Валентина Соломатина
Приобщение младших дошкольников к традициям культурного наследия
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение младших дошкольников к традициям культурного наследия
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
(Вадим Шафнер)
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего народа, его традициям культурного наследия - к народной культуре.
Публикация «Приобщение младших дошкольников к традициям культурного наследия» размещена в разделах
Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Ведь в опытах наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.
Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания т. е приобщать детей к традициям культурного наследия надо начинать с раннего детства. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является «народная культура», ведь ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про «Курочку Рябу», «Козу-Дерезу», «Репку».
Народная культура увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво и что не красиво.
Впервые серьезное внимание на приобщение детей к традициям культурного наследия обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.
Я хочу рассказать о том, как мы начали проводить работу по приобщению детей к культурному наследию в своей группе с детьми младшего возраста. Для проведения этой работы, мы поставили перед собой следующие задачи:
• Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.
• Учить внимательно слушать и запоминать русские народные песенки, сказки, потешки.
• Воспитывать желание слушать народную музыку, подпевать, выполнять простейшие плясовые движения.
• Знакомить с народными игрушками (ванькой-встанькой, волчком, матрёшкой, дымковской, богородской и др.,
• Формировать элементарные представления о народных праздниках
• Знакомить с народными подвижными играми, привлекать к участию в народных забавах.
Проходит эта работа по двум направлениям:
• приобщение детей к традициям культурного наследия в организованной образовательной деятельности.
• при проведении режимных процессов.
У детей нашего возраста приобщение к традициям культурного наследия идет через песенки, потешки, прибаутки, которые являются богатым материалом для воспитания, обучения и развития детей. Они представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни детей. Поэтому мы оформили для своей работы мини – библиотеку колыбельных песенок, потешек, прибауток.
Достаточно серьезным периодом у наших детей был (да он и сейчас присутствует) период адаптации. Чтобы помочь ребенку отвлечься и успокоиться, погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку, мы использовали потешки, прибаутки. обращали внимание на то, чтобы они были простыми, короткими по содержанию, побуждали к действию, движениям. Например, во время умывания используем потешку
Чистая водичка,
моет Семену личико.
Пальчики Алешке,
Сашеньке ладошки.
Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим:
Умница Дашенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
Если на конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет».
На лепке - лепим оладушки, обыгрываем тоже потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки». «Ай, чи-чи-чи-чи, вот баранки – калачи. Вот баранки – калачи с пылу, с жару из печи».
Кроме потешек, важным средством приобщения детей к народной культуре является загадка. Народ всегда был высокого мнения о загадках: "Загадка - разгадка, да семь верст правды". Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяет давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).
В холод он в берлоге спит
Тихо в дырочки сопит
Как проснется, ну реветь,
И зовут его … медведь
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
Говорят, он любит мёд,
Ловит рыбу, как мальчишка,
Спит в берлоге в Новый Год
Беззаботный, бурый … мишка.
Видите, насколько всесторонняя характеристика дана медведю в этих трех загадках.
Особое место в работе по приобщению детей к традициям культурного наследия мы придавали русским народным сказкам, поскольку они являются в этом возрасте самой эффективной формой педагогического воздействия на ребенка. Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга. Сказки позволяют расширить представления детей о доброте и зле, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. При осмыслении текста дети исходят из своего пока еще небольшого житейского опыта. Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. При чтении сказок мы используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети очень отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых. Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата.
В приобщении детей к традициям культурного наследия велика и ни с чем несравнима роль народных песен и праздников. Поэтому на музыкальных занятиях вместе с музыкальным руководителем приучаем детей слушать русские народные песни. Дети водят хороводы под эту музыку, выполняют танцевальные движения, играют на народных музыкальных инструментах. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой.
Наши дети еще маленькие, но ярким событием для них было участие в народном празднике - Рождественские колядки. В гости к ним приходили старшие дети, которые пели песни, плясали, угощали наших малышей конфетами. Впереди нас ждут такие праздники, как Масленица, Пасха. Непосредственное участие детей (пусть пока еще в роли зрителей) в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках является ярким и радостным событием в жизни детей по приобщению к традициям культурного наследия.
К средствам приобщения детей к народной культуре относится декоративно-прикладное искусство. Для того, чтобы познакомить детей с народными игрушками: ванькой-встанькой, волчком, матрёшкой, дымковской, богородской, мы организовали выставку. Дети с интересом рассматривали народные игрушки, играли с ними.
Физкультурные занятия и досуги с использованием фольклорных элементов и народных подвижных игр очень любят дети. При проведении этих занятий также используем различные виды народного творчества: двигательно-творческие, основанные на использовании потешек, загадок и сказок; физкультурные занятия с элементами фольклора.
Кулачки сложили,
Кулачками били:
Тук-тук, тук да тук,
Тук-тук, тук да тук.
(стучим кулачками друг о друга)
Ладушки-ладошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали в ладошки,
(хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко.
(руки на колени).
Много радости доставляют детям народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Жмурки», Каравай»
И в заключении хочу сказать, что нашим детям еще не всем исполнилось 3 года. Это только начало жизненного пути. И мы очень стараемся, что бы уже в самом начале этот путь был освещен солнцем народного творчества, народного наследия.