Татьяна Порядина
Приобщение дошкольников к опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является решающим периодом развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы личности, складывается произвольность поведения, активно развивается воображение, творчество, самостоятельность, инициативность. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка - дошкольника?
Публикация «Приобщение дошкольников к опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей, предоставляет ребенку возможность найти ответ на вопросы «Как?» и «Почему?».
Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментирование проходит в несколько этапов, в соответствии с возрастом детей.
1 этап (2-4) «Познаем, играя».
В младшем возрасте, чтобы заинтересовать малышей, элементарные опыты проводятся в виде игр. Учитывая особенности детской природы, дети младших групп не способны концентрировать внимание на одном объекте долговременно, поэтому опыты не требуют длительного времени. Детям даются общие представления о ярких отличительных признаках и свойствах: песок сухой (мокрый, влажный, сыплется (лепится, снег белый (пушистый, холодный, тает, лепится и т. д. По показу взрослого дети обследуют объекты с помощью зрительно-осязательных действий и на этой основе вычленяют признаки и свойства.
Таким образом, представления об объектах живой и неживой природы даются в играх - экспериментах. Такие игры почти неразличимы от развлечения. Существенное значение в играх такого типа имеет использование художественной литературы и персонажей (Капелька, Снеговик). Они помогают малышам лучше осваивать новые знания о природе. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду в льдинки. Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в «Чудесном мешочке» или «Ящике ощущений», в восторге от игр «Угадай на вкус», «Узнай по запаху», и т. д.
2 этап (4-5 лет) «Удивительное рядом».
Дети средней группы продолжают знакомиться со свойствами и качествами, присущими предметам и материалам (прозрачность – непрозрачность, мягкость – твердость) и т. д., учатся определять явления неживой природы (превращение воды в лёд, появление инея). Происходит знакомство со способами выращивания растений (из семян, из части растения, формируются понятия о важном: значении воды, тепла и света для всего живого на земле. Часть опытов также проводится в виде игр- экспериментов.
В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему на солнце вода испаряется быстрее, чем в тени?» С помощью наводящих вопросов дети учатся выделять главное, сравнивать два объекта или состояния одного и того же объекта, находить между ними разницу, например: лёд и вода, вода и пар. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? и т. д. С детьми данного возраста можно начать проводить длительные наблюдения, фиксировать результаты в дневнике наблюдений.
3 этап (5-7 лет) «Клуб Почемучка».
В старшем возрасте у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. Дети старшего дошкольного возраста закрепляют знания о физических свойствах предметов, им даются представления о некоторых факторах окружающей среды (Солнце, солнечная энергия, воздух, температура воздуха, почва, состав почвы, вода, зависимость жизни на Земле от этих факторов). Особую роль в старшем дошкольном возрасте играют занятия из цикла «Клуб Почемучка». Это занятия познавательного характера, на них дети узнают много нового о таких явлениях, как вулкан, происхождение гор, островов и т. д. Кроме этого дети учатся создавать эти явления искусственно, в ходе экспериментирования, например, выкладывают макеты островов, устраивают «извержение» вулкана. Помогают детям постичь удивительное персонажи Дед Знай, Незнайка. Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его; знакомятся с электричеством. Они с интересом открывают законы движения (почему движутся предметы, законы инерции (монета в стакане, лист из-под стакана). Живая природа это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, как распускаются цветы. Опыты позволяют узнать и о человеке: «проверим слух», «стук сердца», «цвет кожи», «почему храпит человек» и т. д.
На всех этапах проведения исследовательской деятельности мы подчеркиваем важность того или иного объекта или природного явления, так как в природе нет ничего лишнего и ненужного. Всё нужно любить и беречь во имя сохранения настоящей и будущей жизни на Земле.
Хочется, остановится на особенностях при организации и проведении исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Считаю, что педагоги, должны придерживаться следующим правилам в данной работе:
• детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься;
• не следует строго регламентировать продолжительность опыта : как и в игре, ребенок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло
• не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. Если воспитатель будет радоваться открытиям своих питомцев, будет одобрять их попытки мыслить самостоятельно, то в группе создастся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей
• дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины
• необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения
• не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов в поисковой деятельности : необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка.
• соблюдение правил безопасности — это предмет особого внимания, т. к. дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
Педагогам в дошкольных учреждениях важно понимать и помнить: Эксперименты — не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром.
Эксперимент рождается не просто:
Порой – с наивного вопроса.
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдаё т себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось.
Посмотрим, что же получится у нас?
Эксперимент – «Ящик ощущений» (опыты с камнями)
Материал: разнообразные камни в коробках, коробка для смешанных камней и ткань, стакан с водой, лупа.
Классификация камней по разным признакам.
Подготовительная работа:
Положить в ящик несколько предметов (среди них должны быть и камни)
Ход эксперимента
Предложить выяснить, что находится внутри «ящика ощущений» : из всех предметов отберите камни. Каждый берёт в руку камень и рассказывает о его особенностях. Какой камень на ощупь? (Гладкий, шероховатый, с острыми краями, холодный и т. д.)
Когда все камни будут на столе сравнить их.
Почему у некоторых камешков нет углов, почему они гладкие? (Камешки лежали в воде, песок и вода обтесали углы, камешки стали гладкими)
1. Рассмотрите камешки в лупу. Обратите внимание на кристаллики, трещинки, узоры.
2. Что будет, если положить камень в воду? Он утонет или будет плавать? (бросить камень в стакан с водой, наблюдать). Что же происходит (на воде круги). Может ли камень плавать?
3. Давайте сравним камешки сухие и мокрые. Какого цвета мокрые камни по сравнению с сухими? Какие из них красивее теперь?
4. Сделаем музыкальный инструмент. Положим камешки в коробки (пластиковые, металлические, картонные) и закройте их. Как красиво и по-разному они гремят (мелкие и крупные, один и несколько камешек). (Под музыку в качестве маракасов.)
Игры с камнями
На столе поднос с песком: предлагаю всем участникам проявить фантазию и составить узор из камешков.
Замечательно! Вы просто молодцы! И вашим воспитанникам повезло, потому что рядом с ними творческие воспитатели.