Получи документы

Конспект занятия по краеведению и изучению природного мира «Реки Приморского края»

Анна Бабенко
Конспект занятия по краеведению и изучению природного мира «Реки Приморского края»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 112 общеразвивающего вида г. Владивостока»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей или подготовительной группе детского сада. Формирование целостной картины мира. Природный мир. Краеведение.

Тема: «Реки Приморского края»

Выполнил: воспитатель Бабенко А. А.

Публикация «Конспект занятия по краеведению и изучению природного мира „Реки Приморского края“» размещена в разделах

Владивосток 2024

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей или подготовительной группе детского сада. Формирование целостной картины мира. Природный мир. Краеведение.

Тема: «Реки Приморского края»

(Данный конспект может быть разделён на две части, то есть на два занятия. Тогда вводная часть будет одинаковой)

Цели: уточнять и расширять знания детей о природных особенностях Приморского края в целом и знания о реках Приморья в частности, знания о разнообразии речных обитателей, воспитывать интерес к изучению природы родного края, расширять кругозор детей, воспитывать у детей любовь к своей малой родине - Приморскому краю, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Задачи: напомнить детям о многообразии природных богатств Приморского края, рассказать о реках Приморского края, о многообразии речных обитателей, напомнить о необходимости беречь и сохранять природные богатства, стимулировать познавательный интерес у детей.

Предварительная работа: рассматривание с детьми фотографий на темы «Природа Приморского края», «Реки Приморья и их обитатели».

Материалы и оборудование: фотографии природных красот Приморского края на демонстрационной доске, фотографии рек Приморья, фотографии речных обитателей, аудиоколонка, аудиозапись с журчанием рек, пением птиц.

Ход занятия:

Вводная часть.

Воспитатель: Дети, давайте с вами повторим, в какой стране мы с вами живём? Дети: Мы живём в России.

Воспитатель: А кто сможет сказать, как называется столица нашей родины – России? Дети: Москва.

Воспитатель: Правильно! Мы с вами живём в России, и столица России – это город Москва. Молодцы, дети! А как называется край, в котором мы живём? Дети: Приморский край.

Воспитатель: Правильно! А кто может сказать, как называется столица нашего края?

Дети: Владивосток.

Воспитатель: Умнички! Правильно, Мы с вами живём в Приморском крае и столица Приморского края – это город Владивосток. А сегодня мы с вами снова поговорим о природе нашего Приморского края. Чем богата природа нашего края? Кто может рассказать?

Дети: (по одному) горы, лес, речки, озёра, море и т. д.

Воспитатель: Правильно, дети! Все эти природные богатства есть в нашем Приморском крае. Мы с вами уже знаем о том, что одним из главных природных богатств Приморского края является Японское море. Мы с вами знаем о том, какие морские обитатели живут в водах Японского моря. Кто сможет напомнить нам о них? (Дети по очереди перечисляют обитателей Японского моря (рыбы, животные, растения). Правильно, дети! Вы всё хорошо запомнили. Так вот, дети, наше Японское море сохраняет свою полноводность и такое разнообразие обитателей ещё и потому, что в него впадает множество рек. Мы с вами помним, что из Японского моря на нерест в реки идут многие виды рыб. Реки очень важны для природы нашего края. А кто может сказать, чем реки отличаются от моря? (Ответы детей – размером, волнами, водой и т. д.) Хорошо. А чем вода в реке отличается от воды в море? Дети: Вода в море солёная, а в речке – нет. Воспитатель: Правильно! Вода в реке несолёная, она пресная. Поэтому, если воду из реки хорошо очистить, то её можно использовать для питья и приготовления пищи.

Основная часть.

Воспитатель: Дети, мы с вами знаем, что Приморский край богат своей природой (показывает фотографии природных красот Приморского края). Сегодня я расскажу вам о реках Приморского края. В нашем крае много рек. Разных – и больших, и маленьких. Все они очень важны для природы нашего края, все они очень красивы. Начало каждой реки называется истоком. Углубление в земле, по которому течёт река, называется руслом. Каждая река впадает либо в другую реку, либо в озеро, либо в море. Так вот, место впадения реки в другой водоём, называется устьем. Так вот, дети, многие крупные реки Приморского края имеют исток (то есть – своё начало) на хребтах горного массива Сихотэ-Алинь, они более протяжённые (то есть – более длинные) и имеют спокойное течение. Реки, которые впадают в Японское море, имеют небольшие размеры, порожистое русло и быстрое течение. Водность рек Приморского края (то есть – наполненность рек водою) может резко меняться в течение года, часты паводки и наводнения. Всего в Приморском крае около 60 000 рек. Их общая протяженность составляет более 180 000 км.

Природа и ландшафты берегов рек красивы и привлекают путешественников. Природное богатство речных долин оценили не только туристы. Несколько природных зон охраняются государством в качестве заповедных, есть места, охраняемые всемирной организацией ЮНЕСКО. Одним из главных занятий в таежных реках края является рыбалка. На многих реках существуют увлекательные сплавные маршруты.

Самые длинные реки Приморского края

(Крупнейшие реки, протекающие по территории Приморья)

Река Уссури протекает по Хабаровскому и Приморскому краю, а также через провинцию Хэйлунцзян в КНР. Характер реки преимущественно равнинный, не считая участка, проходящего через горы Сихотэ-Алинь. Путешественники часто приезжают к берегам Уссури, чтобы отдохнуть у воды в тишине и спокойствии. На фоне живописной природы во время пеших или водных прогулок можно сделать эффектные фото. Общая длина реки – 897 км.

Река Уссури

Река Туманная протекает в Приморском крае России, по провинциям Гирин в КНР и Янгандо в КНДР и имеет важное стратегическое значение. Единственным мостом через Туманную между Россией и КНДР является железнодорожный «Мост дружбы». На территории России и до впадения в Японское море река имеет медленное течение. Туманная популярна среди любителей рыбалки и спортивной охоты на водоплавающую дичь. Длина реки – 549 км., в Приморском крае – 17 км.

Река Туманная

В нижнем течении реки Бикин расположен массив кедрово-широколиственных лесов. Этот нетронутый участок леса площадью более 4 000 км носит название «Долина реки Бикин» и охраняется ЮНЕСКО. Здесь проживают малочисленные коренные народности – удэгейцы. Обитают множество редких видов животных и птиц – японский журавль, амурский тигр. Бикин течет по Приморскому и Хабаровскому краям. Общая длина реки – 560 км.

Река Бикин

Река Большая Уссурка. В верхнем течении берега реки обрывистые и крутые, дно каменистое. Есть пороги, перекаты и крутые изгибы русла. В нижнем течении реки высота берегов не превышает двух метров, дно реки становится песчаным. Ширина Большой Уссурки – 80-100 метров, в период половодья достигает 300 метров. Длина реки – 440 км.

Половодье, дети, – это период, когда тают снега и льды весной, и воды в реке становится очень много. А паводок случается в тёплое время года, когда идут сильные дожди, тогда воды в реках становится тоже больше обычного, иногда очень много. И тогда реки могут выйти из берегов и затопить территорию рядом с реками – и леса, и населённые пункты – то есть деревни, сёла, города, в которых живут люди. А сели наступает засуха – то есть почти совсем нет дождей, а только сильно палит солнце, тогда, наоборот, воды в реках становится меньше, а при сильной и долгой засухе маленькие речки могут и вовсе пересохнуть.

Река Большая Уссурка

А теперь, дети, давайте ненадолго отвлечёмся! Приглашаю вас на физкультминутку! И физкультминутка у нас, конечно же, будет про речку!

Физкультминутка

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх)

Чтобы плыть ещё скорей, Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками. Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы, На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.) И на травке отдыхаем.

(После физкультминутки дети возвращаются на свои места)

Река Арсеньевка. Истоки этой реки расположены на высоте более 100 метров над уровнем моря, дальше она протекает по межгорной возвышенности среди таежного хвойного леса. Живописные берега реки привлекают сюда не только рыбаков и охотников. Оценить красоту природы можно в водном путешествии. Сплав по Арсеньевке несложен. Но стоит учитывать особенности реки – обрывистые берега и множество излучин. Длина реки – 294 км.

Река Арсеньевка

Река Илистая. Прежнее название реки – Лефу. Исток реки расположен на одном из склонов Пржевальского хребта горного массива Сихотэ-Алинь. Горная часть реки покрыта густым лесом, равнинная – лугами. Ширина реки меняется от 34-40 метров в низовье до 50-70 метров в верховье. Русло реки извилистое. Самым популярным отдыхом на реке Илистой является рыбалка. В ней водятся такие рыбы, как хариус, мальма, таймень, щука, ленок. Длина реки – 220 км.

Река Илистая

Река Самарга. Берега реки сложно достижимы. Река находится в отдалении от крупных населенных пунктов. На ее берегах расположены всего два села – Самарга и Азгу. При этом Азгу (Тернейский район Приморья) является самым северным населенным пунктом Приморского края. Добраться сюда можно на вертолете, либо водным путем по реке. Нетронутая природа вокруг реки разнообразна. В верховьях Самарги растут ели, пихты, в низовьях – дубы и березы. Длина реки – 218 км

Река Самарга

Итак, кроме реки Уссури к основным рекам края относятся река Бикин, река Большая Уссурка, река Арсеньевка, река Илистая, река Самарга.

Главным водоразделом на территории Приморья является хребет Сихотэ-Алинь. С восточного, более крутого склона этого хребта реки текут в Японское море, с западного склона – в реку Уссури. Другим, менее протяжённым водоразделом является система Восточно-Маньчжурских гор на территории Китайской Народной Республики. С восточного склона этой горной системы стекают западные притоки озера Ханка. Река Раздольная, истоки и верхнее течение которой находятся на территории Китайской Народной Республики, и более мелкие реки этой системы впадают в залив Петра Великого.

Река Раздольная. Протекает в провинции Хэйлунцзян в КНР и по Приморскому краю в России. На территории России обладает спокойным течением и равнинным характером. Пологие берега изредка сменяются скалистыми обрывами, покрытыми густым лесом. В нижнем течении русло реки становится извилистым и разветвленным. В реке водятся сазаны, караси, сомы. Зимой хорошо ловится корюшка, камбала и навага. Также в самой реке и её притоках активно нерестятся лососевые – сима и кета. Длина реки – 245 км., в Приморском крае – 191 км.

Река Раздольная

Ещё среди рек Приморского края нужно отметить такие, как:

- Малиновка (приток Большой Уссурки). Ранее носила название Иман, что на древнем маньчжурском значит «горный козел».

- Сунгача. Пограничная река, протекает между провинцией Хэйлунцзян в КНР и Приморским краем в России. Китаю принадлежит левый берег Сунгачи. В России протекает по территории природного заповедника Ханкайский. В долине реки много мелких озер, близ которых растет реликтовое растение Лотос орехоносный, внесенный в Красную книгу. Ширина реки составляет от 30 до 60 метров, глубина – 3-3,5 метра. Длина реки – 210 км.

- Маревка. Крупный приток Большой Уссурки. Глубина Маревки в среднем составляет 1-2 метра. Длина реки – 179 км.

- Алчан (приток Бикина). Начало берет на склонах горной системы Сихотэ-Алинь. Большая часть речного бассейна покрыта лесом. Длина реки – 170 км.

- Арму. Протекает по территории национального парка Красноармейского района, где впадает в реку Большая Уссурка. На реке нет населенных пунктов. Ближайшим к реке является село Дерсу в 14 км. Длина реки – 168 км.

- Комиссаровка. Ранее Комиссаровка носила названия Пенча и Синтухэ. Исток реки расположен на одном из склонов Пограничного хребта. Первые 25 км река имеет горный характер, далее – равнинный. Дно реки песчаное, имеет галечные участки. Ширина реки достигает 45 метров. На берегах реки расположено несколько сел и железнодорожных станций.

Длина реки – 162 км.

- Партизанская. Река протекает по южной стороне Приморского края. Исток берет в хребтах гор Сихотэ-Алинь. Впадает Партизанская в Японское море у города Находка. Имеет преимущественно горный характер – перекаты, быстрое течение, каменистое дно. Длина реки – 142 км.

- Дальняя (приток Большой Уссурки). Протекает по таежной, практически незаселенной местности. Берега реки полностью покрыты лесом. Длина реки – 135 км.

- Павловка (приток Уссури). Берега имеют скальную породу. Долина реки большей частью покрыта лесом. Длина реки – 132 км.

- Кема. Близ села Великая Кема небольшая река впадает в Японское море. Длина реки – 119 км.

- Журавлевка. Протекает в долине, расположенной между горных отрогов. Журавлевка – отличное место для рыбалки. В ней можно поймать тайменя, хариуса и ленка. Лучше всего рыба ловится в верховьях реки. Длина реки – 114 км.

Ещё есть в приморском крае такие реки, как Единка, Киевка, Максимовка, Абрамовка, Нестеровка, речка Кабанья.

Слушать о реках нашего края, конечно же, очень интересно, но я думаю, нам нужно снова немного размяться! Приглашаю вас снова на физкультминутку!

Физкультминутка:

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)

Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)

Воспитатель: Ну, вот мы и размялись. А теперь давайте подумаем, кто же может жить в реках, о которых я вам уже рассказала? Дети: В реках живут рыбы. Воспитатель: Правильно! Конечно же, в реках нашего края живут рыбы. Такие, как хариус, мальма, таймень, щука, ленок, краснопёрка, гольян. Зимой хорошо ловится в некоторых реках корюшка, камбала и навага. Также в реках и их притоках активно нерестятся лососевые – сима и кета.

Хариус

Таймень

Ленок

Краснопёрка

Воспитатель: Вот какие разные рыбы водятся в водах рек Приморского края!

С давних времен люди строили свои поселения на берегах рек, реки обеспечивали людей пресной водой и служили в качестве торговых путей, то есть по рекам на плотах, лодках, судах люди путешествовали, перевозили товары, грузы. На реках строили гидроэлектростанции, то есть люди научились получать с помощью рек электричество. Вот сколько пользы приносили и приносят реки человечеству! К сожалению, люди не всегда проявляли взамен заботу над сохранением чистоты рек. Главным источником загрязнения окружающей нас природы является деятельность человека. Люди очень часто сбрасывают в реки сточные (то есть загрязнённые воды) с заводов, фабрик, из городов. А люди, отдыхающие на берегах рек, часто оставляют после себя мусор и на берегу, и в воде.

Заключительная часть.

Воспитатель: Итак, дети, мы с вами сегодня на занятии выяснили, что на территории Приморского края протекает множество рек. Есть среди них большие реки, есть реки поменьше. Давайте сейчас попробуем вспомнить, о каких реках мы говорили на этом занятии? Кто помнит названия рек? (Дети перечисляют названия тех рек, что запомнились им, остальные напоминает воспитатель). Теперь мы знаем, как много разных рыб живёт в водах этих рек. Кто запомнил названия этих рыб? (Дети перечисляют). Хорошо! Давайте теперь подумаем, какие экологические проблемы существуют у наших рек? Дети: Мусор на берегу и в воде, загрязнения. (Если у детей возникают трудности с ответами, воспитатель помогает) А чем мы можем рекам помочь? Как мы можем реки беречь? (Дети отвечают – не мусорить, не загрязнять, всегда убирать за собой, когда отдыхаем на берегах рек, не мыть в реках машины и т. д.) Хорошо, дети! Мы с вами точно знаем, что природу надо беречь! И воды наших Приморских рек беречь тоже нужно. Молодцы! Сегодня мы с вами отлично поработали!

Публикации по теме:

22 марта — День воды. Конспект открытого интегрированного занятия «С голубого ручейка…» на тему «Реки Ставропольского края»22 марта — День воды. Конспект открытого интегрированного занятия «С голубого ручейка…» на тему «Реки Ставропольского края» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №6 комбинированного вида «Здоровье» Конспект открытого интегрированного.

Конспект образовательной деятельности по краеведению «Народные мастера липецкого края — романовская игрушка»Конспект образовательной деятельности по краеведению «Народные мастера липецкого края — романовская игрушка» Цель: Знакомство с промыслами Липецкого края. Задачи: Закрепить представления о разнообразии романовской игрушки; Формировать умение лепить.

Конспект занятия «Животный мир Краснодарского края. Красная книга исчезающих животных края» для детей с 8–17 лет с ОВЗКонспект занятия «Животный мир Краснодарского края. Красная книга исчезающих животных края» для детей с 8–17 лет с ОВЗ Цель занятия: познакомить с разнообразием животных Краснодарского края. Формировать основы экологической культуры. Задачи: 1. Познакомить.

Мини-музей «Море» Приморского края (средняя группа)Мини-музей «Море» Приморского края (средняя группа) В нашем детском саду каждая группа предоставила мини-музей Приморского края. Педагоги младших групп сделали музей о диких животных Приморья.

Новые лоскутки с кукурузой из Приморского края для скатерти-самобранкиНовые лоскутки с кукурузой из Приморского края для скатерти-самобранки Здравствуйте,уважаемые коллеги и гости моего блога. Хочу поделиться с вами,что мои родители с удовольствием откликнулись сделать со своими.

Опыт работы по краеведению «Край родной навек любимый» к Дню родного края на МAAMОпыт работы по краеведению «Край родной навек любимый» к Дню родного края на МAAM Попова Валентина Опыт работы по краеведению "Край родной навек любимый" к Дню родного края на МААМ Цель: воспитание гармонично развитой.

Фотоотчёт о презентации проекта подготовительной группы по изучению природы родного края «Моё родное Подмосковье»Фотоотчёт о презентации проекта подготовительной группы по изучению природы родного края «Моё родное Подмосковье» Этот проект появился от обиды. Моей обиды. Не на кого-то, а ЗА КОГО - ТО, ЗА ЧТО -ТО. Помните знаменитое "За державу обидно!". Так вот.

Проект по краеведению  «Природа родного края» с детьми старшего дошкольного возрастаПроект по краеведению  «Природа родного края» с детьми старшего дошкольного возраста Проект по Краеведению – природа родного края с детьми старшего дошкольного возраста Автор: Кузнецова Вероника Валерьевна Новосибирск.

Фотоотчет о реализации проекта «Луговые и полевые цветы Приморского края»Фотоотчет о реализации проекта «Луговые и полевые цветы Приморского края» В этом году на летний период я самостоятельно не делала никаких проектов, но с большим удовольствием взялась за реализацию проекта "Луговые.

Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края»Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края» В нашем детском саду проводится курс занятий по краеведению «История Пензенского края». Данный курс ведет сотрудник краеведческого музея.

Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению и изучению природного мира «Реки Приморского края»
Опубликовано: 10 февраля 2024 в 16:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по краеведению и изучению природного мира «Реки Приморского края»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Бабенко (УИ 842243) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД