детей и их повседневные переживания, я стараюсь это учитывать в своей работе с детьми.

Дети сочиняют “свободные тексты” не просто так, а для того чтобы рассказать что-то своим близким, друзьям, то есть, тексты имеют коммуникативную функцию. В случае, когда дети сами не могут написать тексты, они просто фантазируют, рассказывают взрослым, и уже их (взрослых) задача услышать и записать рассказ. Но сначала нужно предложить детям нарисовать, пусть даже, графически (в зависимости от возраста ребенка) придуманное или услышанное. Возможны варианты, когда к картинкам, нарисованным малышам и иллюстрирующими их переживания, воспитатель пишет текст, основанный на том, что рассказали сами дети о своих рисунках. Сделать это может не только воспитатель, но в первую очередь родители или близкие ребенку люди. Такая форма работы позволяет сделать целую серию открытий. Детям необходимо давать “пищу” для ума, тем самым, создавая познавательную активность. Я считаю, что одной из таких форм станет для детей формирование элементарных представлений об информационной культуре.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе использовала следующие формы работы:

- групповые собрания;

- консультации на темы - «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Характер ребенка зависит от вас», «Чтобы дети росли здоровыми»;

- выставки книг;

- анкеты «Я и вся моя семья - это книжкины друзья»;

- совместные праздники и развлечения;

- совместная творческая деятельность родителей и детей;

- полезные советы.

Провели лекции, беседы, круглые столы с родителями на темы : «Детские страшилки, детективы : вред или польза?», «Чтобы дети росли здоровыми», «Взрослый-ребенок-книга» по произведениям П. Тобурокова, конкурс «Моя любимая книжка», «Книжки-малышки про здоровье», и др.

По итогам пришла к выводу, что только с помощью родителей могу осуществить воздействие на детей.

Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями. А возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить условия для достижения эффективных результатов.

В нашей работе мы основываемся на следующих принципах: родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами в воспитании детей. Такая система работы помогает лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

Мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно совершенствуем формы работы между родителями и дошкольным учреждением, чтобы создать для своих детей обстановку, стимулирующую их полноценное развитие.

Планирование работы по приобщению к чтению

художественной литературы через изготовление книжек-малышек

№ Мероприятия Сроки проведения Ответственные

1. Родительское собрание о задачах

приобщения детей к чтению художественной

литературы. сентябрь Педагоги группы

Содержание работы:

Анкетирование родителей «Ребенок и книга»

• исследование семей для выявления родительской позиции по отношению к приобщению детей к чтению художественной;

• выявление уровня восприятия родителей по приобщению к чтению художественной литературы через изготовление книжек-малышек;

2. Беседа «Взрослый – ребенок – книга»

по произведения П. Тобурокова октябрь Педагоги группы, родители, дети

Содержание работы:

• Формирование положительного отношения к произведениям П. Тобурокова детей и родителей;

• Монтаж «Произведения П. Тобурокова»;

Изготовление книжек-малышек;

3. Конкурс «Моя любимая книжка» ноябрь Педагоги группы, родители, дети

Содержание работы:

• Папка-передвижка «Роль и ценность художественной литературы для развития и воспитания ребенка»;

• Беседа «Моя любимая книжка»;

• Выставка книжек-малышек;

4. Коллективное изготовление книжки-малышки И. Мигалкина «Кошка и мышка» декабрь Педагоги группы, дети

Содержание работы:

• Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев;

• Инсценировка сказки И. Мигалкина «Кошка и мышка»;

5. Книжки-малышки про здоровье январь Педагоги группы, медики, родители, дети

Содержание работы:

• Круглый стол «Чтобы дети росли здоровыми»;

• Папка-передвижка «Прививки: все за и против»;

• Развлечение «В гостях и доктора Айболита»;

Изготовление книжек-малышек про здоровье

6. Книжки-малышки по теме «Почемучки» февраль Педагоги группы, родители, дети

7. Книжки-малышки по теме «Моя семья» март Педагоги группы, родители, дети

Содержание работы:

• Спортивное развлечение «Папа, мама и я спортивная семья»;

• Фотовыставка «Любимое занятие семьи»;

• Выставка книжек-малышек «Моя семья»

8. Выставка самая оригинальная книжка-малышка апрель Педагоги группы, родители, дети

Содержание работы:

• Лекция «Читаем и рисуем вместе с ребенком»;

• Организация выставки для детей и родителей других групп»

9. Книжки-малышки по теме «Сказки, придуманные мною» май Педагоги группы, родители, дети

Содержание работы:

• Совместное оборудование в группе «Центра книги»

10. Книжки-малышки по теме «Как я отдохнул летом» (задание на лето) июнь Педагоги группы, родители, дети

Публикации по теме:

Проект по исправлению недостатков в работе по образовательной области «Художественная литература» Проект по исправлению недостатков в работе по образовательной области «Художественная литература» Воспитатель: Инькова О. В. 2012 год Актуальность.

В преддверии светлого праздника Пасхи. СамоделкиВ преддверии светлого праздника Пасхи. Самоделки Выполняя самоделки из различных материалов развиваем художественно-творческие способности детей. Ручной труд является одним из видов трудовой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей и родителей к чтению художественной литературы посредством изготовления книжек-малышек
Опубликовано: 3 августа 2013 в 14:39
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД