Людмила Аксенова
Приобщение к истокам русской народной культуры на основе изучения русского народного костюма.
▼ Скачать + Заказать документы
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, а также без народного костюма, который раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрируя его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и явления частью его истории.
Публикация «Приобщение к истокам русской народной культуры на основе изучения русского народного костюма,» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Русский народный костюм
- Темочки
Организуя работу с детьми, стараюсь акцентировать внимание детей на народном костюме. Мои жизненные наблюдения показывают, что очень многие слои населения перенимают образ жизни и наряды у народов Западной Европы. Но русский народ имеет свою достойную культуру и традиции, которые ни в чем не уступают Западу, а даже наоборот.
Считаю необходимым возродить культуру России. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Цели : приобщать детей к истокам русской народной культуре. – продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира.
Задачи:
-Знакомство детей с традиционными видами женского рукоделия- прядением и плетением.
-Показать детям красоту русского народного костюма,
В своей работе с детьми стараюсь применять различные формы и методы:
1. Занятия:
- по ознакомлению с народным творчеством, с разнообразием народного искусства, элементами орнамента русского народного костюма; Дети очень любят раскрашивать русские народные костюмы. Рассказываю детям о традиционных русских ремеслах, о труде народных умельцев, показываю предметы русского народного творчества. В своих рассказах употребляю пословицы, поговорки о труде, вспоминаем сказки, воспитывающие уважение к труду.
-познавательно – речевые: рассматривание иллюстраций и картинок.
Я всегда обращаю внимание детей на одежду сказочных героев: во что одеты сказочные феи, короли и королевы, Иван - царевич и Царевна – лягушка, бояре и барыни;
- как выглядят наши предки;
-беседую с детьми об одежде в России в разные времена, об одежде разных слоев населения, об одежде русской деревни, об обуви, украшениях, головных уборов;
Рассматривая рисунки, дети выполняют задание, отмечают то общее, что сближает нас с дальними предками русского народа. Пополняю словарный запас детей старинными, редко встречающимися в современной жизни словами, например:
гости – гостья; доха – шуба; катанки – валенки; кожух – тулуп.
Развиваю наблюдательность, память, умения сопоставлять, сравнивать, высказывать собственное суждение, доказывать свою точку зрения.
Составила словарь «Старинных слов и выражений»; словарь «Элементов русской народной одежды».
Свою работу направляю на обогащение детей знаниями о фольклоре на ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ; также обращаюсь к устному народному творчеству. Проводятся недели здоровья : «Сила Русского духа»; «Школа богатырей»; «Русская ярмарка», где раскрывается значение национальных традиций (праздников, игр, образе жизни, для формирования культуры, здоровья, нравственных качеств русского народа. Развивается интерес к русским народным играм и забавам, желание подражать богатырям
2 Проведение игр :
-дидактических,
-сюжетно-ролевых,
-музыкальных,
-театрализованных.
Так, например, детям нравятся такие подвижные игры как «Змейка», «Гуси лебеди», «Ручеек».
Дети с удовольствием играют в уголке «Ряженья» где доступны сарафаны, какошники, рубахи-косоворотки. Из сюжетно-ролевых игр в «Путешествие в деревню к бабушке». Формируется представления об облике русской избы, русского костюма. Пополняется словарный запас у детей, такими словами как : какошник, венец, телогрея, сарафан.
Поддерживаю интерес детей к играм- драматизациям, к играм в кукольном театре, поощряю рассказывание по картинке. Чтобы знакомить детей с русским народным театром, в специально отведенный для этого «театральный уголок», я собрала все необходимое для драматизации русских народных сказок и кукольного театра: имеются сарафаны, платки, рубахи, фартуки; сказочные герои (волк, заяц, лиса, медведь) одеты в русские народные костюмы. Детям доставляет радость изображать персонажей сказок, «сидеть за прялкой», «печь колобка», выбирать «жениха» или «невесту». Самим придумывать сказки и обыгрывать их.
Для проведения музыкальных игр, вместе с музыкальным руководителем, используем деревянные ложки, трещетки,
балалайки, бубны и нетрадиционные музыкальные инструменты: ключи,
палочки, прищепки.
Через дидактические игры: «Украшаем какошник», «Составь мужской и женский костюм» показываю детям красоту русского народного костюма.
2. Проведение народных праздников, на которых проявляются все формы и виды культуры, начиная от принятых форм поведения и кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен и танцев; «Осенины», «Масленица» «Веснянка».
При проведение праздников, народных плясок, хороводов, пение частушек, игр на музыкальных инструментах стараемся одеть детей в народные костюмы. Родителям нравится, когда их дети надевают русский народный костюм.
Посмотрите на наряд мой
Оцените поскорей,
Расхвалил его изрядно
Даже русский соловей.
У меня на голове,
Красненький платочек.
Лапти новые сплела
Юбочка в цветочек.
3. Игры
- провожу с детьми дидактические игры: «Одень куклу в русский народный костюм», «Дорисуй узор», «Элементы орнаментов русского народного костюма».
- в уголке ряженья дети могут порыться в сундучке, выбирая себе наряд: сарафаны, юбки, фартуки, кокошники, бусы. Пополняется словарный запас у детей.
- для проведения музыкальных игр использую деревянные ложки, бубны, не традиционные музыкальные инструменты; ключи, прищепки.
- действенным методом является интегрированное занятие, когда его проводят несколько специалистов. Например: «Оденем куклу в русский народный костюм». Это занятие проводилось мною и педагогами дополнительного образования, оказывали помощь родители.
Немаловажное значение в достижении цели по приобщению детей к истокам русской народной культуре на основе изучения русского народного костюма. Я придаю работе с родителями, используя различные формы: анкетирование, индивидуальные и групповые беседы – консультации, видео съемки занятий, фольклорные мастер – классы, «День открытых дверей».