Папки-передвижки

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры

Инна Викторовна Хмыз
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,

творчеству, - это источник любви к Родине… пусть ребёнок чувствует

красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда

сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

В. А. Сухомлинский

В последнее десятилетие в нашей стране отмечается интенсивный рост национального сознания. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено. Наша жизнь заполнена большим количеством иностранного в быту, на телевидении, в музыке, в других сферах нашей действительности. Это привело к утере понятия истинных ценностей, отсутствию чувства патриотизма и человеколюбия; исчезли идеалы человека-труженика, воина - защитника Отечества; забыты семейно-бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.

Публикация «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры» размещена в разделах

Наиболее незащищёнными от этих негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети и подростки. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой, - возникновением ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Психолого-педагогические исследования последних лет свидетельствуют о том, что под влиянием современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира в целом. Какими же средствами мы, педагоги, можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?

Ответ на этот вопрос очевиден: именно знакомство с народными культурными традициями, воплощёнными в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах и ритуалах русского народа, помогает воспитывать любовь к родному краю, создаёт благодатную почву для формирования у дошкольников различных качеств : интеллектуальных, нравственных, эстетических, развивает творческие способности каждого ребёнка.

Познание культурного наследия русского народа находит отклик в детских сердцах, формирует общую духовную культуру, обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности. Поэтому так важно начинать приобщение к ценностям народной культуры с малых лет. Ведь детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. И к счастью, детство - это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Учитывая, что одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед педагогом, является воспитание у детей любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину, считаю очень важным донести до сознания воспитанников идею о том, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого мы обращаемся к её истокам и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская мелодия должны стать частичкой жизни каждого ребёнка.

Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом смысл работы в данном направлении, для которой и были определены следующие приоритеты :

Во-первых - окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка,

воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны

быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста

понять, что они – часть великого русского народа.

Во-вторых – следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, поговорки, считалки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь происходят тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

Так, прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса:

«Ладушки»

«Кукареку, петушок»

«Зайка белый»

«Котя-коток»

«Тили - бом, тили - бом»

Небылицы - это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую всё поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают; мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несёт зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает пельменный дождь… Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребёнка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

«Сидит ёжик на сосне»

«На горе стоит телега»

«Да и где же это видано?»

Скороговорки. Не каждому из детей удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но весёлая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Хотя и говорится, что «всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь», детей это не останавливает, а только подогревает их интерес. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. К ним даны напевы. Исполнять скороговорку, интонируя её на простейшую мелодическую попевку, легче, чем просто произносить. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе по совершенствованию вокальных навыков, чёткого произношения слов, правильной дикции.

Игровые и плясовые песни – образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актёрству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.

«А я по лугу»

«Как у наших у ворот»

«Ходит Ваня»

«Скок-скок-поскок»

«Как на тоненький ледок»

Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» – иносказанием или намёком, окольной речью, обиняком. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идёт речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребёнок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудрёный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы. Загадки можно вставлять в сценарии театрализованных представлений и праздников.

Игра. Всё свободное время дети играют. Во дворе, в комнате, на улице… Почти в каждой местности есть свои игры, которые там зародились и получили распространение. Во многих играх поются короткие или длинные песни – игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребёнку мелодии. Игра - всегда развлечение, забава, а иногда соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.

«Каравай»

«Гуси-лебеди»

«Зайки-шалунишки и косолапый мишка»

«Ворон»

«У медведя во бору»

«Весёлые гуси»

Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражён народный быт, красота родной природы, особенно в её весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга – место хороводных гуляний, покрывающая их «травушка-муравушка», кудрявая берёзка… Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, – ребёнок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной и т. д. Здесь всё зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие – развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актёром и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть её.

«Масленка»

«Заинька, попляши!»

«Кто у нас хороший?»

«Во поле берёза стояла»

Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка – загадываться, игра – играться; песня только тогда и песня, когда её поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но ещё и прежней, настоящей – устной. Для этого надо устраивать театрализованные представления или фольклорные праздники, где весело только тому, кто и сам поёт песни, водит хороводы, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый и гость, и хозяин. Успех фольклорного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Готовность к игре – это не просто знание того, что за чем идёт и по каким правилам – это, прежде всего, самое серьёзное отношение к ней.

На мой взгляд, фольклорные праздники, в частности, ярмарки – это наиболее яркое, интересное, красивое, весёлое, артистичное, балагурное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие. Каждый ребёнок может принять участие в ярмарке, даже если он не является участником постановки, он может быть вовлечён в действие тем, что станет участвовать в играх вместе с актёрами, петь песни, отгадывать загадки. Сценарий ярмарки позволяет выделить роль каждому ребёнку соответственно его возрасту и творческим возможностям. Можно с точностью сказать, что ярмарка объединяет в себе все жанры народного творчества, за что и являлась излюбленным времяпрепровождением русского народа в былые времена и остаётся весёлым праздником в жизни современных детей.

На протяжении нескольких лет я веду целенаправленную и систематическую работу по изучению народного творчества, воспитывая в детях бережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям. На доступном уровне знакомлю своих воспитанников с народными играми, народным календарём, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом. С малышами мы учим народные прибаутки и колыбельные песенки; слушаем русские народные мелодии; играем в подвижные игры; фольклорные праздники проводим с использованием всех жанров народного творчества; праздничные утренники и развлечения включают в себя театрализацию и драматизацию сюжетов народных сказок с музыкальным сопровождением.

Это не только способствует формированию высокой нравственности и развитию познавательных способностей у детей, но и воспитывает у них любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее каждому ребёнку.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской культуры в разных видах деятельности Русская национальная культура - это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры
Опубликовано: 9 марта 2023 в 20:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Инна Викторовна Хмыз (УИ 3196684) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД