Папки-передвижки

Приобщение к фольклорным традициям детей дошкольного возраста

Ольга Лучина
Приобщение к фольклорным традициям детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклор – естественная среда, в которой искусство органично сливается с жизнью людей, только народное творчество может подарить ребенку встречи с напевными, чудными мелодиями, с ярко живым, подлинно родным языком. К счастью, детство – то время, когда возможно истинное погружение в истоки национальной культуры. Фольклор, поднимая ребенка на ступеньку к прекрасному, порождает в душе маленького человека добро. Народное творчество, выдержавшее испытание временем, отшлифованное годами, представляет для педагогов истинную школу нравственности. Фольклор не читает детям морали, а ненавязчиво учит ребенка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем. В процессе работы с дошкольниками я пришла к выводу, что фольклор является художественной основой для успешного воспитания ребенка.

Публикация «Приобщение к фольклорным традициям детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Через игру дети познают окружающий мир. Русские народные игры созданы для того, чтобы подтвердить эту истину. Народная игра - своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя и справедливость. Неоценимым национальным богатством являются календарные игры. Я в своей группе сделала эти игры традицией. Весной мы проводим игры: «Ручеек», «Кораблики» и др. Зимой: «Салки», «Бабушка Пыктеха», «Валенок» и др. Осенью: «Кто с нами», «Муха» и др. Летом: «В кресты» и «Перетягивание сети». В них заключается информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте и труде.

Народные игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, многие народные игры (лапта, городки) сегодня почти исчезли из детства. Мне бы хотелось сделать их достоянием современных дошколят. И поэтому в нашей группе стало традицией ежегодно проводить народные праздники с использованием народных игр для того, чтобы дети знали традиции наших предков : зимой – «Святки» (пришла весна - отворяй ворота, весной – «Масленица», «Пасха», «Алексей с гор потоки», летом – «Иван – купала», осенью –«Кузьминки – об осени поминки».

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Я подбираю потешку, которая может установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку- воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя ребенка, не изменяя содержания, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например, "Вот проснулся петушок". Нельзя забывать, что словарный запас слов у ребёнка невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. Интонация, с которой они произносятся мной, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесённые на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать.

Очень большое значение имеют потешки в воспитании у ребёнка дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются его успокоить, приговаривая: " Не плачь, не плачь, куплю калач". Я ввожу в работу - игры, забавы, хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве «Моя доченька" малыши слышат уже знакомые им "Баю-баюшки-баю", "Катя, Катя маленькая. ". Увеличить словарный запас помогут малые формы фольклора, в котором привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, напевность, ритмичность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Я подбирала соответствующие настольно - печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали детям закрепить простейшие речевые навыки и знание произведений народного жанра, формировать умение самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке в моей группе собраны: игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книжки-малышки. Здесь же я поместила фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Всё это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.

Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их появление эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду прежде всего, воспитание чувств человека. Без них не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас, активизируют познавательное и умственное развитие, способствует ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемых показам наглядного материала более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость. Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью я обыгрываю малые формы фольклора, использую красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты, которая подобрана в группе.

На родительских собраниях я стараюсь рассказать о важности использования народного фольклора. В нашей группе общение педагогов и родителей, несомненно, является положительной тенденцией. Эффективно сотрудничество дает импульс построения взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании детей, но и осознание общих целей, доверительного отношения и стремление к взаимодействию.

Литература:

1. Русский фольклор. Материалы и исследования. Том 32: — Москва, Наука, 2004 г. - 592 с.

2. Стрельцова Л. Учите детей родному языку// Дошкольное воспитание №9.-с. 94-99.

3. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык// Дошкольное воспитание №11.-с. 77-82.

Публикации по теме:

Наша выставка народного декоративного искусстваНаша выставка народного декоративного искусства Каждый год у нас проходит КМО (кустовое методическое объединение). Несколько детских садов посещают занятия друг у друга, обмениваются опытом.

«Радость творчества». Презентация проекта в средней группе Работая над проектом "Радость творчества", я поставила перед собой определенную цель:познакомить детей с народным творчеством. Народное искусство,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение к фольклорным традициям детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 октября 2013 в 10:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение к фольклорным традициям детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лучина (УИ 140386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД