Приложение МААМ

Приобщение младших дошкольников к традициям культурного наследия

Валентина Соломатина
Приобщение младших дошкольников к традициям культурного наследия
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение младших дошкольников к традициям культурного наследия

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

(Вадим Шафнер)

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего народа, его традициям культурного наследия - к народной культуре.

Публикация «Приобщение младших дошкольников к традициям культурного наследия» размещена в разделах

Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Ведь в опытах наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания т. е приобщать детей к традициям культурного наследия надо начинать с раннего детства. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является «народная культура», ведь ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про «Курочку Рябу», «Козу-Дерезу», «Репку».

Народная культура увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво и что не красиво.

Впервые серьезное внимание на приобщение детей к традициям культурного наследия обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.

Я хочу рассказать о том, как мы начали проводить работу по приобщению детей к культурному наследию в своей группе с детьми младшего возраста. Для проведения этой работы, мы поставили перед собой следующие задачи:

• Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.

• Учить внимательно слушать и запоминать русские народные песенки, сказки, потешки.

• Воспитывать желание слушать народную музыку, подпевать, выполнять простейшие плясовые движения.

• Знакомить с народными игрушками (ванькой-встанькой, волчком, матрёшкой, дымковской, богородской и др.,

• Формировать элементарные представления о народных праздниках

• Знакомить с народными подвижными играми, привлекать к участию в народных забавах.

Проходит эта работа по двум направлениям:

приобщение детей к традициям культурного наследия в организованной образовательной деятельности.

• при проведении режимных процессов.

У детей нашего возраста приобщение к традициям культурного наследия идет через песенки, потешки, прибаутки, которые являются богатым материалом для воспитания, обучения и развития детей. Они представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни детей. Поэтому мы оформили для своей работы мини – библиотеку колыбельных песенок, потешек, прибауток.

Достаточно серьезным периодом у наших детей был (да он и сейчас присутствует) период адаптации. Чтобы помочь ребенку отвлечься и успокоиться, погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку, мы использовали потешки, прибаутки. обращали внимание на то, чтобы они были простыми, короткими по содержанию, побуждали к действию, движениям. Например, во время умывания используем потешку

Чистая водичка,

моет Семену личико.

Пальчики Алешке,

Сашеньке ладошки.

Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.

Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим:

Умница Дашенька, ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

Если на конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет».

На лепке - лепим оладушки, обыгрываем тоже потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки». «Ай, чи-чи-чи-чи, вот баранки – калачи. Вот баранки – калачи с пылу, с жару из печи».

Кроме потешек, важным средством приобщения детей к народной культуре является загадка. Народ всегда был высокого мнения о загадках: "Загадка - разгадка, да семь верст правды". Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяет давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).

В холод он в берлоге спит

Тихо в дырочки сопит

Как проснется, ну реветь,

И зовут его … медведь

Он коричневый, лохматый.

Угадайте-ка, ребята,

Кто, построив теплый дом,

Спит всю зиму в доме том?

Говорят, он любит мёд,

Ловит рыбу, как мальчишка,

Спит в берлоге в Новый Год

Беззаботный, бурый … мишка.

Видите, насколько всесторонняя характеристика дана медведю в этих трех загадках.

Особое место в работе по приобщению детей к традициям культурного наследия мы придавали русским народным сказкам, поскольку они являются в этом возрасте самой эффективной формой педагогического воздействия на ребенка. Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга. Сказки позволяют расширить представления детей о доброте и зле, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. При осмыслении текста дети исходят из своего пока еще небольшого житейского опыта. Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. При чтении сказок мы используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети очень отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых. Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата.

В приобщении детей к традициям культурного наследия велика и ни с чем несравнима роль народных песен и праздников. Поэтому на музыкальных занятиях вместе с музыкальным руководителем приучаем детей слушать русские народные песни. Дети водят хороводы под эту музыку, выполняют танцевальные движения, играют на народных музыкальных инструментах. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой.

Наши дети еще маленькие, но ярким событием для них было участие в народном празднике - Рождественские колядки. В гости к ним приходили старшие дети, которые пели песни, плясали, угощали наших малышей конфетами. Впереди нас ждут такие праздники, как Масленица, Пасха. Непосредственное участие детей (пусть пока еще в роли зрителей) в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках является ярким и радостным событием в жизни детей по приобщению к традициям культурного наследия.

К средствам приобщения детей к народной культуре относится декоративно-прикладное искусство. Для того, чтобы познакомить детей с народными игрушками: ванькой-встанькой, волчком, матрёшкой, дымковской, богородской, мы организовали выставку. Дети с интересом рассматривали народные игрушки, играли с ними.

Физкультурные занятия и досуги с использованием фольклорных элементов и народных подвижных игр очень любят дети. При проведении этих занятий также используем различные виды народного творчества: двигательно-творческие, основанные на использовании потешек, загадок и сказок; физкультурные занятия с элементами фольклора.

Кулачки сложили,

Кулачками били:

Тук-тук, тук да тук,

Тук-тук, тук да тук.

(стучим кулачками друг о друга)

Ладушки-ладошки,

Хлопали в ладошки,

Хлопали в ладошки,

(хлопаем в ладоши)

Отдохнем немножко.

(руки на колени).

Много радости доставляют детям народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Жмурки», Каравай»

И в заключении хочу сказать, что нашим детям еще не всем исполнилось 3 года. Это только начало жизненного пути. И мы очень стараемся, что бы уже в самом начале этот путь был освещен солнцем народного творчества, народного наследия.

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к культуре, искусству и традициям русского народа посредством различных видов деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида №41 «Заряночка».

Фотоотчет «Приобщение детей к народным традициям»Фотоотчет «Приобщение детей к народным традициям» настоящее время растёт интерес к активной пропаганде национальных традиций, которые воплощены в многообразных фольклорных жанрах, обычаях,.

Русские народные праздники как средство приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь,.

Доклад на тему «Приобщение младших дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми» Материал для педагогического совета «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» Доклад на тему:.

Фотоотчет о конференции «Приобщение дошкольников и школьников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии»Фотоотчет о конференции «Приобщение дошкольников и школьников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии» Добрый день уважаемые коллеги. Современное поколение, мало знает о русской народной культуре. Проблема духовно-нравственного воспитания.

«Приобщение детей к народным традициям». Консультация Приобщение детей к народным традициям Русские народные традиции одна из составных частей культурного наследия русского народа. К народным.

Методическая разработка «Приобщение дошкольников к народным традициям» Куприенко Елена Николаевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 16 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга ПРИОБЩЕНИЕ.

Презентация «Русские народные праздники как средство приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям» «Русские народные праздники как средство приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям»Мы живем в интересное и сложное время,.

Приобщение младших школьников к традициям и культуре кубанского казачества: направления деятельности воспитателя Я работаю воспитателем в общеобразовательной школе казачьей направленности, где существует особый обряд посвящения в казачата, проводимый.

Программа «Приобщение дошкольников к традициям родного края» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного профессионального образования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение младших дошкольников к традициям культурного наследия
Опубликовано: 14 марта 2019 в 16:16
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение младших дошкольников к традициям культурного наследия» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Соломатина (УИ 28294) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД