МААМ-картинки

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками

Валерия Сопотова
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками

В младшем дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширение круга общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников.

Решая одну из задач образовательной программы, я большое внимание уделяю формированию у детей навыков и выполнению ими правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Планируя свою работу, формирую такие качества личности, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решить, как следует поступить в каждом конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятностей.

Публикация «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками» размещена в разделах

Мною была поставлена

цель: создание условий для успешного приобщения и воспитания у детей значительного уровня культуры общения, что является основой для дальнейшего развития личности, формирование у детей потребности в новых формах общения со взрослыми : сотрудничестве, инициативном общении на познавательные темы и инициативном общении со сверстниками.

Для достижения цели были поставлены следующие

задачи:

1. Формировать представления об элементарных моральных нормах и правилах, поддерживать их проявления детьми.

2. Способствовать развитию коммуникативных навыков через игры и игровые упражнения.

3. Использовать индивидуальный подход к детям с различными особенностями в развитии эмоциональной сферы.

4. Создавать условия для партнёрского общения со взрослыми.

5. Создавать основу для формирования позитивного образа «Я».

6. Содействовать развитию представлений о человеке: его внешних особенностях, психическом состоянии (эмоции, настроение).

В работе с детьми использую следующие формы работы:

1. Создание проблемных ситуаций с сюжетно-дидактическими игрушками.

2. Совместная со взрослым игра.

3. Индивидуальная игра.

4. Чтение.

5. Беседа.

6. Наблюдение.

Играя с детьми, стараюсь способствовать развитию основных умений общаться. Игровые упражнения подбираю по принципу от простого к сложному, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

С самого начала я оформила развивающую среду для малышей, чтобы им было комфортно и интересно в нашей группе. У вновь поступивших детей в детский сад нет никаких навыков общения со сверстниками. Чтобы познакомить детей друг с другом и обратить внимание на соседа, обратилась к фольклорным произведениям – это русские народные песни, стихи, прибаутки, колыбельные, потешки.

Учим русские народные пословицы и поговорки о дружбе и взаимоотношениях. «Маленькая дружба лучше большой ссоры», «Дерево держится корнями, а человек друзьями», «Знал дружка в радости, не оставляй в горести» т. д.

Художественное слово очень положительно влияет на поведение детей. Дети, выучили стихотворения и с большим удовольствием рассказывают в детском саду, дома, друзьям, знакомым.

Дети очень любят слушать и смотреть русские народные сказки: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка» и другие. В них показаны взаимоотношения сказочных героев друг с другом, которые переносят в свою игровую действительность. Здесь дети сами ищут разрешение ситуации, и у них получилась добрая концовка. Я заметила, что в играх они стали помогать друг другу, строить поломанный гараж, дом, башню.

В этом возрасте часто дети отбирают игрушки друг у друга, не могут её поделить, затем следует плач и на помощь снова приходит фольклор. Я начинаю приговаривать: «Кто у нас хороший…». В итоге все дети хотят, чтобы про них пропели, что они хорошие, а про игрушку просто забывают.

Для формирования у детей желания общения друг с другом использую следующий приём. За столик, на котором находятся игрушки, сажаю детей, наблюдаю за игрой сверстников, выражаю своё одобрение, хвалю за инициативу по отношению к сверстнику помочь достать кубик, одобряю, если дети вместе строят заборчик для собачки и т. д. Учу детей не только взаимодействовать с игрушками, но и друг с другом. Я заметила, что если специально заниматься организацией взаимодействия детей (в играх, труде, на занятиях, малыши хорошо знают своих сверстников, редко ссорятся, между ними царит атмосфера доброжелательности, умеют играть друг с другом. По приходу в детский сад учу детей здороваться сначала с мишкой, а затем постепенно со сверстниками и воспитателями. Дети без затруднений и стеснений здороваются со всеми.

Широко применяю игры с дидактической куклой. Эти игры вызывают непосредственный интерес ребенка к взрослому. Создаю игровые ситуации «Кукла плачет», дети жалеют её, зовут играть с собой, дарят свои игрушки, вытирают слёзы. Этим я вызываю у детей эмоциональную отзывчивость. Другие игровые ситуации формирую у детей первые навыки общения друг с другом, воспитываю доброжелательность к персонажам и к сверстникам.

С младшей группы учу детей речевому этикету при разрешении конфликтных ситуаций:

- Прости меня, пожалуйста!

- Я больше так не буду!

- Извини!

Но настоящий положительный эффект получается, когда стала учить детей шуточным способом примирения – «мирилки». Дети с большим удовольствием брались за мизинчики и начинали «обряд», в итоге все остались довольны и счастливы.

При формировании у младших дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам использую положительную предвосхищающую оценку. Например, Вика плачет и не может достать мяч из-под стола. Я обращаю внимание детей на девочку : «Почему Вика плачет? Как ей можно помочь?» Дети не всегда знают, как помочь, только пожимает плечами. Я, например, говорю, что Дима у нас добрый, всегда поможет найти затерявшуюся игрушку. Мальчик в ответ кивает головой. «Дима, принеси, пожалуйста, Вике вон тот мяч» - и указываю на закатившийся под стол мяч. Диму похвалили, и он идёт и достаёт мяч, но ему не хочется его отдавать, потому что самому понравился. «Дима добрый, пожалеет Вику и конечно, ему не жалко отдать ей мяч». Мальчику ничего не остаётся, как подать девочке мяч, у которой слёзы вмиг пропали.

Таким образом, я сообщила ребёнку знания о формах и способах проявления доброжелательности к сверстнице. При этом мои побуждения не выступали в форме авторитарного «управления» ребёнком, а приближают к сотрудничеству с ним. Я заметила, что очень хороший результат достижения, когда предвосхищающая оценка используется с вербальным общением.

Для формирования добрых взаимоотношений между детьми провела ряд НОД: «Поездка в гости к бабушке», «Наши хорошие поступки», «Поиграем вместе с Хрюшей». С помощью НОД по формированию целостной картины мира «Мой друг», «На поезде дружбы», «Урок вежливости», «Отмечаем день рождения» расширяла представления о дружбе. Мы вместе с детьми поздравляем именинника, дарим подарки, говорим добрые слова, поём песни. Ребятам хотелось сказать ему самое доброе пожелание. Здесь у детей проявляется радость за сверстника. Рассматриваем с детьми сюжетные картины о взаимоотношениях со взрослыми : «Мамины помощники», «Встретим бабушку», «Вместе с папой» и т. д. Из бесед дети узнают, как нужно относиться к пожилым людям, проявлять любовь и заботу к родителям, бабушкам и дедушкам.

Использую игры, которые направлены на формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе сверстников и со взрослыми. Например, дидактическая игра «Хорошо – плохо». В этой игре ребенок должен сделать правильный выбор : карточки с хорошими поступками нужно сложить возле зеленого кружочка, а плохие – к красному кружочку. Играя в эту игру, дети познают, что хорошо (уступить место старику в автобусе, дать игрушку плачущему ребенку) и что плохо (включать громко музыку, отбирать игрушки, драться и т. д.)

Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей. Мы должны научить детей добрым взаимоотношениям, играть без конфликтных ситуаций, решить их при необходимости.

Я хочу остановиться на одной из игр «Комплименты». Вначале словарный запас детей был скудным : хороший, красивый, умный. Но ребёнку было очень приятно слушать комплименты в свой адрес. Со временем словарный запас у детей расширился и сейчас у детей множество комплиментов. Дома родители в свой адрес стали слушать комплименты, чем остались довольны. Аналогично этой игре организовываю такие игры, как: «Волшебный стульчик», «Нам без тебя не интересно, потому что…», «Пирамида любви».

Во время бесед объясняю детям, что девочкам необходимо помогать, уступать. Использую пальчиковый театр, где персонажи девочки и мальчики. Куклы в перчатках постоянно общаются с детьми, решают различные проблемные ситуации

Иногда бывает, что дети напряжены, закрыты в себе и не идут на контакт, не только с воспитателями, но и со сверстниками. В связи с этим использую психогимнастику для эмоционального раскрепощения. Например, «Жадный пес», «Злюка», «Гроза», «Смелый заяц», «Цветок», «Ласка», «Вкусные конфеты», «Удивление», «Лесёнок боится». Дети учатся при помощи жестов, мимики управлять своими эмоциями (злиться, радоваться, смеяться, обижаться).

В общении с детьми я придерживаюсь следующих принципов:

- Отсутствие психологического давления на ребенка.

- Спокойный доброжелательный тон.

-Введение традиций, повышающих общий эмоциональный фон и улучшающих психологический климат;

- Учет конкретных интересов детей в совместной деятельности.

Формирую у детей доброжелательное отношение не только к сверстникам, но и ко взрослым. Играем с детьми в игру «Мамины помощники», «Повяжи бабушке платочек», делаем подарки родителям к праздникам, что способствует проявлению внимания, заботливого отношения к окружающим.

Всю работу в данном направлении организую в тесном взаимодействии с родителями. Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми содействовало развитию инициативного общения ребенка с взрослыми (не только близкими). С целью привлечения всех участников воспитательного, образовательного процесса, использую разнообразные формы работы с родителями (наглядная информация, консультации, родительские собрания, дискуссии, анкетирование). Так же были консультации для родителей в индивидуальной форме по темам: «Воспитание дружеских взаимоотношений в игре», «Учим детей общаться», «Для чего ребенку нужно общение», родительское собрание «Взаимоотношения детей в детском коллективе». Провожу индивидуальные беседы с родителями, предлагаю побеседовать дома с ребенком на следующие темы: о вашем собственном детстве, о дружбе, о ссорах, о страхе, о смелости.

ВЫВОД:

Дети овладели некоторыми способами взаимодействия со сверстниками : оказание помощи в одевании, проявляли способность под контролем взрослого подчиняться элементарным правилам, выражать сочувствие, сопереживание. У детей повысилась потребность в общении друг с другом, появилось умение самостоятельно организовывать игру со сверстниками, брать на себя роли и договариваться об игре. Дети соблюдают элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, в повседневной жизни самостоятельно, без напоминания со стороны взрослого, пользуются «вежливыми» словами.

Публикации по теме:

Проект «Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего вида» Презентация дополняет проект "Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего обучения" воспитателя Соколовой М. Н. Данное образовательное.

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития конструктивной деятельности дошкольников Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками
Опубликовано: 29 марта 2015 в 19:57
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД