Приложение МААМ

Приобщение к истокам русской народной культуры на основе изучения русского народного костюма. (1 фото)

Людмила Аксенова
Приобщение к истокам русской народной культуры на основе изучения русского народного костюма.
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение к истокам русской народной культуры на основе изучения русского народного костюма.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, а также без народного костюма, который раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрируя его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и явления частью его истории.

Публикация «Приобщение к истокам русской народной культуры на основе изучения русского народного костюма,» размещена в разделах

Организуя работу с детьми, стараюсь акцентировать внимание детей на народном костюме. Мои жизненные наблюдения показывают, что очень многие слои населения перенимают образ жизни и наряды у народов Западной Европы. Но русский народ имеет свою достойную культуру и традиции, которые ни в чем не уступают Западу, а даже наоборот.

Считаю необходимым возродить культуру России. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Цели : приобщать детей к истокам русской народной культуре. – продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира.

Задачи:

-Знакомство детей с традиционными видами женского рукоделия- прядением и плетением.

-Показать детям красоту русского народного костюма,

В своей работе с детьми стараюсь применять различные формы и методы:

1. Занятия:

- по ознакомлению с народным творчеством, с разнообразием народного искусства, элементами орнамента русского народного костюма; Дети очень любят раскрашивать русские народные костюмы. Рассказываю детям о традиционных русских ремеслах, о труде народных умельцев, показываю предметы русского народного творчества. В своих рассказах употребляю пословицы, поговорки о труде, вспоминаем сказки, воспитывающие уважение к труду.

-познавательно – речевые: рассматривание иллюстраций и картинок.

Я всегда обращаю внимание детей на одежду сказочных героев: во что одеты сказочные феи, короли и королевы, Иван - царевич и Царевна – лягушка, бояре и барыни;

- как выглядят наши предки;

-беседую с детьми об одежде в России в разные времена, об одежде разных слоев населения, об одежде русской деревни, об обуви, украшениях, головных уборов;

Рассматривая рисунки, дети выполняют задание, отмечают то общее, что сближает нас с дальними предками русского народа. Пополняю словарный запас детей старинными, редко встречающимися в современной жизни словами, например:

гости – гостья; доха – шуба; катанки – валенки; кожух – тулуп.

Развиваю наблюдательность, память, умения сопоставлять, сравнивать, высказывать собственное суждение, доказывать свою точку зрения.

Составила словарь «Старинных слов и выражений»; словарь «Элементов русской народной одежды».

Свою работу направляю на обогащение детей знаниями о фольклоре на ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ; также обращаюсь к устному народному творчеству. Проводятся недели здоровья : «Сила Русского духа»; «Школа богатырей»; «Русская ярмарка», где раскрывается значение национальных традиций (праздников, игр, образе жизни, для формирования культуры, здоровья, нравственных качеств русского народа. Развивается интерес к русским народным играм и забавам, желание подражать богатырям

2 Проведение игр :

-дидактических,

-сюжетно-ролевых,

-музыкальных,

-театрализованных.

Так, например, детям нравятся такие подвижные игры как «Змейка», «Гуси лебеди», «Ручеек».

Дети с удовольствием играют в уголке «Ряженья» где доступны сарафаны, какошники, рубахи-косоворотки. Из сюжетно-ролевых игр в «Путешествие в деревню к бабушке». Формируется представления об облике русской избы, русского костюма. Пополняется словарный запас у детей, такими словами как : какошник, венец, телогрея, сарафан.

Поддерживаю интерес детей к играм- драматизациям, к играм в кукольном театре, поощряю рассказывание по картинке. Чтобы знакомить детей с русским народным театром, в специально отведенный для этого «театральный уголок», я собрала все необходимое для драматизации русских народных сказок и кукольного театра: имеются сарафаны, платки, рубахи, фартуки; сказочные герои (волк, заяц, лиса, медведь) одеты в русские народные костюмы. Детям доставляет радость изображать персонажей сказок, «сидеть за прялкой», «печь колобка», выбирать «жениха» или «невесту». Самим придумывать сказки и обыгрывать их.

Для проведения музыкальных игр, вместе с музыкальным руководителем, используем деревянные ложки, трещетки,

балалайки, бубны и нетрадиционные музыкальные инструменты: ключи,

палочки, прищепки.

Через дидактические игры: «Украшаем какошник», «Составь мужской и женский костюм» показываю детям красоту русского народного костюма.

2. Проведение народных праздников, на которых проявляются все формы и виды культуры, начиная от принятых форм поведения и кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен и танцев; «Осенины», «Масленица» «Веснянка».

При проведение праздников, народных плясок, хороводов, пение частушек, игр на музыкальных инструментах стараемся одеть детей в народные костюмы. Родителям нравится, когда их дети надевают русский народный костюм.

Посмотрите на наряд мой

Оцените поскорей,

Расхвалил его изрядно

Даже русский соловей.

У меня на голове,

Красненький платочек.

Лапти новые сплела

Юбочка в цветочек.

3. Игры

- провожу с детьми дидактические игры: «Одень куклу в русский народный костюм», «Дорисуй узор», «Элементы орнаментов русского народного костюма».

- в уголке ряженья дети могут порыться в сундучке, выбирая себе наряд: сарафаны, юбки, фартуки, кокошники, бусы. Пополняется словарный запас у детей.

- для проведения музыкальных игр использую деревянные ложки, бубны, не традиционные музыкальные инструменты; ключи, прищепки.

- действенным методом является интегрированное занятие, когда его проводят несколько специалистов. Например: «Оденем куклу в русский народный костюм». Это занятие проводилось мною и педагогами дополнительного образования, оказывали помощь родители.

Немаловажное значение в достижении цели по приобщению детей к истокам русской народной культуре на основе изучения русского народного костюма. Я придаю работе с родителями, используя различные формы: анкетирование, индивидуальные и групповые беседы – консультации, видео съемки занятий, фольклорные мастер – классы, «День открытых дверей».

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы.Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 20 «Земляничка».

Погружение в старину через разные виды деятельностиПогружение в старину через разные виды деятельности Наш детский сад старается создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,формирует основы базовой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение к истокам русской народной культуры на основе изучения русского народного костюма.
Опубликовано: 4 февраля 2013 в 13:32
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение к истокам русской народной культуры на основе изучения русского народного костюма.» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Аксенова (УИ 66328) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД