Вахрушева Ольга Ануфриевна
Приобщение детей народной игровой культуре
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение детей к народной игровой культуре».
Многовековой опыт человечества показал, что игра – важнейшее средство в воспитании ребенка. Оно имеет такое же значение, как народная поэзия, сказки или легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которое через игровое общение усваивает культуру своего народа.
Публикация «Приобщение детей народной игровой культуре» размещена в разделах
В народной игре имеется весь арсенал необходимых средств для формирования человека, гражданина. Практически нет такого качества личности, развивать которое нельзя было бы с помощью народной игры.
В каждой народной игре решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляется произвольная память и внимание, тренируется воля, закрепляются коммуникативные навыки.
Посредством одной и той же игры педагог может решать несколько проблем. Так, выделив подвижную часть игры, можно активизировать детей, способствовать эмоциональной разрядке, обеспечить необходимую физическую нагрузку, развивать моторику.
Акцентировав драматическую сторону и соответствующим образом распределив роли, разрешить некоторые психокоррекционные проблемы. Уделив особое внимание игровым словам и их проговариванию – проводить работу по развитию речи. Предложив детям поиграть бытовые ситуации – расширить их знания о народной культуре.
Каждая из игр сама по себе способствует развитию эмоциональной сферы детей, так как игровой процесс сопровождается яркими эмоциями и переживаниями.
Возрождение интереса детей к игровому фольклору сегодня невозможно без активного участия взрослого, который выступает транслятором игровой культуры. Важны систематическое, целенаправленное воздействие, своеобразная просветительская деятельность по освоению игровых традиций.
Условия:
-усвоение педагогом игрового репертуара, знание разнообразных видов народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок, диалогов и считалок;
- принятие взрослым гибкой игровой позиции – не руководитель, а партнер детей по игре.
Формы организации игровой культуры :
Игротека.
Такой вид игровой практики предполагает занятия с детьми по разучиванию и закреплению народных игр. Дети знакомятся с разнообразными играми (игры – шутки, игры – состязания, игры – прятки, игры – ловишки, игры с выбором, игры с подражанием и др., разными вариантами одной игры, овладевают ее традиционными компонентами, такими, как выбор водящего (считалки, сговор).
Игротека наиболее эффективна как групповая, где принимают участие не менее 10-12 человек.
В содержание игротеки включаются игры с разной развивающей направленностью. Обязательно дети знакомятся с новой игрой, новой считалкой или каким-либо видом жребия, а так же проговариваются уже знакомые, полюбившиеся детям.
Игровая перемена.
Суть организации перемены заключается в создании игровой среды, переключение на творческую, динамичную деятельность, способность снять физическое и умственное напряжение, повысить эмоциональный тонус организма.
В игровые перемены дошкольников целесообразно включать игры – хороводы, игры с выбором, некоторые варианты игр-ловишек на ролевой основе.
Прогулка с использованием народных игр.
Прогулка – самый активный период организации игровой деятельности. Включая традиционные детские игры в содержание прогулок, следует широко использовать организационную и эмоциональную функции жеребьевых сговорок или считалок. Исполняя роль игровой прелюдии, они несут в себе дух демократического императива, нейтрализующего вероятность конфликтов и активно формируют мотивацию «хочу».
На прогулке следует отдавать приоритет играм – ловишкам, которые с одной стороны, в наибольшей степени удовлетворяют потребность ребенка в активном движении, а, с другой, - придают этому движению через правила игры определенную направленность. Эффективны для прогулки игры – состязания, такие, как «Петушиный бой», «Репка», «Городки» и др. В зависимости от времени года на прогулке могут быть использованы состязания с мячом, камушками, веревочкой или снежными комками.
Праздники.
Игровой праздник является синтезом описанных выше типов игровой практики. Эта форма может быть достаточно эффективной лишь при серьезной предварительной подготовке, наличии игровых лидеров, хорошо продуманной схеме размещения групп, играющих на большой площадке.
Если игровой праздник проводится в начале работы по ведению народных игр в педагогическом процессе, то наиболее подходящей формой проведения традиционных игр может быть чисто «показательное» их проигрывание при помощи педагогов и детей постарше. При этом желательно участие самих зрителей.
Особый интерес для дошкольников представляют сезонные игровые праздники, объединенные одним сюжетом – весенние, летние, зимние.
Вари антом игрового праздника может быть организация соревнований спортивного типа, основанных на элементах народных игр.
Сегодня педагоги не должны стоять в стороне от решения судьбы одного из важнейших воспитательных средств – народной игры. Педагогическая организация игровой деятельности воспитанников может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них культуру своего народа.